На встрече с юными синхронистками в центре водных видов спорта «Невская волна» три петербургских олимпийских чемпиона — Тагир Хайбулаев (дзюдо), Наталья Антюх (легкая атлетика, бег) и Наталья Воробьева (женская борьба) — поведали интересные факты из своей жизни.
Тагир Хайбулаев:
— После поражений иногда бывают дурные мысли о том, чтобы закончить со спортом. Но проходит неделя, две, и появляется новый стимул. Возвращаешься на татами, надеваешь кимоно и хочешь доказать, что проиграл случайно.
— У меня много поражений было. Но в единоборствах есть такая пословица: «Падая и вставая, учимся побеждать». Я начал показывать серьезные результаты только с двадцати лет — это поздно! А все время до этого проигрывал везде. Набирался опыта.
— Я вначале занимался вольной борьбой. В Дагестане почти каждый мальчишка с нее начинает. Потом переключился на дзюдо, потом перешел в греко-римскую борьбу. Только после этого снова дзюдо занялся. Секция дзюдо находилась рядом с моим домом, туда ходить удобно было.
— В детстве приходилось ради спорта многим жертвовать, в основном общением с друзьями. Отказывать себе в походах, например. В кино или в клуб не сходить было. Но ради медалей это нужно делать.
— Из всех городов больше понравилось выступать, конечно, в Лондоне на Олимпиаде. У меня с самого приезда туда появилось ощущение праздника. Времени гулять там совсем не было. Может быть, как-нибудь вернусь туда с семьей, полюбуюсь.
— После победы на Олимпиаде позвонил в Самару своему первому тренеру Николаю Федоровичу Петрову. А у него как раз день рождения был. Такой хороший подарок получился. Его мечтой было вырастить из меня просто участника олимпийской сборной, о победе он и не говорил!
Наталья Антюх:
— В 2008 году, когда я не попала на пекинскую Олимпиаду, у меня было огромное желание закончить карьеру. Я получила тогда очень серьезную травму. Полгода как минимум не тренировалась вообще. Потом в один прекрасный момент тренер сказала мне всего одну фразу: «Наташа, мы не сделали того, к чему шли несколько лет. Давай попробуем». Этим она меня убедила, и с тех пор больше мыслей об уходе не возникает.
— До легкой атлетики я занималась в музыкальной школе. Не хочу говорить, на чем я играла! Потом стала бегать. В какой-то момент мама поставила вопрос ребром и сказала: «Или бег, или музыка, потому что я физически не могу водить тебя туда и туда». Я сразу выбрала бег.
— Я в деревне от бабушки часто бегала. Там ей до сих пор говорят: «Вот, Надежда, это ты подготовила олимпийскую чемпионку! Помним, как ты за ней с крапивой гонялась, только пятки сверкали…»
— Мне часто приходилось жестко следить за весом. Никогда не забуду, как мой тренер бил меня по рукам в столовой, не давая есть булочки. А я их очень любила! Он прямо из-под носа у меня булку и хлеб вырывал. А взамен давал мне сушки грызть!
— Конечно, от Лондона у меня остались незабываемые впечатления. Хотя увидела там только Олимпийскую деревню и стадион, больше ничего. Все семь дней непрерывно выступала, потом сразу уехала. Есть еще одно место, которое для меня по-настоящему дорого. Это Тула, где живут все мои родные. Там раньше проходили чемпионаты России, и вся моя семья тогда за меня переживала. Наверное, Тула — мой самый любимый город.
— Я перед финалами постоянно не могу спать. Кручусь, верчусь по два-три часа. А в Лондоне перед решающим забегом вдруг легла в десять часов вечера и, как младенец, отключилась. Предчувствие, наверное.
Наталья Воробьева:
— Я пришла в зал для борьбы, когда мне было десять лет. Родители были резко против, потому что «это далеко не женский вид спорта». Но я была такая капризная и настырная, что продолжила ходить в зал. У нас в Тулуне (Иркутская область. — «Спорт») особо заниматься нечем было, вот я и боролась. А сейчас мама от меня на расстоянии больше пять тысяч километров и каждый день звонит мне и спрашивает: «Ты пошла на тренировку!?»
— Свои медали, если честно, не считаю. У меня дома есть большой кубок, и когда я возвращаюсь домой, просто кидаю их туда! Вообще их много, конечно. У родителей есть специальный стенд для них.
— Моей первой наградой был диплом за четвертое место. Но я боролась на соревновании среди мальчиков! А первая золотая медаль была на первенстве Иркутской области, тоже среди ребят. Мне начали запрещать бороться с мальчиками, потому им после поражений было обидно и они бросали борьбу…
— Неоднократно бывало, что хотелось бросить спорт. Это ведь очень тяжело: постоянно уезжать на сборы, бросать учебу в университете. Но вернуться всегда хочется. Из спорта очень сложно уйти. Бывших спортсменов не бывает. Я рада, что пожертвовала свое детство на все эти сборы. Это того стоит.
— Во время Олимпиады мои тренеры визжали, как дети! Мне потом много видео скинули, как они реагировали во время схваток. Очень смешно было! Своему личному тренеру я еще лет в пятнадцать пообещала, что, если стану олимпийской чемпионкой, подарю ему автомобиль. Так и сделала.
— Когда мне в Лондоне после финала поднимали руку в знак победы, я увидела, как на трибуне бешено орет и прыгает Елена Исинбаева! Ну на пять метров она не прыгала, но все равно очень впечатляющие скачки! Она кричала «молодец», махала флагом… Было здорово.