С 1 июня в России стало на один документ больше. Хочешь сходить на матч любимой команды в РПЛ? Предъяви вместе с билетом еще персонифицированную карту болельщика. В простонародье – Fan ID.
С начала сезона карта болельщика потребуется для посещения пяти стадионов: «Екатеринбург Арена», «Нижний Новгород», «Ростов Арена», «Солидарность Самара Арена» и «Фишт» (Сочи). Остальные подключатся с весны 2023 года.
Закон о введении Fan ID был подписан президентом России Владимиром Путиным еще в конце 2021 года, и за это время по поводу новшества высказались почти все к этому причастные. Реакция фанатов: оскорбительные кричалки, баннеры и угроза бойкота матчей. Аргументы чиновников: безопасность на стадионах и дополнительные бонусы.
С 4 июля оформление карты болельщика стало возможным. Или невозможным?
В первые дни многие пользователи столкнулись с проблемами при оформлении Fan ID на портале «Госуслуги» и жаловались на сбои в системе. О подобных трудностях рассказывали президент «Урала» Григорий Иванов и главный тренер «Шинника» Вадим Евсеев.
Карта болельщика нужна не только любителям футбола, но также и игрокам, персоналу клубов, работникам стадионов и журналистам.
Корреспондент «Спорт День За Днем» Алексей Михайлов детально разобрался в этом вопросе и испытал всю процедуру на себе. Дальше приводим его рассказ.
Оформить Fan ID можно было с 4 июля. Первые попытки не увенчались успехом. По запросу услуги через ключевое слово «болельщика» сайт «Госуслуг» ничего не выдавал.
Ближе к полудню сервис все-таки заработал в полной мере.
Все персональные и контактные данные (ФИО, паспорт, номер телефона) автоматически подтягиваются в анкету из «Госуслуг». Далее вы можете указать, болельщиком какой команды вы являетесь. Впрочем, этот пункт не обязательный.
Пожалуй, главный этап на пути к заветному пропуску на футбол – фотография.
В части 4 Статьи 20.6 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» под названием «Организация и проведение физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий» ни слова не сказано о требованиях к фотографии.
При этом некоторые люди жаловались на проблему с загрузкой фото на портал.
«Нужна определенная фотография. Я тоже сначала загружала обычные фотографии, которые мне самой нравятся, но их не принимали. А потом прочитала инструкцию: белый фон, улыбаться нельзя и так далее. Мы же не читаем инструкцию, а в ней все написано», – рассказала Светлана Журова «Спорту День за Днем».
Все так. В начале процесса на самом портале от вас потребуют, чтобы фото соответствовало возрасту, лицо было открыто, а взгляд направлен в объектив камеры. И никаких улыбок!
Дальше – больше. После добавления фотографии, ее нужно отредактировать таким образом, чтобы голова не находилась выше верхней линии, а подбородок попадал между двумя нижними линиями. И еще раз – никаких улыбок!
Если вам удалось загрузить фото, то дальше надо дождаться уведомления о том, что заявление было зарегистрировано на портале. Правда, после этого вдогонку мне неожиданно на почту пришло сообщение об «ошибке обработки заявления» без каких-либо конкретных причин. При этом буквально через минуту туда же прислали обновленный статус заявления с комментарием «фотографии одобрены». Спишем на «глюк системы».
Следующий шаг – одобрение всего заявления. Стартовые мероприятия прошли 4 июля. «Добро дали» только к вечеру 6 июля. Как раз в этот день депутат Госдумы Дмитрий Свищев отреагировал на жалобы людей на сбои в системе и пообещал обратиться в Минцифры. Вероятно, жалобы были услышаны.
Работники портала уложились в указанные 72 часа. «Зеленый свет» зажегся только к утру 9 июля (в день матча за Суперкубок России между «Зенитом» и «Спартаком», на который Fan ID еще не требовался). Очередным письмом на почту уведомили о том, что уже можно идти в МФЦ для подтверждения личности – это завершающий этап перед получением документа.
«Госуслуги» предупреждают, что сделать это можно не во всех МФЦ, а потому предложат вам найти ближайший к вам центр, в котором эта услуга может быть оказана (рекомендуем заранее посмотреть подходящий адрес).
Мне повезло – ближайший ко мне МФЦ (на расстоянии одной автобусной остановки) в одном из спальных районов на юге Санкт-Петербурга смог меня принять.
Зайдя в центр, я по умолчанию направился к автомату, который выдает талоны в очередь на прием. В меню не было ни одной услуги, которая хоть как-то по названию намекала бы на карту болельщика. Попытки ее найти дважды закончились мгновенной выдачей талона на случайно выбранную услугу. Оказалось, что это делается не так.
«Мужчина, вы на что там талончики берете?» – окликнула меня сотрудница МФЦ. Пришлось признаться, что на карту болельщика. «Вы хотели, а вас уже вызывают. Идите сюда», – пригласили меня. – «Я по поводу карты болельщика. Мне письмо на почту приходило». – «Вставайте, мы вас запишем – потом подойдете».
Чтобы не терять время, сразу обращайтесь на стойку информации, сказав, что вы пришли по поводу карты болельщика. Вас запишут традиционным способом, затем выдадут талон. Для этого надо будет назвать свой номер мобильного телефона, фамилию и имя. После этого идете в зал ожидания. А дальше, как повезет. Я прождал 2-3 минуты. Благо, очереди не было.
Процедура подтверждения началась с того, что я предъявил паспорт. Сотрудница МФЦ ввела все, что нужно. На это все застопорилось. Система никак не хотела одобрять мою фотографию, хотя одно из писем на почте гласило обратное. Помучавшись несколько минут, сотрудница МФЦ попросила меня перезагрузить фотографию в анкету. «Подбородок не полностью вошел в рамки» – якобы система его посчитает «обрезанным», – объяснила она.
Неужели разработчики услуги думают, что без части подбородка в рамках фотографии меня не узнают при входе на стадион?!
Попытка перезагрузить фотографию оказалась безуспешной – сайт не дал второго шанса. «Что ж, будем надеяться, что и так пройдет», – подбодрила меня сотрудница МФЦ. Принцип работы данной услуги мы познавали вместе.
К счастью, получилось! После подтверждения все данные внесли во внутренний портал, а мне предложат заполнить согласие на участие в программе лояльности (то самое, что обещал президент РФС Александр Дюков?). Для этого нужно было внести паспортные данные, согласиться (или не согласиться) с условиями и поставить подпись в указанных полях (пример заполненного заявления вам предоставят).
Вся процедура заняла 20 минут. В МФЦ пообещали, что готовые данные по карте болельщика поступят на сайт и в приложение «Госуслуги» в день обращения в центр. Это произошло в течение часа после выхода из МФЦ.
Теперь я стал обладателем заветного персонального номера, дающего право приобрести билеты на матчи РПЛ на пяти стадионах. А с весны – на всех 16-ти.
Принцип работы такой: покупаете билет, а на «Госуслуги» автоматически загружается QR-код. Его будет необходимо предъявить у входа на территорию стадиона.
Фото: EPA / VOSTOCK-Photo, Федеральная налоговая служба, Алексей Михайлов