• Автогол йоги

    1/2 финала. Германия – Италия – 1:2. Послесловие

    30.06.12 16:03

    Автор: Спорт день за днём

    Расчетливая и застегнутая на все пуговицы, страстная и озорная — ни в каком обличье сборная Германии не может обыграть Италию. Немцы снова споткнулись о первого же соперника, пребывающего в гармонии с собой и показавшего зубы. Италия напоминает катящийся с горы камень — ее мощь, скорость и уверенность растут с каждым днем. Чтобы разобраться в деталях варшавского полуфинала, корреспондент «Спорта» полночи провел на Национальном стадионе.

    Гэмблер

    — Что он говорит-то такое?! — возмущенно шипел мне Оливер, журналист из Франкфурта. — Я не вижу ни объяснений, ни попыток их сделать! И потом, что значит — он не видит трагедии? А что он видит тогда? Я не понимаю, никто не понимает!

    Нет, Германия была не готова к такому. Находилась совершенно на другой волне. Тому же Оливеру, оптимистичному до игры, я говорил: «Пройдете Италию, выиграете чемпионат. А пока вас ждет самый трудный матч, начиная с полуфинала ЧМ-2010 с Испанией. Его вы, кстати, завалили».

    Но они не были готовы. В немецких СМИ в последние годы наметился удивительный тренд: то издание или телеканал, что будет по делу или без критиковать бундестим, не имеет шансов на популярность. Нужны здравицы, вера в мальчиков и их духовного наставника. Немцы сплотились вокруг сборной как никто другой и не готовы видеть объективных слабостей своей команды.

    Для них позавчерашний результат — сенсация. И потому каждый готов заклевать Йоахима Лева за любые полслова, которые он обронил сразу по окончании игры. А слова Леву давались не без труда. На пресс-конференцию он пришел, призывая на помощь всю оставшуюся выдержку, но дар убеждения оставил где-то в раздевалке. Для начала он констатировал очевидное.

    — Первого гола можно было избежать (Йоги перестал смотреть в зал, как обычно упер взгляд куда-то в одну точку перед собой). Мы... потеряли концентрацию. Второй мяч — тоже плохое расположение защитников. Проигрывая Италии в два мяча, сложно что-то изменить. Мы пытались это сделать во втором тайме, я хочу похвалить команду за этот второй тайм...

    Все это мы видели, собственно, сами. Народ хотел от своего вожака знать другое: зачем тебе понадобилось снова делать три замены в составе? К этому моменту в одном из экспресс-интервью капитан чемпионов Европы 1980 года Бернхард Дитц уже приговорил бундестренера:

    — Мы сами себя отправили в нокдаун, выпустив такой стартовый состав. Лев просто сделал автогол в самом начале матча!

     

    После четвертьфинала с греками Лев был королем. Его перестановки, брошенные в бой Шюррле с Ройсом помогли растащить плотную, но пассивную защиту соперника, фанфары рвали воздух еще громче чем прежде. И на сей раз Йоги не успокоился. Именно на Италию он решил бросить в бой Крооса, выдерживавшегося доселе на лавке, вернуть Подольски и Гомеса. Первый эффект был достигнут без проблем — узнав состав, все удивились. Потом пожали плечами — Учитель знает, что делает. После матча тональность была совершенно иной.

    — Он что — гэмблер?! — это все тот же Оливер, рвущий на голове волосы.

    Во вредных привычках Лев прежде замечен не был. И, как бы ни велико было отчаяние немцев, несклонность к азарту стала причиной ошибок с составом. Просто Йоги несколько заигрался со своей навязчивой идеей, что его игроки — его дети, что каждый должен чувствовать себя полноправным членом команды, иметь право выходить с первых минут. Только Пера Мертезакера Лев в бой не бросил, видимо, памятуя о товарищеском матче со Швейцарией 1 июня, когда бундескоманда пропустила пять мячей. Здесь инстинкт самосохранения сработал.

    Немецкий Венгер

    Безусловно, здорово, когда у тебя есть 23 равнозначных игрока, об этом можно и нужно кричать на каждом углу. Такой сборной можно позавидовать. Но лучшее часто бывает врагом хорошего, и отличие Пранделли в четверг от Лева в четверг было в том, что первый жил реальной жизнью и сегодняшним днем, а второй впал в перфекционизм, за который не только футбол бьет сразу в челюсть. Пока ты думаешь, сделать ли тебе еще красивый мазок, останавливаешься буквально на секунду, а поезд проносится мимо тебя дальше.

