Друзья-коллеги
— Добрый день, пан тренер! Как поживаете?
— Спасибо, без изменений.
Считается, что эту шутку игроки польской сборной повторяют по несколько раз на дню, обыгрывая таким образом патологическую нелюбовь своего наставника Франтишка Шмуды к каким-либо переменам. Тем символичнее оказалась приватная встреча польского тренера с Диком Адвокатом за пару суток до матча, которого с такими нервами ждала вся Польша. Голландец ведь тоже известен как специалист, считающий замены, мягко говоря, делом второстепенным. Нюансы беседы ни один из тренеров раскрывать не стал, разве что Шмуда сказал, что Адвокат выглядит лучше, чем двадцать лет назад. Познакомились два вчерашних соперника в конце 70-х, когда оба выступали в Северной Америке. Разница лишь в том, что Шмуда сменил сразу четыре клуба MLS, а Адвокат отметился лишь в «Чикаго Стингз». Что ж, Дик явно более постоянный человек.
И это лишний раз подтвердилось в преддверии матча, наводящего ужас на всю нефутбольную Польшу. За день до игры Адвокат на вопрос о том, каким он видит состав, ответил коротко и ясно: «Не вижу причин что-либо менять». Примерно так же, но с меньшей решительностью отреагировал и Шмуда. После отвратительного второго тайма с Грецией тренеру поляков было необходимо вносить изменения, нравилось ему это или нет. Кое-какие нюансы прослеживались в ходе последнего занятия поляков. Обраньяк играл левого атакующего полузащитника, тогда как его позицию под нападающими занял Дудка, который, в принципе, играл правого защитника и опорного хава, но обладает неплохими диспетчерскими данными. Шмуде якобы не понравилось, как Обраньяк взаимодействовал с Левандовским в матче с греками, но вовсе от его левой ноги отказаться никак не мог. И потому в итоге пожертвовал игроком «Терека» Рыбусом.
У Адвоката же на самом деле не было причин менять состав, ни прямых, ни косвенных. Те, кто добыл искрящуюся победу над Чехией, доказали, что даже думать о том, чтобы что-то менять, бессмысленно. Это как раз тот случай, когда решение тренера не обсуждается абсолютно никем.
Не футбольная война
Атмосфера накануне поединка сгущалась, толпы российских болельщиков, идущих на стадион, сопровождала чуть ли не целая армия, вооруженная до зубов. Однако без стычек и провокаций не могло обойтись — уж слишком много писалось накануне игры о том, что тут и там с польской и российской сторон готовятся разного рода акции, хотя понятно, что речь идет не о поляках и русских, а о людях, у которых проблемы с девочками и которым некуда девать энергию. Прикрыть собственное ничтожество можно идеологией, можно сказать, что ты устраиваешь драки во имя светлого будущего или из-за черного прошлого. Но в итоге страдают те, кто приезжает смотреть футбол и болеть за своих, и те, кто хочет, чтобы их страна запомнилась как щедрая хозяйка европейского чемпионата. В результате столкновений, как официально заявили польские власти, пострадало десять человек — семь поляков, два россиянина и один немец. Всего задержано около шестидесяти зачинщиков. Попались ли среди них те, кто на самом деле испортил Евро, польская полиция обещала сообщить позже.
Дзагоев в лидерах
То, что окружало матч, было недостойно того футбола, который показали обе команды. Поляки сумели стать единым кулаком, который сжимался и разжимался, будто ребята с орлом на груди упражнялись с невидимым эспандером. Никакого разгуляева в центре поля россиянам на сей раз позволено не было. Им пришлось призывать на помощь всю изобретательность, всю скорость, доставать изнутри весь потенциал, который был обозначен в играх с Италией (товарищеской) и Чехией. Хозяева были опасны при «стандартах», но получили со штрафного в итоге сами: Дзагоев очень легко оторвался от запыхавшегося Пишчека и стал лучшим бомбардиром Евро!
Игра шла на встречных курсах и во втором тайме. И в такой ситуации забить мог кто угодно, тем более что Россия не стала играть на удержание, да и не умеет этого. В итоге мяч нашел дорогу за спину Малафееву, скорость Блащиковского все-таки сбила с толку наших защитников, которые до этого оборонялись весьма сносно. Россия использовала каждую возможность для атаки, иногда заигрывались Аршавин и Дзагоев, но даже при этом польские защитники, прыгнувшие, надо сказать, выше головы, вынуждены были совершать свои мини-подвиги в последний момент. И все же эмоции, которые соперники выплеснули друг на друга, в конце концов сказались — в действиях игроков стало меньше осмысленности, соответственно и моменты возникали спонтанно. Когда же и Левандовски стал решаться на лихой дриблинг, который, понятное дело, ничем не заканчивался, стало ясно, что команды внутренне согласились на ничью. И это, пожалуй, был самый безопасный результат из всех возможных в сложившихся обстоятельствах.
Польша
Польша — Россия — 1:1
-
Голы: Дзагоев, 37 (0:1); Блащиковски, 57 (1:1)
-
Предупреждения: Левандовски, 60; Денисов, 60; Дзагоев, 75; Полански, 79
-
Судья: Вольфганг Штарк (Германия)
12 июня. Варшава. Национальный стадион. 50 000 зрителей