(Фото: ФК «Зенит»)
Последний бой — он трудный самый. Это про «Зенит». Только про игру с «Аустрией» — не с «Уралом». Но в какой-то мере данные слова относились и к встрече с уральцами, ведь ей сине-бело-голубые прощались до будущего года с «Петровским». Заключительное домашнее выступление не обещало подшефным Лучано Спаллетти легкой прогулки, несмотря на скромный статус соперника. Виной всему кризис в самом «Зените», умудрившемся выдать рекордную при итальянце безвыигрышную серию из семи матчей. На этом фоне даже борющийся за выживание и рискнувший поменять главного тренера (второй раз с начала сезона) «Урал» покажется непростым соперником. Что уж там говорить, если за четыре тура, которые разделили два противостояния этих команд, «Урал» набрал четыре очка, тогда как «Зенит» к своему стыду в два (!) раза меньше.
Проблемы — за пределами нашей родины
С другой стороны, пожелать лучшего накануне визита в Австрию зенитовцы и не могли. Во-первых, «Урал» в классе все-таки уступает почти всем в премьер-лиге. Долгожитель ФНЛ, чувствуется, пока не до конца вылез из мрачного леса под элитного дивизиона, где-то цепляясь еще одной ногой за старые коряги. Психологию команды за короткий срок не изменить даже Александру Тарханову. А пять дней разницы между матчами с «Уралом» и «Аустрией» давали возможность зенитовцам и форму поддержать, и играть спокойно, не заботясь особо о распределении сил. Выходи, да показывай все, на что сейчас способен.
Вдобавок кадровых проблем у хозяев оказалось значительно меньше нежели у гостей. Вне игры из-за травм остались только Мигель Данни и Олег Шатов. Зато Роман Широков появился в «основе», а Александр Кержаков — попал в заявку. Сюрпризом стал выход на поле с первых минут Владимира Быстрова и непопадание в стартовой состав Виктора Файзулина с Анатолием Тимощуком, который, казалось бы, хорошо отработал в Грозном.
За день до матча корреспондент «Спорта день за днем» побывал в «пригороде Санкт-Петербурга» — финской Лаппеенранте. За ближайшей границей была такая снежная карусель, что подумалось: если в пятницу мы получим нечто подобное в своих краях, то встречу точно перенесут, правда, непонятно куда. Однако петербургская погода отчасти сжались над болельщиками «Зенита» и 70 поклонниками «Урала», не став переходить границы дозволенного. При желании каждый выдержал бы на трибуне эти декабрьские 90 с лишним минут. Захотели немногие, если судить, подходя с привычными мерками.
Месть Халка
Поначалу чаще других в центр внимания попадал Широков. На третьей минуте стало тревожно за здоровье зенитовского мозга, который и без того, можно сказать, вернулся на поле прямиком из медицинского кабинета. Широков с трудом встал с газона после единоборства с Миланом Вьештицей, несмотря на то, что никакой грубости в действиях экс зенитовца не было. Возможно, этот эпизод повлиял на то, что Широков уступил в следующей части противостояния с Вьештицей, коего Тарханов отрядил на место опорного полузащитника. К счастью для «Зенита», один из первых легионеров в его истории немного промахнулся, нанося удар головой после навеса с правого фланга.
«Урал» смотрелся достойно. Знал, в какой футбол собирается играть, и это, конечно, первые плоды деятельности нового главного тренера. Однако как и в предыдущем матче с динамовцами, сопернику хватило одного реального момента, дабы использовать преимущество в индивидуальном мастерстве. Андрей Аршавин, вдохновленный, видимо, мыслями о сборной России, чьи соперники по групповому турниру определялись в те же минуты, грамотно открылся на левом фланге и получил своевременную передачу на свободное пространство. Дальше было дело техники. Хотя прострел Аршавина делался в какой-то степени наудачу, все прошло как по маслу. Счастливый рикошет от защитника «Урала» помог Халку отомстить Алексею Солосину за смазанный в Екатеринбурге одиннадцатиметровый.
Периодически у «Зенита» проходили фирменные выпады, скоростные, в одном ритме. Вот только их все равно должно было быть больше, ведь уральцам волей-неволей пришлось все смелее идти вперед, раскрываться. Из группы атаки петербуржцев, как казалось, несколько выпадал Владимир Быстров — сказывается долгое сидение на скамейке. Но, конечно, не в этом причина того, что разница противников в классе проявлялась мало. Да еще и судья Арсланбеков встал на защиту «слабого», не дав очевидный пенальти за игру Сельви Оттесена рукой.
Тарханов украл идею у Спаллетти
Неудивительно, что решившись на замену в дебюте второго тайма, Спаллетти «разменял» именно эту фигуру , Быстрова. Вышел наконец-то выздоровевший Ансальди, «Зенит» тут же перестроился — и пропустил! Забавно, что «Урал» забил именно в том стиле, в котором не единожды поражала цель петербургская команда. Зенитовцы попались на быстро разыгранном «стандарте», словно и не представляли, что Тарханов или кто-то иной способен подсмотреть хитрость у Спаллетти.
Игроки «Урала» держались молодцами, а главному тренеру «Зенита» пришлось бросать в бой еще одного недостаточно готового игрока — Кержакова. Но в основном острота у ворот «Урала», когда она возникала, исходила от Халка и Аршавина. Тех, кто сегодня в более хорошем состоянии. Если бы зенитовцы растранжирили свои моменты, и продлили безвыигрышную серию, нельзя было бы назвать это несправедливостью. Но в решающее мгновенье роль первой скрипки взяли на себя те, кто будет противостоять сборной России будущем летом на чемпионате мира — Ломбертс и Витсель. Один отдал, другой забил, забыв о том, что это «не его дело». Зенитовские бельгийцы показали, как нужно брать свое, вопреки обстоятельствам, дав понять, что нашу сборную ждет в Бразилии. А вот что ждет «Зенит» в Австрии, предсказать по-прежнему невозможно.
«Зенит» (Санкт-Петербург) — «Урал» (Екатеринбург) — 2:1
«Зенит»: Лодыгин, Смольников (Кержаков, 60), Губочан, Ломбертс, Кришито, Зырянов (Файзулин, 77), Витсель, Быстров (Ансальди, 53), Широков, Аршавин, Халк
«Урал»: Солосин, Тумасян, Вьештица, Оттесен, Данцев, Щаницин, Бочков, Ерохин, Горбанец (Коман, 78), Лунгу, Гогниев
-
Голы: Халк, 12 (1:0); Гогниев, 55 (1:1); Ломбертс, 75 (2:1)
-
Предупреждение: Тумасян, 78
-
Судья: Тимур Арсланбеков (Москва)
6 декабря. Санкт-Петербург. «Петровский». 15 000 зрителей