Коллекционером я был только в детстве. Собирал, как все мальчишки почтовые марки и этикетки со спичечных коробков. Но вот билет исторического матча Грузия–Россия 2002 года у меня сохранился.
Помните, когда посередине игры внезапно вырубился свет? Это была первая моя поездка в столицу Грузии. Отношения меж нашими странами уже скрипели, но до стрельбы еще не доходило. А вот сам Тбилиси уже жил с приметной бедностью — пустые прилавки магазинов, жалкие лавчонки с дешевым вином, темные улицы, на них джипы с американскими солдатами, что было особенно удивительно.
Правда, поселили нас не в бедности — меня каким-то чудом занесло в состав делегации из «московских шишек». Вечерами нас водили по ресторанам, а утром за завтраком мы слушали интересные истории знаменитого актера Василия Ланового, который соседствовал за столом. Вообще, в делегации было много любопытных персон, одна из них, посчитав себя великой звездой, не захотела жить со мной в одном номере. Я пошел навстречу и переместился на диванчик в номере фотокора Юры Соколова. Слава Богу, мы с ним переживали и не такое (в Манчестере, где на чемпионате Европы играла сборная России, наш отель взорвали террористы). Юра и сделал вот этот, дорогой для меня снимок сразу после окончания матча молодежных сборных Грузии и России (мы победили). На нем выросшие на турнирах ДФЛ Антон Рогочий, Антон Бобер, Игорь Лебеденко, Денис Колодин, автор этих строк и Берта Григорьевна Панова сразу после победного для нашей молодежной сборной матча.
На поле с трибун никого не пускали, аккредитации у меня не было. Зато была Берта Григорьевна с фотоаппаратом на кромке поля. Она и крикнула угрожающе полицейскому, преградившему мне путь: «Ты, что это, президента не признаешь? А ну, пропусти!». Удивительно, но полицейский шагнул в сторону… О каком, интересно, президенте он подумал? А может и не думал вовсе, просто перед напором Берты Григорьевны и не такие тушевались.
Берта Григорьевна Панова, которую все любовно зовут просто «Григорьевна» вдова известного футболиста московского «Локомотива», заслуженного тренера РСФСР Геннадия Степановича Забелина, который на заре становления ДФЛ работал у нас генеральным секретарем. Человек редкой деятельности и энергии, Берта Григорьевна сама взяла на себе и несет поныне ношу координатора Лиги. Ее знают президенты футбольных клубов, директора школ, олигархи, тренеры, мальчишки, в общем, все, кто имеет хотя бы мало-мальское отношение к футболу. Не будь рядом с нами Григорьевны, много бы добрых дел не случилось. Да и историй тоже.
Москва. Год 1995-й. Стадион «Динамо». Матч команд Госдумы и Правительства. Рядовое событие, если бы не появление на нем президента страны Бориса Ельцина.
Берта Григорьевна, будучи директором по распространению нашего журнала «Первый тайм», решила презентовать его среди важных футболистов и зрителей. Брали издание с интересом, рассматривали, читали. «А что если Ельцину показать? Пусть денег на журнал дает!» — как бы про себя задумчиво сказала Берта Григорьевна. Я лишь улыбнулся, задача была нереальной — Ельцин находился на самой верхотуре, в ложе для почетных гостей, кругом несколько колец охраны. Но то, что произошло, стоит перед моими глазами поныне. Смело зашагав по проходу, Григорьевна вступила в короткий диалог сначала с одним охранником, потом другим и те покорно перед ней расступались. Это было похоже на гипноз. Когда же она подошла к ложе и поманила пальцем главного телохранителя Ельцина Коржакова, по-моему даже футболисты перестали играть, наблюдая, что же будет дальше. Коржаков оглянулся и показал жестом: мол, вы меня, женщина, зовете? Недоуменно встал, подошел и через перила наклонился над послом ДФЛ. Говорили они недолго, после чего, взяв журналы, Коржаков сделал шаг назад. Однако, Берта Григорьевна его окликнула. Коржаков вернулся, сунул руку в карман… Было видно, как он отсчитывает деньги!
«Берта Григорьевна, — преодолев онемелость, спросил я, когда она успешно спустилась вниз, — вы что, с Коржакова за журнал деньги взяли?». «Ну, почему только с Коржакова? — возразила она спокойно. — Он ведь два номера взял, один Ельцину».
Однажды, поехав на какой-то очень важный матч в Мюнхене Берта Григорьевна пришла на пресс-конференцию и буквально забросала тренера «Баварии» вопросами. И тот отвечал! Поразительно, если знать, что Григорьевна ни одним иностранным языком не владеет.
Будучи в еще одной зарубежной поездке, она приютила в своем номере сразу трех наших бездомных фанатов, за что получила от всего их движения безграничное уважение. Григорьевна легчайший на подъем человек. Вот типичная ее февральская неделя. Поездка в подмосковную Ивантеевку (здесь бизнес ее сыновей) на спортивный праздник и участие в церемонии награждения. Посещение матча чемпионата страны по хоккею с участием мытищинского «Атланта» (заседания местного пресс-клуба без Григорьевны тут не просто не представляют). Бросок в Тель-Авив на матч Лиги чемпионов с участием «Рубина» (на матчи в Казань за тысячу километров она ездит только на машине!).
Если честно, таких людей, как она, я не встречал. И не встречу. Просто потому, что на этом белом свете она одна такая, Григорьевна.
Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №8 (3-9 марта 2010 года).
Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.