Финал Кубка Гагарина, как и полагается главной серии сезона, таит в себе множество сюжетов – больших и маленьких, но обязательно интересных. Корреспондент «Спорта день за днем» внимательно смотрел по сторонам и в Москве, и в Омске.
Перед пятым финальным матчем ОХК «Динамо» шокировал журналистов.
Те, взяв в пресс-центре так называемые line up, то есть расшифровку состава по звеньям, узнали, что Олег Знарок разбил свое ведущее трио форвардов. Весьма причудливо и затейливо. Можно было предположить, что перестановки объясняются тем, что главный снайпер Кубка Гагарина Михаил Анисин не набрал в предыдущих четырех матчах ни одного очка. Но все же модернизация состава не может и не должна быть столь экзотичной… Михаил оказался во второй тройке вместе с Якубом Клепишем и Мареком Квапилом. А, например, Денис Баранцев, уверенно окопавшийся в плей-офф на скамейке запасных, вдруг пошел на серьезное карьерное повышение и очутился во второй паре защитников. В то время как лучший бомбардир Кубка Гагарина среди оборонцев Илья Горохов внезапно впал в немилость – ему якобы предоставили роль седьмого защитника. Правда, под этим замечательным документом не было подписи должностного лица из «Динамо». И на деле все это оказалось обманом. Хотя можно сказать и мягче – шуткой. Главный тренер «бело-голубых» Олег Знарок на послематчевой пресс-конференции с улыбкой намекнул, что это сделано, дабы «Авангард» поломал голову. Но, ясное дело, омичи на эту уловку не могли поддаться. Дело в том, что во время раскатки за полчаса до начала игры игроки выполняют упражнения четко по звеньевому принципу. И любой наблюдатель с вражеской скамейки в состоянии понять, кто с кем выйдет на лед.
Вряд ли столь наивным образом можно дезориентировать команду, которая к тому же имеет преимущество своей смены. Ведь «Авангард» был принимающей стороной. Но динамовцы не стали новаторами в деле запудривания мозгов. Точно так же, бывало, баловались канадцы на чемпионатах мира. Если динамовский штаб не соврал относительно стартовой пятерки, то основоположники хоккея вываливали в протокол всех имеющихся в наличии игроков, не утруждая себя необходимостью создавать иллюзию правдоподобия. Так повар-проказник вываливает в салат все продукты, которые обнаруживаются в холодильнике. А ведь канадцев не заподозришь в том, что они кого-то опасаются и цепляются за любую мелочь, чтобы победить. Неизвестно, кто выступил инициатором динамовской затеи, но она вполне в духе Олега Знарка, который на пресс-конференции регулярно дает журналистам понять, что они не шибко разбираются в предмете, о котором говорят и пишут.
* * *
Любопытно сложились в финальной серии судьбы дебютантов решающих матчей. Защитник омичей Юрий Александров отыграл две полуфинальные встречи против «Трактора», а следующее его появление на льду состоялось только в прошедшую субботу, в пятой игре с «Динамо». И Юрий забросил шайбу. Правда, «ястребы» все равно проиграли. Похожая история имела место в «Лужниках» в четвертом финальном матче. Нападающий «Динамо» Артем Чернов до этого вообще не появлялся в нынешнем плей-офф. Дебют! Знарок отрядил его в четвертое звено вместо Клипиша. И Артем забил уже во второй смене. Открыл счет в матче. Впрочем, как и в случае с Александровым, гол Чернова никаких дивидендов его команде не принес – эта шайба оказалась для «бело-голубых» единственной, и «Динамо» уступило.
* * *
За океаном в первом раунде Кубка Стэнли «Питтсбург» и «Филадельфия» накидали друг другу в пяти матчах пятьдесят шайб. То есть в среднем по десять за игру! Финалисты Кубка Гагарина ограничились пятнадцатью за те же пять первых встреч. И среди этих пяти самый результативный финальный матч Кубка Гагарина оказался столь же гораздым на голы, как самый «низовой» в пенсильванском дерби. По пять шайб и в том, и в другом случае. Рулевой «Авангарда» Раймо Сумманен в ответ на просьбы сравнить все эти цифры сказал, что не интересуется другими матчами. Он сосредоточен только на результатах собственной команды. Интересно, а Яромира Ягра в Северной Америке спрашивают, почему его бывшая команда из России играет, организовав у своих ворот железный занавес?