    Пранделли подобрал конкретную тактику и конкретный состав под СЕГОДНЯШНИЙ матч. Лев словно подсознательно думал о том, как будут чувствовать себя игроки на чемпионате мира в Бразилии. В четверг Йоги чем-то напомнил Арсена Венгера, в последние годы работающего исключительно на перспективу «Арсенала». Но француз, наблюдавший за матчем почти рядом с корреспондентом «Спорта», успел завоевать свои трофеи и побить рекорды, а Лев рискует заработать себе вечную славу Учителя. Кто может — делает, кто не может — учит. Не истина в последней инстанции, но практически уверен, что именно об этом думал в ночь с четверга на пятницу бундестренер, сделавший за шесть лет огромное дело для своей страны, но затянувший с жирным восклицательным знаком. Впрочем, дадим ему слово — почему же все-таки Гомес и Кроос?

    — Гомес забил на Евро три гола, хорошо работал на тренировках, был отлично мотивирован. Что касается Крооса, то у итальянцев сильный центр полузащиты, надо было сковывать де Росси и Пирло!

    Все бы хорошо, да лишнее было про мотивацию Гомеса. Лев противоречит сам себе, поскольку каждый божий день на Евро он твердил, как сильно мотивирована вся его команда. Неужто Марио столь отличался от других перед игрой с Италией, что пар из ушей шел? Боюсь, что дело снова исключительно в идее вечной ротации, в том, что «все равны». И Клозе, более напористый, чем Гомес, не зацепившийся уже в который раз ни за один мяч, вышел на поле, когда было слишком поздно. Вместо того чтобы сделать нападающему «Баварии» «хорошо», тренер сделал его дальнейшую жизнь весьма тяжелой. В Германии и так к Гомесу относятся без особой любви, теперь же выходит, что в стране не осталось ни одного нападающего, кроме ветерана Клозе, если вспомнить, сколько центрфорвардов было в заявке бундестим.

    Почему сковывать активность Пирло и де Росси Лев взялся за счет Крооса, тоже осталось невыявленным. Тони — прекрасный плеймейкер, умный, чувствующий ритм игры футболист с хорошей подачей, который при этом не особенно хорош на позиции «шестого номера». Если учесть, что номинально ему вовсе был отдан правый фланг, где далеко не всегда надежен Боатенг, а по факту в задание входило смещаться в центр, то выходит, что сборная Германии просто запуталась. И, в конце концов, проблема даже не в самом Кроосе, а в том, что на скамейке остался Ройс, взрывной игрок со скоростным дриблингом, доказавший прекрасную форму если не на тренировках, то уж в матче с Грецией точно. Может, все-таки лучше иногда иметь крепкий основной состав с возможностью эффективной замены в кармане, а о 23 равноценных игроках просто рассказывать благодарным слушателям? Назови те же самые вещи другими именами, и все сразу начнет получаться!

    «Золотой эскорт» на бис

    Если итальянцы, обычно не любящие много общаться после матчей, активно разговаривали с прессой, то из немецких игроков на ответ нашли в себе силы лишь Хуммельс, Лам и Кроос.

    — Мы играли не в свой футбол в первые 45 минут, — признался защитник, пропустивший Кассано в эпизоде с первым голом. — Но не все было столь плохо. У нас был определенный план на матч, точно так же как и в 15 предыдущих играх, которые мы все выиграли. В раздевалке не было никакой драмы, просто разочарование. Кассано? Я не успел на какие-то три сантиметра...

    Хуммельс, мастер игры один в один, пал жертвой того же, что и в групповом турнире последней Лиги чемпионов его «Боруссия», — недостатка опыта. За первый мяч, который поверг в шок Йоги Лева, корить себя должен, впрочем, не только он, но и Боатенг, не прочувствовавший ситуацию и просто «смотревший футбол», и Хедира, обязанный страховать стоппера. В результате Кассано сделал такой пас, что Бадштубер, на которого как раз вешать собак особо не следовало бы, уже не мог правильно приготовиться к налету Балотелли.

