• Безумная белая ночь

    Гран-при России

    13.08.14 02:15

    До Гран-при России остается не так уж много времени — гоночный уик-энд пройдет с 10 по 12 октября. Фраза «господа, заводите моторы», прозвучит днем. А ведь у формульных боссов было желание сделать Гран-при в Сочи ночным. Но идея осталась лишь идеей — пока воплотить ее не получилось. Возможно, это удастся сделать в будущем. Тем не менее, это хороший повод рассказать о том, в чем уникальность ночных Гран-при.

    «Формула-1» всегда была и остается пиршеством высоких технологий. Гоночные болиды — это самое наглядное отображение полета инженерной мысли, какое можно себе представить. При всем этом «Большой цирк» остается гигантским шоу и обязан жить по законам шоу-бизнеса, если не хочет в один прекрасный день оказаться на содержании у нескольких олигархов. Поэтому «Формула» старается совмещать приятное (новые развлечения и трассы) с полезным (новыми технологиями). В 2008 году одна такая безумная идея была воплощена в жизнь. В Сингапуре состоялось первое в истории Гран-при, прошедшее при искусственном освещении. Долгое время гонщики боялись подобных идей из соображений безопасности, но в наше время меры охраны здоровья пилотов шагнули так далеко, что можно почти ничего не бояться. Даниил Квят доказал, что нынешний гонщик в огне не горит, а Фелипе Масса постоянно доказывает, что пилот «Ф-1» по живучести поспорит с любым тараканом.

    Сингапур — идеальное место для ночных гонок. Это удивительный город, сошедший к нам из сказок «Тысячи и одной ночи». Здешняя инфраструктура опережает весь остальной мир на десятки лет! Здесь на крошечном участке земли перемешаны все культуры, какие существуют на планете. Есть своя маленькая Индия, Чайна-таун и многие другие этнические районы. Все, что имеется в мировой культуре, рано или поздно попадает сюда. Это настоящий город будущего, но каким-то непостижимым образом он сохраняет колорит и атмосферу прошлого. Только в таком сказочном городе могла появиться на свет ночная гонка «Формулы» под простеньким девизом: «Светло как днем». Сколько миллионов долларов и сколько сил было потрачено на осуществление этого изречения! И все-таки ночной Гран-при Сингапура теперь с нами. Переполненные трибуны смотрят на то, как гонщики едут по трассе. Пока камера висит над машиной, кажется, что на дворе полдень. Как только она отъезжает на трибуны, становится ясно, что кругом чернейшая восточная ночь. Мы приведем девять ярких фактов, связанных с этой гонкой и этим городом. Ведь кто знает, может, когда-нибудь и Россия устроит ночной Гран-при…

     

    1. Мы позаботимся о вашем сне

    Идея проводить ночные гонки пришла в мудрую седую голову Берни Экклстоуна, когда он вел переговоры об организации новых Гран-при в Азии. Как известно, разница во времени между Европой и Востоком крайне неудобна. Так, Сингапур отстает от Лондона на 7 часов. Таким образом, проводить на азиатском тихоокеанском побережье Гран-при «Формулы», традиционно стартующие воскресным днем, нерационально. Западноевропейский зритель в это время будет сладко спать после субботних похождений. А терять местную аудиторию тоже неохота... Экклстоун всю жизнь выкручивается из любых ситуаций, нашел он выход и на этот раз. Ночная гонка! Если гонка в Китае стартует в 7–8 вечера, в Англии — в 12 утра — час дня. Самое время проснуться, умыться и смотреть «Формулу», запивая трансляцию чашкой британского чая. Изначально Экклстоун хотел проводить ночную гонку именно в Китае либо в Японии при миллионах огней какого-нибудь местного мегаполиса, но потом возник вариант с Сингапуром. Щедрый Берни пообещал сингапурским инвесторам устроить Гран-при в их городе-государстве за пять минут, если они согласятся на его безумный проект и назначенное им время старта гонки. Дело было на мази.

    2. Где деньги, Берни?

    С потенциальным строителем трассы в Сингапуре проблем не возникло. Местный богач Онг Бенг Сенг, большой любитель спорта, буквально бредил идеей организации в своем городе Гран-при. Он сам таскал Экклстоуна на место для строительства трассы, когда тот еще не хотел видеть в календаре Сингапур и упорно мечтал о Китае. Фанатизм Сенга убедил Экклстоуна. Правда, у Сенга оказалось недостаточно денег, чтобы в одиночку осилить строительство футуристического проекта. 150 миллионов докризисных долларов — это вам не шутки. Партнеры сумели убедить правительство Сингапура вложиться в проект. Чиновникам пообещали приток богатых туристов, которые станут оттягиваться в легализованных местных казино. Все равно же ночью спать не будут! Напомним, что доходы с проведения Гран-при — реклама, билеты, партнерские контракты — в основном идут в карман Экклстоуна. Местным организаторам достается доля малая, из-за чего они периодически и восстают против деспотичной власти «Формулы». Но теперь у боссов серии есть железные аргументы. Отказываетесь от этапа? Давайте-давайте, мы увезем его в Баку, Астану, Душанбе, Пхенчхан, Чэнду, Хабаровск, Владивосток... В Азии так много городов!

    3. Попадая в его сети, пропадаешь навсегда...

