Как итальянским тренерам в Англии живется.
Приступая к написанию материала, ставил себе цель дать развернутый ответ на вопрос, почему у итальянских тренеров не получается в Англии. То есть работают себе люди не покладая рук, считаются сильнейшими в мире методистами, а совладать с премьер-лигой не в силах. Один только Анчелотти может похвастать титулами, а остальные вроде ни с чем остаются.
Но после того как покопался в исторических справочниках, тема отпала сама собой. Зато возникла более интересная – как и почему итальянская тренерская школа трудно стыкуется с английским футболом.
Нелюбовь
Жесткие пикировки между Апеннинами и Британскими островами в области футбола имеют давние традиции. Проходили они в основном в рамках игроцких качеств. Англичане упирали на то, что это они научили итальянцев игре в мяч ногами. На «Сапоге» этот тезис подвергался сомнению. Здесь напоминали о существовании гарпастума, флорентийского футбола и о том, кто и как превратил варварские племена в цивилизованных подданных Римской империи. Споры так и остались бы вялотекущими и не выходили бы за рамки изложенных тем, если бы не подливший масла в огонь легендарный тренер нерадзурри Эленио Эррера. В 1995 году в ответ на просьбу корреспондента RAI прокомментировать назначение Роя Ходжсона на пост тренера «Интера» отец катеначчо неожиданно изрек: «Я вообще не знаю, что такое британская тренерская школа и кого она выпускает».
После этого дуэли перешли на новый уровень, и периодически мы наблюдаем всплески дискуссий на эту тему. Объективности ради стоит признать, что пока итальянцы в этом разрезе переигрывают англичан в одну калитку. Ведь в Серии А гостей с паспортами из Великобритании не было уже давно, а дядечки с красной книжицей и золотой звездой на обложке, наоборот, весьма востребованы в АПЛ.
Научпоп
Итальянский тренер возводит науку в приложении к футболу в фетиш. Игру препарируют не только с точки зрения, какой футболист куда и зачем бежал, но и в какой фазе игры все это происходило. Любой попавший на тренерский семинар в центре подготовки в Коверчано будет шокирован количеством и объемом научной информации, которую перелопачивают во время дискуссий. Причем спектр дисциплин, вовлеченных в процесс, включает в себя математику, биохимию, физиологию, кинетику и даже философию. Итальянцы погружаются в футбол настолько глубоко, что иногда возникают споры о глубине погружения. Такой подход, кстати, создает эффект для всего кальчо в целом – игроки становятся более интеллектуальными и способными выполнять на поле многофункциональные задания. И теперь уже тренер прилагает усилия не только в рамках треугольника «тактика – физподготовка – психология», но и вмешивает в нее математику. К примеру, ту же теорию множественной игры, которая строится на следующих постулатах: «Каждая команда пытается переместить мяч на сторону противника и помешать другой команде сделать то же самое. У каждого игрока – своя роль.
И каждая команда следит за противниками, чтобы предсказать их следующее движение. Конечная цель ясна. Если проанализировать действия соперника, то можно выявить, каким образом он хочет добиться своей цели».
На картошку!
В советское время бородатых профессоров из НИИ было принято посылать на помощь колхозам. Интеллигенту не давали забывать о своих крестьянских корнях. Поэтому покопаться в земле и помочь выполнить план по уборке картофеля или брюквы считалось священным долгом каждого выходца из народа. При этом, что интересно, экспериментов по привлечению крестьян за кульманы и пульты ЭВМ не проводилось. Suum cuique. Каждому свое. Ну, или свое – каждому.
Подобный пример очень точно описывает итальянские путешествия в Англию. Специалисты с научным системным подходом, набив чемоданы учебниками и конспектами, мчат на самолете в аэропорт Хитроу, чтобы применить на практике свои теоретические изыскания. Однако по прибытии обнаруживают, что футбол в премьер-лиге наукой не насыщен, по рабоче-крестьянски прост и в интеллигентных беседах не замечен. Отставь, профессор, свою астролябию в сторону, хватай лопату и занюхивай теперь исключительно засаленным рукавом телогрейки. Здесь вам не там. Или ты мне план даешь, или я тебе трудодень не засчитаю. И вот уже условный Раньери идет по полю, засучив рукава, и кидает в ведро остатки гниющей свеклы, тоскливо вспоминая времена теплых застолий с коллегами в кабачке под Флоренцией.