    В случае со вторым голом Леву впору вспоминать еще одну его фразу, далеко не столь же профессорскую, как многие другие. Причем недобрым словом. Примерно за неделю до начала Евро ему задали вопрос, отрабатывает ли сборная Германии стандартные положения, на что Йоги ответил, что они — не приоритет, что есть куда более интересные и важные вещи в командной игре, над которыми стоит трудиться. Дело не в том, что все было пущено на самотек, во всяком случае, кому на какой штанге стоять, куда сбрасывать и открываться, в Германии учат с детства. Но поработать над расстановкой в глубине поля при угловом в свою пользу, пожалуй, следовало бы. Ведь как-то совсем дико, что рядом с Монтоливо не оказалось ни одного игрока, чтобы помешать сделать пас на Балотелли, выбравшего верный путь для открывания, тогда как Лам начал сомневаться и спотыкаться. Не надоело ли Филипу уже безнадежно бегать в решающих матчах за нападающими соперника? Четыре года назад в Вене он как раз похожим образом обеспечил «золотой эскорт» Фернандо Торресу...

    — Мы сделали ошибки, которые не имеем права допускать, — признал немецкий капитан в микст-зоне. — Что касается выбора состава, то это не мое дело.

    Игра в хамелеона

    Что бы ни делала Германия после перерыва, как бы ни исправлял собственные промахи Йоги Лев, отыграть два мяча у Италии можно только в сказке, тут тренер прав на все сто процентов. Чезаре Пранделли ничего не изобретал, расстановка 4-3-2-1 традиционная для кальчо, часто приносила победы и сборной, и клубам. Каждый был на своем месте, а тренер лишь вовремя делал замены. Так, когда на поле вышел Марко Ройс, принявшийся «пилить» оборону соперника с правого фланга и через центр, Пранделли тут же заткнул потекшую пробоину Моттой. Опорные полузащитники «Скуадра адзурра», которых Лев собрался было нейтрализовать, при всех своих созидательных качествах находились в абсолютном взаимодейст­вии с защитой, разрывы были редкостью, возникали, лишь когда у немцев проходили классные розыгрыши на третьего.

    Доказала Италия и правоту и других слов Лева: о том, что эта сборная — самая гибкая на турнире. Если англичан «кормили» постоянными забросами за спины, то немцев итальянцы растягивали по краям, за что медаль на грудь заслужил Кассано, мастер залезать в углы, а потом неожиданно выводить оттуда мяч в освободившуюся зону. Превосходными помощниками для него были и крайние защитники Кьеллини и Бальцаретти. После игры Пранделли уже не говорил об усталости и 120 минутах матча с англичанами. Как будто он уже сам понял, что плохо его команда уже сыграть не может, что она встала на рельсы и идет, набирая ход. При этом тренер отказался говорить о стратегических вещах.

    — Успели ли мы завершить перестройку состава? Нет, конечно! Нам было некогда, важно было попасть на чемпионат Европы. Нам помогают огромное желание и самоотдача всех без исключения игроков. Тем не менее хотел бы сохранить этот стиль, все лучшее, что есть в нашей игре. В финале Испания будет фаворитом как раз потому, что они в отличие от нас вытачивали свою игру на протяжении нескольких лет, привыкли к тому, что доминируют в футболе.

    Итальянский тренер сделал паузу, прежде чем ответить на вопрос о немецком составе:

    — Я не был особенно удивлен, у Германии много хороших игроков в сборной. Думаю, мой коллега знал, что хотел.

    Безусловно, Лев знал. Но у него нет в распоряжении Пирло и де Росси, людей с колоссальным опытом и харизмой. И потому он не может впредь позволять себе делать с составом все что заблагорассудится. Не может представить миру гибкую команду, играющую в хамелеона на протяжении всего турнира. Как бы ему того ни хотелось.

    — Для того чтобы завоевывать титулы, у нашей сборной нет зрелости, — бросил с телеэкрана не приехавший «на удачу» на финал Франц Беккенбауэр. Пусть это и так, но всего лишь клише. Два года назад Италия не имела ничего. Только поражение от Словакии и национальный позор. Чтобы все исправить, достаточно было просто пожить реальной жизнью.

    Варшава


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»