На Балканах опять жарко. Договорные матчи, «черные» трансферы, аресты... Невзирая на репутацию футбольной легенды, сыщики, среди прочих, отправили за решетку и самого Драгана Джайича. Один этот факт свидетельствует о революционном характере расследования, ставящего перед собой цель нанести «футбольной мафии» удар, от которого она уже не оправится.
Волна арестов
Спустя полтора года после итальянского «моджигейта», самой громкой жертвой которого пал отправленный в серию B туринский «Ювентус», сотрудники прокуратуры теперь работают не покладая рук в другом месте — «через дорогу», в Сербии.
О «мафии», якобы правящей из тени сербским футболом, слухи ходили долго, но, как только поднимался вопрос о конкретных доказательствах, все стихало. Впрочем, удивляться нечему — непрозрачность бизнеса, столь характерная для экономик переходного периода, за последние пятнадцать лет стала визитной карточкой этой балканской страны, а футбольный бизнес — едва ли не самым закрытым из всех.
Однако, как выяснилось, следователи не сидели сложа руки, перейдя недавно уже к конкретным действиям: 29 января в своей квартире в Нови-Сад был арестован президент «Войводины» Ратко Буторович, а 5 февраля в присутствии телекамер белградские полицейские надели наручники на трех бывших руководителей белградской «Црвены Звезды».
Давно подозреваемому в связях с преступным миром Буторовичу инкриминируется организация договорных матчей, а также дача взятки арбитру матча первого круга текущего чемпионата Сербии, в котором «Войводина» на выезде со счетом 1:0 обыграла «Младост» (Лучани). Следствие установило, что после игры Буторович встречался с судившим поединок Михайло Йекничем и передал ему 3500 евро. Было за что. По словам инспектора матча, свисток арбитра промолчал дважды в ситуациях, когда нужно было назначать пенальти в пользу хозяев. Кроме упомянутого тандема по этому делу также были арестованы еще два сербских арбитра и один из клубных функционеров «Войводины».
Стоит напомнить, что год назад «Войводина» оказалась в эпицентре другого скандала. Тогда за решетку угодил спортивный директор клуба Цветко Риджошич, подозревавшийся в присвоении нескольких сотен тысяч долларов, полученных от трансфера Милоша Красича в ЦСКА. Дело в итоге развалилось. Отсидев пару суток в КПЗ, функционер был выпущен на свободу.
Недавний же арест Буторовича со товарищи может оказаться лишь первой ласточкой в длинной веренице следственных мероприятий, направленных на борьбу с криминалом в сербском футболе. И если заключение под стражу босса «Войводины» всколыхнуло спортивную общественность Сербии, то арест Драгана Джайича произвел эффект разорвавшейся бомбы.
Наручники для легенды
Миллионы болельщиков возмущены: даже если вина Джайича будет доказана в суде, транслировать задержание легенды сербского футбола по всем телеканалам — удар ниже пояса. Ведь трудно представить, чтобы в схожей ситуации в Германии так поступили с Францом Беккенбауэром или в Англии с Бобби Чарльтоном... Там своих легенд чтят. В Сербии же решили сделать показательное выступление. Назначивший недавно Джайича на пост одного из своих заместителей президент ФСС Звездан Терзич уже сказал, что не удивится, если и сам окажется за решеткой по возвращении из командировки в США. «Если арестовали самого Драгана Джайича, могут арестовать и меня. Я не удивлюсь, если арестуют и патриарха Павла», — съязвил Терзич.
Джайичу, бывшему генсеку клуба Владимиру Цветковичу (прославленному в прошлом баскетболисту) и экс-советнику Милошу Маринковичу предъявлены обвинения в присвоении 6 млн евро (эквивалент 12 млн тогдашних немецких марок) от трансфера Горана Друлича в «Сарагосу». Летом 2001 года этот форвард перешел в стан испанцев за 27 млн немецких марок, девять из которых причитались клубу, а восемнадцать — игроку. Однако, заключив некую устную договоренность с руководством клуба, Друлич согласился на гораздо меньшую сумму — 6 млн марок, да и ее в итоге получил не полностью. После того как неоднократные просьбы Друлича рассчитаться с ним закончились провалом, игрок подал в суд, а потом подробно рассказал о случившемся следователям. По словам сыщиков, Маринкович подделал подпись Друлича и от его имени открыл банковский счет, на который поступали причитавшиеся игроку средства. Распоряжались деньгами Джайич с Цветковичем.
По решению суда эта троица останется за решеткой как минимум до начала марта. За это время папки с материалами обвинения могут растолстеть — следователи считают, что подобная схема оформления переходов за рубеж вполне могла быть поставлена на поток, ведь в период с 1991 по 2004 год «Звезда» продала игроков на сумму более 100 млн евро. На днях в прокуратуре уже побывал экс-защитник красно-белых Зоран Негуш, чей трансфер в мадридский «Атлетико» в 1998 году также вызвал вопросы у сыщиков. Не исключено, что в расследовании появится и российский след. В числе игроков, покинувших клуб в данный период, фигурируют и поигравшие в России Вукоманович и Братич («Динамо» М), Видич и Пьянович («Спартак» М), Глоговац («Анжи»).
Тем временем следователи проверяют и остальные клубы, прежде всего второго крупнейшего поставщика легионеров — белградский «Партизан», а также «Обилич», являвшийся кузницей кадров в середине 90-х, когда его контролировал печально известный Желько (Аркан) Ражнатович. То ли еще будет...
Кстати
Потускневшая звезда
В списке сербских звезд фамилия Джайича стоит особняком. Дебютировав в 17 лет в футболке «Црвены», 11-й номер красно-белых стремительно вырос в игрока мирового калибра. Фирменный дриблинг и ювелирные передачи с левого фланга стали визитной карточкой Джайича, а гол «за шиворот» Гордону Бэнксу в полуфинале Кубка Европы 1968 года — одной из самых ярких страниц в летописи мирового футбола. Югославы тогда лишили действующих чемпионов мира возможности стать лучшими и в Европе, а самому Джайичу достались комплименты великого Пеле, среди прочего сожалевшего, что покоритель Альбиона… не бразилец и никогда не сможет выступать за «селесао».
Впрочем, шанс сыграть бок о бок с Джайичем Пеле в итоге представится — в сборной мира. В 2004 году к своим многочисленным регалиям (вице-чемпион Европы, пять приглашений в сборную мира, долголетний рекордсмен Югославии по числу игр за сборную — 85, больше только у Саво Милошевича) Джайич добавил и титул лучшего игрока Сербии в ее истории, каковым был признан в опросе болельщиков накануне празднования 50-летия УЕФА. С его именем также связаны крупнейшие успехи белградцев — при директоре Джайиче «Црвена Звезда» стала в 1991 году обладателем Кубка чемпионов и Межконтинентального кубка.