Эти майские минуты 2001 года придали «Баварии» статус железной и мистически непобедимой. Когда до того момента, как «Шальке» станет чемпионом оставался один оборот секундной стрелки, шведский защитник Патрик Андерссон чугунным ударом в нижний угол после «отката» Стефана Эффенберга сравнял счет в матче «Гамбург» - «Бавария», и сделал мюнхенцев чемпионами. В это время в Гельзенкирхене одновременно рыдало больше 50 тысяч человек, одетых в синее. И они же посылали проклятия в небо, призывая высшие силы покарать «Баварию» за чудовищное везение в финальном матче Лиги чемпионов с «Валенсией». Не вышло: Мюнхен выиграл и там…
Чужая бессильная ярость, зависть, но в то же время и уважение и трепет – все эти чувства вызывала «Бавария» еще совсем недавно, когда считалась футбольным воплощением бога войны Марса. Если же случались неудачные сезоны, к мюнхенской команде относились, как крокодилу, у которого заболели зубки, а добрая птичка вовремя не почистила. Игроки этого клуба могли сколько угодно склочничать друг с другом, ругаться с тренерами и руководством, но гарантия того, что они все равно выйдут на поле и дадут результат выглядела незыблемой. И потому прозвище «Голливуд» только придавало «Баварии» величественности.
То, что акценты «поплыли», как крутые берега при половодье, заметили не все и не сразу. Последним звучным аккордом «Баварии» стал чемпионский «дубль» под руководством Феликса Магата, после чего начали твориться странные вещи. Сейчас уже и не вспомнишь, когда мюнхенцы играли так, чтобы дух захватывал, и когда они в последний раз сотворяли подвиги, подобные тому, гамбургскому. Хотя нет: они сделали это в Хетафе, за пару недель до того, как крупно вошли в историю, крупно проиграв в еврокубке клубу из Восточной Европы. Тогда «Бавария», уступая в дополнительное время хозяевам 1:3, сумела сделать 3:3 и выйти на «Зенит». Для того, чтобы получить постыдные 0:4 на «Петровском». До сих пор помню заискивающий взгляд Карла-Хайнца Румменниге, вынырнувшего из раздевалки проигравших и безуспешно пытавшегося бочком заскочить в автобус. Он был столь же безобразен, как и цифры на табло стадиона. Именно этот момент стал переломным: о том, что король голый верещали не только дебиловатые мальчики, но и серьезные аналитики, разводившие руками – ни скоростей, ни воли, не коллектива. Под стать отдельным результатам стали появляться сообщения в прессе. Сам факт того, что кто-то обвинил «Баварию» в участии в сговоре компрометирует почище любого пьяного скандала с участием какого-нибудь Брено или очередного приступа ярости Оливера Кана. Когда столь авторитетное издание, как Marca позволяет себе публиковать в одной газетной строчке такие слова, как «Бавария» и «договорной матч» опускает на такой низкий уровень, что плинтус мерещится где-то на потолке. Новости о «Голливуде» стали обретать некий мерзкий гламурный оттенок, вроде того, что носит сейчас в нашей стране все, что связано со словом «современная культура». Ехидства в комментариях происходящего в «Баварии» стало больше, но при этом не убавилось подобострастия. Пиком безумия стал прошлый сезон, когда в клуб был приглашен настоящий голливудский тренер Юрген Клинсманн, много хотевший, но, как оказалось, не слишком подходящий на этот пост. Дергаемый со всех сторон представителями обширной «борды» клуба, Клинси в какой-то момент впал в транс и стал сплавляться по течению. Пока Юрген летел в Ниагару, «Бавария» превратилась в «Дом-2», или какую-нибудь другую нашенскую передачу о светской жизни России, как пишет Сергей Минаев, «с какающими художниками и писающими поэтессами».
Вы думаете, что это все еще вступление? Нет, это просто картина, которую видел прошлой весной строгий дядечка Луи ван Гаал, вышедший из простого народа, а потому очень долго изучавший предложение мюнхенцев, прежде чем вырваться из сырной столицы Голландии (чувствуете, каким комфортом пахнет от этих слов?) и размашисто, по-журавлиному подписать мюнхенский «фертраг».