    Естественно, ночную гонку решено было сделать городской. Не будете же вы смотреть на трансляцию из сельской местности, где все вокруг покрыто мраком и только в центре автодрома мечутся одинокие машинки! Гонка должна была проходить там, где море огней. Опять же людям добираться проще. Что бы они делали ночью в лесу после окончания гонки? Ехать на Гран-при со спальным мешком — такая романтика не всем понятна. Итак, трассу проложили по улицам Сингапура. По понятным причинам покрытие приходится каждый год устанавливать заново. Это дорого обходится и приводит к неудобствам для гонщиков, поскольку быстро класть асфальт можно только халтурным методом. На сингапурской трассе то и дело обнаруживаются кочки, к которым нежные болиды «Формулы» не привычны. После завершения гонки покрытие демонтируется. Обидным моментом для организаторов становится то, что трасса-призрак не может служить для гражданских целей в течение года. Немцы, например, устраивают на своих «рингах» тестовые заезды и шоу, частично отбивая затраты на содержание. Сингапурцам остается только уповать на рост туризма.

    4. Высокие, высокие технологии

    Уровень необходимого освещения на трассе, получившей название «Марина Бей», установили в 3000 люкс — это как в нормальной городской квартире. Можете себе представить, сколько нужно лампочек и электричества, чтобы подсвечивать пятикилометровую трассу на протяжении нескольких часов! Светильники вешаются на временное заграждение, которое ставят вокруг трассы перед соревнованиями, а затем снимают. По такой же технологии проводятся многочисленные американские вечерние гонки, однако в «Формуле-1» до Сингапура подобное практически не практиковалось. Всего трассу освещают 1500 прожекторов, но этого явно недостаточно. Вместе с прожекторами вдоль трассы расположены большие светящиеся шары. Разумеется, вдоль всей трассы тянутся огромные трибуны, и свет на них настроен настолько удачно, что люди могут фотографировать оттуда своих любимых гонщиков!

    5. Сынок, это море

    Часть трассы «Марина Бей» проходит по сингапурской набережной, откуда открывается вид на гордость и сердце всего города — его великолепный порт. По многим показателям это самый крупный порт в мире. Ночью зрители наслаждаются удивительным зрелищем — десятки туристических лайнеров и грузовых судов, стоящих у пирсов, переливаются тысячами огней в черноте ночного океана... В честь окончания гонки над всем этим великолепием загорается праздничный фейерверк. Кстати, квалификационные заезды проходят днем, так что в субботу перед гонкой гонщики могут насладиться тем, как выглядит Сингапур при свете солнца. Правда, как раз в это время здесь бывают дожди, так что команды всегда приберегают зонтики.

    6. Пора подвинуть крикет

    Протяженность трассы составляет около 5 километров, а всего пилоты проезжают по ней почти 309 километров, сделав 61 круг. Несмотря на большое количество поворотов (23), трасса является скоростной, и на некоторых отрезках пилоты развивают скорость почти 300 км/ч. Заезды чрезвычайно требовательны к технике. Здесь необходима высокая прижимная сила и отличные тормоза. Команды обычно используют здесь мягкую резину. Себастьян Феттель в 2012 году выражал недовольство слишком опасными поворотами на трассе. «Мы каждый год обсуждаем здешний десятый поворот. Пора бы уже какое-то решение найти. Мне кажется, самый опасный поворот во всем календаре серии. Говорите, здесь нет места для прямой? Ну знаете, возможно, вам на пару дней придется занять часть территории крикет-клуба. Думаю, на фоне общих затрат на проведение гонки это не будет существенной тратой денег», — иронизировал немец.

    7. Подлость Пике

    Первый Гран-при Сингапура в 2008 году выиграл Фернандо Алонсо, но сделал это испанец со скандалом. Квалификацию испанец провалил и стартовал с 15-го места, не имея почти никаких шансов на победу. Однако на 14-м круге его напарник по команде «Рено» бразилец Нельсиньо Пике расколотил свой болид, из-за чего на трассу выехала машина безопасности. Как обычно, это происшествие заставило лидеров затормозить и позволило отстающим подтянуться, но в данном случае оно здорово помогло тем, кто успел заехать в боксы до инцидента. Остальные вынуждены были делать это после и потеряли позиции. Фокус был в том, что «провидец» Алонсо первым уехал на пит-стоп. За счет аварийного проезда за машиной безопасности он поднялся с 12-го места на 5-е, а за счет пит-стопов вышел в лидеры и выиграл гонку. Только спустя год, в августе 2009-го, ФИА провела расследование этой загадочной гонки и установила, что Пике специально учинил аварию, чтобы вытащить своего напарника из хвоста пелотона. Бразилец сам признался в содеянном. Ясное дело, делать такие разоблачительные выводы сразу после окончания дебютного сингапурского Гран-при было нельзя. Слишком грязное пятно на репутацию гонки...

    8. Феттель без проблем

    Прошлогодний Гран-при Сингапура прошел без эксцессов. Пилот лидирующего в сезоне «Ред Булла» Себастьян Феттель ожидаемо выиграл квалификацию, уверенно стартовал и оторвался от преследователей, используя DRS. Правда, на 25-м круге Даниэль Риккардо повторил подвиг Пике, разбив болид о заграждение, но он сделал это ненамеренно. Феттель без труда выиграл гонку и еще больше оторвался от преследователей в общем зачете.

    9. Свободная женщина Сингапура

    Гран-при Сингапура прочно вошел в список самых престижных и крупных азиатских соревнований. Каждый год на заезды приезжает более 200 000 зрителей, а число телезрителей гонки, по сведениям организаторов, переваливает за 90 миллионов человек. Предметом особой гордости Сингапура является то, что на организации Гран-при трудится огромное количество женщин. Таким образом, местные чиновники доказывают, что их страна не имеет ничего общего с некоторыми близлежащими государствами, где женщины поражены в правах и считаются людьми второго сорта. «Из года в год наши женщины-волонтеры доказывают, что они так же компетентны и интеллектуальны, как их мужские коллеги. Я горжусь тем, что все больше женщин вовлекается в автогоночную сферу, и жду еще большего прогресса в этом направлении в 2014 году», — заявляет член президиума автогоночной ассоциации Сингапура Жанетт Тан.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»