В ближайшие дни министр спорта РФ Виталий Мутко возглавит РФС. Любители футбола довольны. Репутация министра, которого прозвали уже Медалием Леонтьевичем, позволяет надеяться, что сборная сдвинется с мертвой точки, да и в чемпионате страны будет больше порядка. Вот недавно всей Россией искали деньги для Фабио Капелло, не могли найти, а пришел Мутко и… ушел алленаторе. Но ведь не футболом единым! В будущем году Олимпиада в Рио! Да и вообще, футбол, конечно, игра № 1, но и у других видов спорта хватает в России поклонников. И они-то обеспокоены: хватит ли у министра-совместителя на все времени, не сосредоточится ли он исключительно на футболе в ущерб остальным дисциплинам. Дискуссия на эту тему разгорелась и в редакции «Спорта день за днем».
Мнение Сергея Бавли
Да, в нашем футболе наступило время совместителей: Леонид Слуцкий, Виталий Мутко. А что прикажете делать? Футбол российский в столь глубоком пике, что только министру под силу его спасти. И никаких проблем в этом я не вижу. Футбол, как сказано выше, спорт № 1. В мире и в России. Значит, министр спорта и прежде уделял ему первостепенное внимание. Точнее говоря, футбол в большинстве стран планеты давно уже и не спорт, не игра, а нечто значительно большее. То есть государственного масштаба дело. Кому же, как не государственному человеку, им заняться вплотную? И ведь не стоит наивно полагать, что Виталий Мутко забросит сейчас вверенное ему министерство и переберется в офис РФС. На плечи министра ляжет обязанность принимать глобальные решения. Вот, к примеру, назначение нового главного тренера сборной России и поиск денег для расчета с предыдущим наставником. Технические детали, документооборот — все это, без сомнения, будет возложено на энергичного заместителя. Которым, кстати, вполне может оказаться глава оргкомитета подготовки к чемпионату мира Алексей Сорокин. Вот вам и еще один совместитель, пока гипотетический. Тоже ведь важнейшая деталь: министр спорта и до прихода в РФС уделял футболу огромное внимание, ведь мундиаль на носу.
И я не думаю, что остальные виды спорта осиротеют. Есть федерации. Они в ежедневном режиме заняты текущей работой. Министр Мутко вот уже довольно много лет умудряется посещать сборы кандидатов в олимпийские наши команды, держать руку на пульсе. Игры в Сочи — лучшая характеристика его работы. И в плане организации Олимпиады, и в плане выступления наших спортсменов.
Пример расставания с Капелло показателен. В России эффективен только авторитетный топ-менеджер. Николай Толстых довел взаимоотношения с главным тренером сборной до абсурда. Стоило появиться Мутко, как следом появился и «добрый человек» Алишер Усманов.
Не стоит забывать, что Олимпийский комитет России как функционировал, так и функционирует. Его глава Александр Жуков — фигура отнюдь не менее авторитетная. Подготовка сборных команд к Рио, отбор кандидатов — все это идет полным ходом. На плечи Виталия Мутко ложится дополнительная нагрузка, от этого может пострадать семья министра, которая будет видеть его еще реже, но не развитие олимпийских видов спорта в стране.
В Сочи, за несколько месяцев до старта Игр, министр признался нам с главным редактором «Спорта День за Днем» Иваном Жидковым, что большую часть своего времени проводит в самолете и скучает по внучке. С этими словами Виталий Леонтьевич отправился встречать... президента УЕФА Мишеля Платини. Так что и режим для него привычный, и футбол в его работе традиционно играет ведущую роль. А француз, с которым они дружны, с высокой долей вероятности возглавит вскоре ФИФА. Ситуация, как известно, сложная. Зачем же рушить налаженные связи?
Мнение Олега Евстифеева
Начнем с того, что Виталий Мутко не хочет совмещать два поста. «Мне придется тянуть эту лямку», — сказал он. «Так получилось, что я остался единственным кандидатом на пост главы РФС», — говорит он. Виталий Леонтьевич знает, что такое совмещение. В конце нулевых он имел достаточно длительный опыт одновременной работы в РФС и в кабинете министров. И я ни разу в жизни не видел большего оптимиста, чем наш министр спорта. Если уж он не уверен в своих силах, дело плохо.
Для олимпийской сборной России — 2016 Мутко в первую очередь ценен как бесподобный переговорщик. Ему удалось за считаные дни смягчить кризис в российском баскетболе, благодаря чему отечественная сборная, вопреки всеобщим ожиданиям, поехала на Евробаскет-2015. Непосредственно перед стартом Рио-2016 похожих скандалов вокруг сборной России будет предостаточно. Скандалы будут обязательно, но могут быть более или менее громкими. Во втором случае они касаются только конкретных лиц. Например, уличенных в допинге по уликам десятилетней давности. Или обиженных невниманием федерации, подобно Юлии Ефимовой. В первом случае может разразиться катастрофа, подобная баскетбольной. Если не хуже. Во избежание первых случаев нужны такие чиновники, как Виталий Мутко. Их у нас мало.
Если Мутко вместо переговоров с международными спортивными властями будет разгребать финансовые завалы РФС, сборная останется без всякой защиты. А ей и так-то в Рио придется сложно. В Бразилии наверняка будут обидные, возможно даже унизительные, поражения. Они будут тяжело переживаться не только болельщиками, но в первую очередь самими спортсменами. Каждый дополнительный отягчающий фактор, каждая обида со стороны нерадивых чиновников удесятерит боль упущенных надежд. Атлеты станут давать обидные интервью, примутся объявлять о скоропостижном окончании карьеры и прочими способами вредить себе и имиджу российского спорта. Кто-то должен будет их поддерживать, чтобы не стало слишком плохо. Мутко за свою карьеру поддержал очень многих. С какой стати отвлекать его в тот момент, когда он будет нужен олимпийской сборной, как никогда?
Я прекрасно понимаю, что Виталию Леонтьевичу хочется хвататься за все дела сразу, глядя на плоды «демократии по-российски» в крупнейших спортивных федерациях. Правление Николая Толстых в футболе и Юлии Аникеевой в баскетболе закончилось так же, как перестройка в СССР. Тогда тоже искренне хотели сделать страну лучше, а в итоге ее прикончили, что можно было сделать гораздо менее болезненным способом. Только лучше для всех будет, чтобы он сосредоточился на спасении чего-то одного, дабы не потерять все.