В кабинете Дмитрия Дмитриевича Шостаковича висели портреты Бетховена и, к удивлению многих гостей, выдающегося композитора Матвея Блантера. Блантер был другом Шостаковича, написавшим «Футбольный марш». Шостакович футбол обожал, посещал матчи, вел, как он говорил, «гроссбухи» со статистикой сезонов и с гордостью говорил, когда начинала звучать мелодия марша, под которую футболисты выходили на поле: «Это наш Мотя написал».
«С секундомером в руках, — рассказывал Блантер о работе над маршем, — я рассчитывал время с момента, когда судья дает свисток, и до того, когда обе команды выстроятся на поле. И после этого я написал марш. По продолжительности его звучания времени было вполне достаточно, чтобы спортсмены добежали до центра, а сама музыка в какой-то степени сообщала приподнятое настроение и участникам игры, и зрителям». Потом игроки выбегать на поле перестали, а, по образному выражению известного в прошлом спортивного журналиста Бориса Федосова, стали «нестройно брести, словно грибники по лесной опушке».
Выбегать перестали, но марш остался. Он сохранился и в новые исторические времена и продолжал «сообщать приподнятое настроение и участникам игры, и зрителям». К предваряющей каждый матч мелодии привыкли. Она воспринимается как составляющая часть игры.
Но на днях руководители клубов приняли решение обходиться без музыки Блантера. Ссылаются на появление правопреемников, настаивающих на выплате компенсации за исполнение марша. В РФПЛ объясняют, что мелодию используют не в коммерческих целях, а потому не понимают, за что требуется платить. Поговаривают о замене мелодии на некую новую предваряющую матч песню (как бы только запикивать отдельные слова не пришлось), которая, впрочем, вряд ли будет передана лиге бесплатно.
О каких цифрах касательно привычного марша идет речь и что это за правопреемники, не сообщается, но, думается, это как раз тот самый случай, когда члены РФПЛ, дабы не изобретать велосипед с новыми песнями и избежать недоразумений в будущем, могли бы, наверное, выкупить права только на это произведение Матвея Блантера, которое, как известно, нигде, кроме как на стадионах, больше не звучит, и использовать его так, как оно использовалось почти семьдесят лет. По прямому назначению. На футболе.