* * *
Первое свое чемпионство «Авангард» завоевал в високосный 2004 год, поэтому омские болельщики особенно надеялись на повторение через восемь лет, в 2012‑м – опять-таки в год високосный. Но есть и другая, менее экстравагантная история, связывающая две финальные серии «ястребов». Успех пришел к «Авангарду» после снятия с руководящей должности Анатолия Бардина. В 2004‑м он вальяжно раскуривал сигару на льду магнитогорской арены после виктории в буллитной серии, но формально клубом уже не руководил. И словно дежавю в нынешнем сезоне. Снова Бардин не у дел. И снова это обстоятельство самым благоприятным образом отражается на результатах команды. Вполне возможно, что Анатолия Федоровича в Омске назначают и впоследствии отправляют в отставку именно для того, чтобы вымолить у фортуны расположение. Мол, убираем самого Бардина, но за такой отчаянный поступок нам нужна победа. В общем, Анатолий Федорович в роли ритуальной жертвы. В роли жертвы многоразового использования, что намекает на продолжение. Неужели Омску никуда от Бардина не деться? Он, как разрушитель-терминатор, который, как известно, обещал вернуться. И теперь болельщикам «Авангарда» остается мучиться условным наклонением: а что было бы, если бы Анатолий Федорович не отстранил Раймо Сумманена год назад перед решающим, седьмым матчем с «Магниткой» в полуфинале Восточной конференции?
* * *
Любую закономерность рано или поздно разрушает сама жизнь. Считалось, что чемпионом не может стать команда, которая проиграла первый матч регулярного сезона. Оказалось, что вполне. И динамовцы, и омичи свои первые битвы проиграли, череповчанам и минчанам соответственно. Поговорка «резво начал – пятки стер» теперь вполне актуальна для КХЛ.
Наверняка Олег Знарок не прочь нарушить другую закономерность. У него клубная тренерская карьера полосатая, точно зебра. Посредственный результат (вплоть до невыхода ХК МВД в плей-офф в 2009 году), а потом – обязательно финал. И что думать его работодателю и ему самому о грядущем сезоне?
* * *
Защитник «Авангарда» Антон Белов любит петь гимн Российской Федерации перед началом встречи. И этим отличается от других хоккеистов. Но в пятом финальном матче Белов не участвовал. Сначала говорили о травме, а потом выяснилось, что взятая после игры в Москве допинг-проба игрока дала положительный результат. Раймо Сумманен же в Омске на послематчевой пресс-конференции отменно разыграл наивность, точно он пятиклассница, не знающая предназначения тычинок и пестика. Сказал, что доктор не велел выпускать Белова. А что там за травма у него, тренер, дескать, не знает. Просто послушался эскулапа. Но и даже эта загадочная травма не помешала Антону перед началом пятой встречи выйти к скамейке «Авангарда» и спеть гимн. А потом он ушел. Давным-давно возникла легенда о великом тренере Анатолии Владимировиче Тарасове, который в трудную для сборной минуту запел «Интернационал». Не имея слуха. Может, и о пении Белова когда-нибудь омичи придумают красивую историю.
* * *
В омском отеле Ibis, где проживало «Динамо», тренерский штаб «бело-голубых» не делал секрета из распорядка дня команды. Можно сказать, ее жизнь даже всячески афишировалась и навязывалась обитателям отеля. На стойке при входе в гостиницу постояльцы узнавали, когда зарядка, а когда обед. А при включении фантазии объявление можно было даже посчитать призывом присоединиться. Правда, оставшийся безымянным автор этого документа допустил досадную ошибку. Все знают, что спортсмены на своем сленге говорят во множественном числе не тренеры, а тренера, делая ударение на последнем слоге. Но чтобы тренировка стала «тренеровкой»… Это уже специфическое ноу-хау динамовцев. И все бы ничего, но подобная оказия случилась в весьма специфический день… Дело в том, что именно 21 апреля состоялась уже девятая по счету акция по массовой проверке грамотности «Тотальный диктант». В этом году она стала международной, прошла на 116 площадках в 85 городах России и мира. Текст диктанта, сочиненный писателем Захаром Прилепиным, читали и в Омске. В нем не обнаружилось слово тренировка. Сам диктант был о необходимости бороться с безразличием. Динамовцев в безразличии по итогам пятой встречи заподозрить невозможно.
* * *
В Омске перед началом пятого финального матча многочисленные девушки из группы поддержки разделились на два хоровода. Один ритмично двигался в фойе, а другой перед дворцом. И как назло именно в этот день в городе случилось довольно серьезное похолодание. Летняя температура сменилась колючей апрельской. Да еще и ветер поднажал. То есть работа у девушек получилась неравноценной: можно только догадываться, по какому принципу одни отправлялись на улицу, а другие – в тепло и уют. Важно другое: в Омске группа поддержки занимается прямыми обязанностями. В отличие от других городов, где девушки танцуют на специальном помосте и только занимают место, которое могло быть отдано болельщикам. Дело в том, что девушки должны заводить аудиторию. А для того, чтобы заводить, они должны находиться не где-то в стороне, на подиуме, а среди болельщиков. Чтобы у тех возникало желание попрыгать, позажигать. Перефразируя Карла Маркса, «Почем напалм для народа?»
Омск – Москва