По сравнению с чемпионатом России даже второй по значимости дивизион Германии — очень популярный турнир. Авторы «Спорта» спорят о том, как увеличить посещаемость первенства страны и стоит ли вообще это делать?
Мнение Сергея Бурого
Российский футбол страдает от синдрома Бартлби. «Я предпочел бы отказаться», — твердил герой истории американского выдумщика Германа Мелвилла (известен по «Моби Дику»). Повторял он это постоянно, был невменяемо пассивен и закончил свой жизненный путь трагично. И все хотели от него избавиться — уж больно неприятным нравом обладал этот мужчина. Так и в нашем футболе: люди упорно отказываются идти на стадионы, а их там на самом деле никто и не ждет.
В Германии и Англии посещение матча — праздник для человека. Как поход в театр — только не знаешь, чем все закончится, да и эмоций побольше. У нас тоже театр, но другой — военных действий. И все здесь почти так, как в одном из стихотворений покойного Егора Летова: «там, где не выживут живые», «мокли в студеной воде», «этому виду свойственно убивать себе подобных». Качество оказываемых услуг на стадионе особенно легко оценить, когда вдруг приспичит сходить по-маленькому.
Но разруха не только в клозетах, но и в головах. Это исправить сложнее. Если держаться подальше от неистовых фанатов, они не тронут. Но для семейного отдыха стадион все равно не подходит — зачем ребенку впитывать чупо-чупсовый лексикон? Возьмем спартачей: они везде, где появляются, оставляют отметину ОУКБ. Голосом или краской — неважно. Согласно Фрейду, они застряли на оральной стадии психосексуального развития, а это присуще детям до полутора лет. Зачем приводить на футбол зрелого (относительно фанов) семилетнего пацана? Чтобы он деградировал, наслушавшись взрослых дядек? Я предпочел бы отказаться.
Как увеличить посещаемость? Да никак. Это никому не нужно. Сергей Фурсенко и его команда решили перейти на европейские рельсы (осень — весна). Вроде как людям все равно, при какой температуре ходить на матчи: -17 (помните декабрь 2010-го, «Зенит» — «Андерлехт»?) — это нормально. Может, господа управленцы перечитали Ницше и придерживаются принципа «все, что нас не убивает, делает нас сильнее»? С быдлом на стадионах борется только Роман Широков. Спонсоры равнодушны, они не заинтересованы в создании комфортных условий. Да и кто заинтересуется, если тебя заставят из-под палки финансировать томский футбол, который существует как будто только для того, чтобы над ним насмехались. Телевидению, как главному популяризатору всего и вся, вид спорта номер один тоже неинтересен. Зачем показывать чемпионат страны по Первому каналу, если можно успешно скормить зрителю отупляющее телешоу?
В итоге будет так. В 2018 году какой-нибудь среднестатистический ярославский отец скажет сыну: «Федя, пойдем на стадион, чемпионат мира начался!» А пухлый Федя, отправляя чипсину в рот и заливая ее колой, с каменным выражением лица ответит: «Я предпочел бы отказаться».
Мнение Олега Евстифеева
Поднять посещаемость российских футбольных матчей? Учащиеся школы премьер-лиги из краснодарской «Кубани» составили решение этой задачки в прошлом году. Свыше 20 000 человек в среднем на матчах — и это при отсутствии громких трансферов и больших побед, даже без еврокубков. Только хорошая боевая игра, качественное поле, футбольные традиции в регионе и пропаганда в прессе. До сих пор помню, как во время поездки в Краснодарский край слушал в машине заряды диктора с местного радио: «Кубань начинает крестовый поход в премьер-лигу!» Московский «Спартак» и «Зенит» выдают приблизительно те же 20 000 в сезон, иногда больше, иногда меньше, недобирают на матчах с аутсайдерами, но «догоняют» играми с ЦСКА и между собой. «Спартак» попутно опровергает тезис о том, что москвичи принципиально не идут на спорт. Вот до этой двадцатки можно поднять посещаемость «традиционными» способами: комфортные стадионы, уважительное отношение стражей правопорядка, нормальная реклама, удобное время проведения матчей, высокий уровень чемпионата.
Но, может, кто-то хочет большего? Новый стадион в Петербурге, безусловно, будет собирать аншлаг на концертах Мадонны, если она еще соберется в Россию. Но как же с футболом? «Зенит» при всей к нему любви сейчас не собирает регулярных аншлагов на «Петровском». Комфортный стадион «Локомотив» в Москве — тоже. Но разве это проблема только футбола? А пустые трибуны на спортивной гимнастике, фехтовании, прыжках на батуте… (подставьте сами вид спорта, за который вам особенно обидно)? А баскетбол, где даже победа сборной на чемпионате Европы не расшевелила зрителя? А невысокие телевизионные рейтинги спорта, не позволяющие ему регулярно светиться на центральных телеканалах?
Российскому спорту остро не хватает спортивного зрителя, обычного болельщика, Кузьмича. Того, который в США сидит на скучном бейсболе с сыном, ест хот-дог и радуется, что еще один день отдал национальному увлечению. Чтобы Кузьмичей стало много, страна должна заболеть спортом, а не алкоголизмом. Чтобы спорт стал частью жизни, у людей должны быть доступные детские секции со всем необходимым и тренеры на хорошей зарплате, а телевизор должен внушать, что выступать на Олимпиаде — это круто. Собственно, все это было в СССР, и результаты говорили сами за себя, в том числе и в области заполнения футбольных арен. В случае с футболом придется еще решать проблему взаимоотношений Кузьмичей и фанатов, что вообще отдельная тема для разговора.
Ну а пока футбольным властям надо «добивать» посещаемость по всей премьер-лиге до 20 000. И радоваться, если получится.