«Спорт» продолжает дискуссию о том, что же именно происходит с российским футболом. Стала ли неудача национальной команды в Словении из ряда вон выходящим событием или на непопадание на очередной чемпионат мира мы были давным-давно обречены?
Не в первый раз мимо кассы
Стоит ли посыпать голову пеплом или рвать на ней волосы (кому что больше по душе) из-за того, что наша сборная не пробилась на чемпионат мира? Второй раз подряд, кстати, не пробилась. Разве это не позор? Не позор, а позорище! Вот Словения, в которой всего два миллиона жителей, в ЮАР будет представлена, а Россия — нет. Обидно, да? Страна в шоке!
Я не в шоке. Конечно, немного разочарован, но все-таки успокоился быстро. Наверное, потому что опыт немалый накопил. В первый раз, что ли? Как говорят в народе: «Мы привыкши».
Сорок лет без урожая
Я человек уже не очень молодой и помню времена, когда наша сборная, представлявшая тогда еще «единый и могучий Советский Союз», проваливалась с треском, не попадая на чемпионаты мира и Европы, да и на Олимпиадах не блистала. Ладно, неучастие в ЧМ-1974 можно списать на политические причины — тогда власть имущие распорядились отказаться от поездки в Чили на ответный стыковой матч, мол, не будем играть на поле, обагренном кровью Виктора Хары и других патриотов. Но на следующий-то мундиаль не попали уже по футбольным причинам, и в группе соперничали не с немцами, а с венграми и греками. Не прорвались и на чемпионат Европы 1980 года, заняв в группе и вовсе постыдное четвертое, последнее (!) место, позади сборной Финляндии. А ведь тогда играли футболисты, чьи имена мы сейчас произносим с придыханием, называем мегазведами: Олег Блохин, Леонид Буряк, Давид Кипиани, Виктор Колотов, Вагиз Хидиятуллин, Владимир Бессонов, Юрий Гаврилов, Рамаз Шенгелия, Владимир Веремеев и другие.
Когда же наши мастера кожаного мяча участвовали в мировых чемпионатах, то радости от этого было немного. 1982-й, Испания — вышли во второй групповой турнир, но в полуфинал не прошли, почему-то сыграв в решающем матче с поляками так, будто достаточно ничьей, а надо-то было побеждать. О результате в 1986-м в Мексике вспоминать не любят, восторженно вспоминая 6:0 с венграми и цитируя отклики зарубежных журналистов, назвавших игру сборной «футболом ХХI века». А результат-то был не ахти — всего-навсего выход в 1/8 финала.
Лишь 1988 год принес успехи — серебро Евро, олимпийское золото Сеула. А потом еще сорок лет без урожая, то есть двадцать лет без побед. На трех чемпионатах мира (1990, 1994, 2002) и трех чемпионатах Европы (1992, 1996, 2004) играли, но, как говорит популярный телеведущий, «не угадали ни одной буквы», то есть ни разу не вышли из группы. На остальные турниры — ЧМ-1998 и ЧМ-2006, Евро-2000 — просто не вышли. За это время сошли с арены как минимум три поколения игроков: Дасаева, Заварова, Демьяненко, Алейникова, Михайличенко, Литовченко, Протасова сменили Черчесов, Харин, Добровольский, Шалимов, Мостовой, Канчельскис, Онопко, Карпин, Юран, а их в свою очередь — Нигматуллин, Овчинников, Никифоров, Аленичев, Смертин, Бесчастных, Тихонов, Лоськов, Радимов, Титов.
Были ли они профессионалами? В большинстве — да, ведь некоторые до сих пор играют, хотя им по футбольным меркам немало лет. Патриотами? Несомненно. Победителями? Вот победителями они, увы, не были. Чего-то самого важного, что превращает мастера в чемпиона, им так и не хватало.
«Эх, пятерочка, ай да матушка!»
Стоило же случиться чуду волшебника Гуса Хиддинка на Евро-2008, так все с ума посходили. Ведь футбол — это же круче, чем Евровидение, и, хотя мы выиграли бронзу (вернее, проиграли в полуфинале), мы круче всех! Ведь гламурный Криштиану Роналду и его португальцы выступили хуже наших, а Дэвид Бекхэм и его парни и вовсе на Евро не попали. О двух разгромных поражениях от испанцев никто деликатно не говорил.
Пошли тошнотворные песни: «Эх пятерочка, ай да матушка! Что у нас на завтрак?» Под скандирование «Русские, вперед!» от сборной начали требовать невозможного — выигрывать везде и всегда.
А ведь такого не требовали даже от сборной СССР в годы ее расцвета, то есть во времена Яшина, Воронина, Шестернева, Метревели. Понимали, что футбол — это тот вид спорта, в котором конкуренция сильна как нигде. Потому и в чемпионатах мира СССР, даже принятый в ФИФА, поначалу не участвовал, потому и в розыгрыш еврокубков наши клубы включились с десятилетним опозданием.
Сборная могла да, наверное, должна была пройти словенцев и выйти на чемпионат мира. Но наша команда не настолько сильна, чтобы ее относили к фаворитам чемпионата мира. Возможны локальные успехи, но нет той футбольной культуры, что на протяжении десятилетий позволяет национальной команде из турнира в турнир претендовать на титулы. Впрочем, таких сборных в мире всего четыре — Бразилия, Италия, Германия и Аргентина. Все остальные подвержены перепадам, расцвет сменяется застоем, а то и упадком. И ничего здесь изменить нельзя.
Футбол в России больше, чем спорт. Сколько бы титулов ни выигрывали хоккеисты, баскетболисты и волейболисты, а также гандболисты, ватерполисты, мастера бенди и других командных игр, только успех в футболе — который давно уже не спорт, а многогранное социальное и культурное явление, неразрывное с политикой — ценится по-настоящему.