Внешние факторы
Представьте себе шахматиста. Каждый ход ему необходимо обдумать. Оба сидящих за доской человека по сути дела пытаются перехитрить друг друга, предугадывая ходы и стратегию своего визави. Сложность игры требует много-уровневого решения. Однако один из игроков может притвориться, что он делает ход, присущий игроку нижнего уровня. Тогда его противник получает явное преимущество. Это ведет к тому, что визави сделает неправильные выводы и в результате попадется в ловушку. Необходимость в стратегии как таковой отпадает. Особенно если сделать ход, выходящий за рамки игры.
Нельзя сказать, что не получилось в Англии у Раньери. Клаудио не выиграл с «Челси» чемпионского титула. Так он и не чемпионский тренер. Зато он довел клуб Абрамовича до полуфинала Лиги чемпионов. Дзола в «Вест Хэме» оказался заложником финансовых пертурбаций и сосредоточился в основном на попытке удержать команду от полного развала. В аналогичную зависимость от внешних факторов попадали и Ди Маттео в «Вест Бромвиче», и Де Канио в «Куинс Парк Рейнджерс», и даже Виалли в «Челси» и «Уотфорде» (хотя какой из Виалли тренер?). Остается только Манчини. Но он – особый случай.
Гений и злодейство
19 декабря прошлого года Роберто Манчини подписал с «Манчестер Сити» контракт на 3,5 года с зарплатой в 3,5 млн евро за сезон. Президент клуба Хальдун Аль-Мубарак искренне верил, что его звездному цирку не хватало именно грамотного шпрехшталмейстера. Новый тренер должен был, по арабской задумке, организовать процесс и начать ковать победы. Однако пока машина буксует.
Объяснение этому весьма тривиальное. Манчини, сам будучи в прошлом великолепным игроком, привык мерить своих подопечных по меркам своих прошлых подвигов. По этой причине не получается у него никогда найти общий язык со своей командой. Ни в одном клубе, который он тренировал, не было случая, чтобы Манчини не конфликтовал с футболистами. Везде и всегда он испытывал такую личную неприязнь к отдельным игрокам, что этот фактор оказывал серьезное воздействие на психологическое состояние коллектива в целом. А значит, довлел над всей игровой моделью. Скоропалительного вывода по нынешнему сезону Манчини в АПЛ делать не будем – как-никак чемпионат еще не минул своего экватора. Однако для будущей оценки работы любого итальянца в Англии нам необходимо все же держать в уме древний латинский постулат – Aliena nobis, nostra plus aliis placent (чужое – нам, а наше другим больше нравится).
Бонус-трек
Конечно, нельзя не оценить и работу Фабио Капелло на посту тренера сборной Англии. 14 декабря 2007 года стало новой вехой в британо-итальянском споре. 5,5 миллиона евро в год чистыми, положенные Английской футбольной ассоциацией в качестве зарплаты наставнику с Апеннин, итальянские издания злорадно обозвали репарациями после выигранной войны. Действительно, такого чувствительного удара по престижу британского футбола еще не наносилось. Ведь Капелло не только выбил себе очень денежное соглашение, но и добился права самостоятельно подобрать себе помощников, коими стали Итало Гальбьяти (второй тренер), Франко Танкреди (тренер вратарей), Массимо Нери (тренер по физической подготовке) и Франко Бальдини (генеральный менеджер).
У Капелло получилось решить сразу несколько задач, считавшихся до него неразрешимыми (вроде совмещения на поле Джеррарда с Лэмпардом или поиска новых имен для сборной). Англия в отборочной группе к чемпионату мира – 2010 воспрянула духом и нашла себя в новых смыслах. Тактические модули обросли неожиданными сочетаниями, а в газетах перестали язвить и начали цокать в восхищении. Перед отъездом в ЮАР тренер заявил о том, что завершит карьеру после ухода из английской сборной, и тут... И тут внезапно сломался Рио Фердинанд, на котором строилась вся остальная конструкция единожды чемпионов мира. Дон Фабио подозревал, что данный факт добавит ему проблем, но не предполагал масштаба катастрофы. После фиаско в одной восьмой финала мундиаля оставалось разве что застрелиться. Или поставить более амбициозную задачу. У руля сборной итальянского тренера все же оставили, но теперь спросят за провал по полной. Because nostra. Потому, что теперь это их дело.
А не только итальянского штаба.