Футбол для болельщиков в последние годы становится все дороже – теперь этому факту есть и статистическое подтверждение. По данным исследования компании Virgin Money, верный болельщик британской футбольной команды за свою «активную» болельщицкую жизнь может потратить на свое увлечение почти 100 тысяч фунтов (около $180 тыс.).
В расчеты включались такие традиционные фанатские атрибуты, как сувенирные клубные футболки и шарфы, подписка на клубные журналы и сезонные абонементы. Но дороже всего настоящим болельщикам обходятся гостевые выезды – в среднем, как подсчитала Virgin, фаны потратят на разъезды около 40 тысяч фунтов (это не считая затрат на билеты на сами матчи).
По данным того же исследования, гораздо выгоднее быть «телевизионным» болельщиком – это поможет сэкономить очень много средств, поскольку так называемые диванные фаны тратят за свою «карьеру» всего чуть более 14 тысяч фунтов. Здесь деньги уходят в основном на спутниковое телевидение и болельщицкую атрибутику, которая в Великобритании постепенно дешевеет – если еще пять лет назад клубная футболка на новый сезон стоила как минимум 40 фунтов, то сейчас благодаря развитию коммерции в Интернете и увеличению конкуренции эта цена колеблется между 30 и 40 фунтами.
Все это приводит к тому, что многие настоящие фаны больше просто не могут себе позволить ходить на футбол – другое исследование Virgin Money перед началом сезона показало, что почти 200 тысяч держателей сезонных абонементов (всего в Великобритании их 690 тысяч) не планировали продлевать абонементы на следующий год. Из них половина не собиралась продлевать абонементы из-за повышения цен либо из-за того, что, по их мнению, качество показываемого любимой командой футбола не стоит вкладываемых средств. И если для клубов уровня «Манчестер Юнайтед» или «Арсенала» это не настолько критично, то для других команд, нуждающихся в деньгах фанов для выживания, отток болельщиков может стать очень серьезным ударом.