Луи то ли забыли объяснить, то ли не захотели этого делать – так или иначе, голландец в придачу к контракту получил сразу два дорогих приобретения, плюс хнычущего Рибери, к которому вдруг явился воплощенный дух Зидана и стал убеждать перейти в «Реал». Получилось что-то вроде того, что вы заливаете бензина на 1000 рублей и получаете в подарку мухобойку с символикой чемпионата Европы по настольной гребле. Гомес и Тимощук (те самые, дорогие) хищного долговязого человека не испугались, посчитав, что если будут с самого начала хорошо работать на тренировках, то проблем с ним не возникнет. Но у ван Гаала – товарища своенравного, и любящего, чтобы порядок был в первую очередь в его голове – не все так просто. Потрепав обоих по плечу – молодцы, солдаты! – Луи рассчитал свой вариант стартового состава. И если без Гомеса ему совсем обойтись все же не удастся, то с Тимощуком он, кажется, все для себя решил. В конце концов, зачем же нужен украинец при живом ван Боммеле! И давно бы уже, наверное, Анатолию пришлось бы отправляться в аренду (вот бы схватился за голову тот, кто распорядился «отстегнуть» за него «Зениту»!), если бы соотечественник ван Гаала не получил травму. Собственную психику не обманешь – пришлось Тимощуку раскочегариваться в «Баварии» в самых худших условиях, которые только могут быть для футболиста: под косым взглядом тренера. Не стоит удивляться, что и процент отбора у Анатолия сейчас ниже пятидесяти, и передачи все рядом или назад, и потерь полно. Вот уже и Оттль – нескладный парень, без светлых пятен в биографии – вместо него появился. Не иначе, как ван Боммель пошел на поправку. А то еще Тимощук заиграет…
Впрочем, мы не собираемся превращать материал исключительно в плач по Тимощуку. В конце концов, тренер, как человек, ответственный за результат, имеет право на любимчиков. Если с возвращением ван Боммеля в строй «Бавария» рванет к кубкам и медалям, по хрипящим и дергающимся телам противников, ван Гаал станет героем. Просто в данный момент хрипят и дергаются в Германии скорее от смеха. Не успел голландец расправить плечи после приобретения Роббена (вырвал прямо-таки с мясом у руководства), как очередную травму получил Рибери, которого баграми и крюками держали, чтобы тот не удрал в «Реал». Причем, еще предстоит разобраться, физическая это травма, или душевная. Вдруг Франк опять с духами разговаривал, и ему померещилась зеленая светящаяся табличка с надписью «salida»?
Роббен, кстати, «сломался» тоже. И из-за всей этой текучести линий (стабильной остается, пожалуй, лишь оборона, где ван Гаал прозорливо устроил Браафхайда и Бадштубера) о поставленной игре «Баварии» говорить который уже год подряд не приходится. Пока что футболисты играют на эмоциях начала сезона, но каждый сам за себя. И не исключено, что скоро появятся новые недовольные режимом ван Гаала, который, кстати, уже со своей кровожадной улыбкой сообщил подопечным, что готов лично обходить все мюнхенские бары, чтобы проверять, кто из подопечных уснул лицом в салате, а кто – в десерте.
Не стоит также упускать из вида взаимоотношения тренера с руководителями «Баварии». Честно говоря, поверить в то, что Румменниге и Хенесс дали кому-то длительный карт-бланш столь же сложно, как и в скорый выигрыш Лиги чемпионов «Диярбакырспором». Летом Ули Хенесс покряхтел: «Пора и на покой». После чего пересел… на трибуну! Спрашивается, не выполнял ли таким образом он один из пунктов личного контракта ван Гаала?
«Голливуд» становится все ширпотребнее. Голландцев зимой, зная методику оранжевых тренеров, наверняка прибавится. «Бавария» ребрендит словно по указке невидимого психа-дизайнера. Хенесс зло сжимает губы. Болельщики остальных команд все громче и радостнее требуют, чтобы с мюнхенцев в очередной раз сняли кожаные штаны. Патрик Андерссон сейчас работает спортивным директором шведского «Мальме»…