Написать этот текст меня подвигла собственная неприятность. Играя на прошлой неделе в футбол, я умудрился порвать внутреннюю боковую связку колена. Признаться честно, в первое мгновение даже не подумал, что все так серьезно, настораживал разве что некий хруст. О том же, что повреждение тяжелое, понял только после осмотра у давно знакомого хирурга в Военно-Медицинской Академии, поставившего мне неутешительный диагноз. Обидно, но с другой стороны отделался довольно легко. Эта связка с точки зрения лечения самая благодатная из четырех основных в колене, и все должно обойтись без операции: три недели в современном пластиковом гипсе, а потом восстановление. Точно такое же повреждение случилось у Андреа Пирло 1 декабря прошлого года, а уже в середине января он вновь играл, причем, судя по красоте голов со штрафных в его исполнении, даже лучше чем прежде.
Уникальному итальянцу повезло с тем, что до чемпионата мира в то время оставалось более полугода, и он мог не форсировать подготовку. А вот основной полузащитник сборной Аргентины Фернандо Гаго получил такое же повреждение в матче «Бока Хуниорс» — «Колон» неделю назад и рискует не успеть восстановиться и набрать форму к мундиалю в Бразилии. Многие болельщики воспринимают сроки восстановления футболистов после травм как нечто абстрактное, не связанное с болью или тяжелым трудом. Словно бы после разрыва «крестов» игрок нежится на солнышке 6 месяцев, а потом возвращается здоровым и отдохнувшим. На самом же деле, чтобы восстановиться в период реабилитации, нужно выкладываться едва ли не больше чем во время игр. Роберто Баджо так описывал свою «гонку против времени», когда он восстанавливался с мечтой о ЧМ-2002: «Это был адский труд, я буквально жил в тренажерном зале, проводя там по десять часов в день. Помню всю боль, через которую пришлось пройти, у меня не было другого выхода, приходилось терпеть». В итоге «Хвостик» установил мировой рекорд по срокам восстановления после разрыва передней крестообразной связки и мениска. Он вернулся через 77 дней! Увы, тогдашний наставник «Скуадры Адзурры» Джованни Траппатони не рискнул взять, как ему казалось, больного Баджо на мировое первенство.
Сейчас можно составить целую сборную из тех, кто рискует пропустить чемпионат мира по причине различных травм, подавляющим большинством из которых стали повреждения колена. Положил начало этой печальной тенденции колумбиец Радамель Фалькао. Но ему, судя по всему, должно хватить времени, чтобы набрать форму к чемпионату и сыграть в Бразилии. Однако только самому Фалькао, его близким и врачам известно, сколько сил вложил в это восстановление Радамель и какую боль испытал.
Есть шанс поехать в Бразилию и у многострадального Хольгера Бадштубера. Его история — пример для тех, кто считает, что у знаменитых, успешных и богатых футболистов все значительно проще, чем у простых обывателей. Неудачно пойдя в отбор, Бадштубер по странной иронии судьбы сфолил сам. Это привело защитника «Баварии» к четырем операциям и 500 дням вне футбола, вызванным рецидивом на тренировке. И хотя Хольгер только на прошлой неделе стал тренироваться в общей группе, он все еще лелеет надежду сыграть за Бундестим на ЧМ-2014.
Вообще тяжелые травмы колена чаще всего случаются при самых нелепых обстоятельствах, но даже на общем фоне выделяется Виктор Вальдес. Вратарь «Барселоны» умудрился порвать крестообразные связки, приземляясь на газон после того, как поймал простейший мяч. И это в тот момент, когда у него был уникальный шанс стать первым номером сборной Испании.
Сами Хедира и вовсе «сломался», неудачно атакуя Пирло в товарищеском матче Германия — Италия. Впрочем, Хедира уже вовсю тренируется и может рассчитывать на внимание со стороны Йоахима Лева.
Еще один полузащитник сборной Германии Илкай Гюндоган не играет уже большую часть сезона, потому что его подстерегла самая большая неприятность: проблемы со спиной. С коленом есть хотя бы какая-то ясность: не вытащишь черный билет, как Бадштубер, будешь «пахать» — тогда вернешься в строй через 6-8 месяцев. Спина же вообще может донимать хронически. Куда только не обращался Гюндоган, даже в Крым ездил, но нигде полностью помочь ему не могут. А эта неизвестность — еще один фактор, который ставит спортсменов в более уязвимое положение, чем остальных граждан. Представьте себе, что над вами нависнет мрачная перспектива расставания одновременно с любимым делом и выгодной работой. Пока же с мечтой принять участие в чемпионате мира практически точно попрощались Тео Уолкотт, Кевин Строотман, Хесе Родригес, под вопросом участие Робина ван Перси и Джузеппе Росси.
И когда вы будете смотреть сегодня и завтра матчи Лиги чемпионов, то просто подумайте о том, что, например, Диего Коста и Криштиану Роналду приложили невероятные усилия, чтобы подготовиться к играм за «Атлетико» и «Реал». Ведь меньше чем за месяц первый сначала получил микронадрыв задней поверхности бедра, а затем едва не сломал ногу о штангу, а второй проводил по 5 часов в бассейне и тренажерном зале, выполняя ежедневную монотонную работу только для того, чтобы успеть к матчу с «Баварией». Ведь какими бы ни были талант и успешность человека, физиология у всех примерно одинаковая, а боль и усталость чувствуют даже те, кого принято отождествлять со счастьем и достатком.