Сезон-2016/17 официально стартовал. «Зенит» уже успел стать обладателем Суперкубка России, а накануне получил новенькую, с иголочки форму от Nike. После путешествия на нефтеплатформу «Приразломная», располагающуюся в Баренцевом море, нападающий сине-бело-голубых Артем Дзюба дал эксклюзивное интервью специальному корреспонденту «Спорта День за Днем». Начали мы с наболевшего — провала сборной России на чемпионате Европы во Франции.
— Артем, профессия спортсмена хороша тем, что не дает возможности замыкаться в себе и долго переживать неудачи, пусть даже и самые крупные. Еще вчера у вас был болезненный вылет с Евро-2016, а уже сегодня победа в Суперкубке России…
— В любом случае приятно победить принципиального противника на фоне всех этих неудач. Это добавляет позитива. Хотелось бы и в чемпионате России стартовать так же, чтобы в итоге выиграть его. Это наша заветная цель. Суперкубок позволил оставить позади какие-то нехорошие мысли, теперь надо переключаться на чемпионат, Кубок России и Лигу Европы.
— Предположу, что провал во Франции до сих пор сидит у вас занозой в сердце.
— Если быть откровенным, не скрывать своих чувств, то так оно и есть. Опустошение, разочарование — много всего пришлось испытать. Мы с ребятами готовились к чемпионату Европы, полностью отдали себя на турнире — и вот так выступить... Болезненная неудача. Но кто не падал — тот не поднимался. Сейчас для многих из нас начинается проверка, необходимо выходить из этого психологического ступора.
— Именно по этой причине вы отказались от каких-либо комментариев не только сразу после матча с Уэльсом, но и по прошествии чуть ли не месяца?
— Знаете, что больше всего убивает и расстраивает? Что многие люди думают, будто нас самих результат во Франции не расстроил. Вот именно поэтому не вижу смысла оправдываться перед такими людьми. Лучше пережить все это, убивающее нас психологически, где-то внутри себя.
— Может, все-таки стоило объясниться?
— Зачем? Все и так должны понимать, какой для нас это удар. Мы вообще не любим проигрывать, а на таких форумах, да еще вот так...
— Роман Широков завершил карьеру, Сергей Игнашевич призвал наигрывать в сборной другого центрального защитника. Нас сейчас ожидают какие-то глобальные изменения или костяк все же останется прежним, а вы и остальные игроки что-то для себя переосмыслите?
— Сложно сказать. Широков и Игнашевич — люди, которые многого добились, многое выиграли, многое дали российскому футболу. У меня к ним огромное уважение, большая честь была играть с ними. Теперь в сборной будет новый тренер, который определится с новым составом. Новички, конечно, будут, но не думаю, что огромное количество. Нужно идти с теми, кто действительно хочет побеждать, а не делает это лишь на словах.
— Основным кандидатом на должность главного тренера называется Станислав Черчесов, которого вы хорошо знаете.
— Мое дело — маленькое. Здесь не должно быть такого, нравится мне этот выбор или нет. Если меня вызовут, я приеду и постараюсь выглядеть достойно.
«Это путешествие — событие на всю жизнь», — признался Артем Дзюба. Когда еще удастся не только побывать в самой северной точке России, но и оказаться на нефтеплатформе с интересной миссией — презентовать новую форму «Зенита». Сине-бело-голубые провели на «Призразломной» несколько часов, успев еще и на экскурсии побывать, и встретиться с теми, кто поддерживает их посреди Печорского моря, в 1630 километрах к северу от «Петровского». Дзюба не только поделился своими эмоциями с читателями «Спорта День за Днем», но и вспомнил матч за Суперкубок России, рассказал про новый «Зенит» и грядущий матч с «Локомотивом».
Все было хи-хи да ха-ха, а потом...
— Буду прав, предположив, что ранее участвовать в подобных фотосессиях вам не приходилось?
— Само собой. Получилось очень интересное путешествие, в какой-то степени даже длинное.
— Как происходила подготовка?
— Сначала мы летели до поселка Варандей, а оттуда еще около сорока минут на вертолете до платформы. Нас обучали, как покидать вертолет, если он вдруг окажется под водой, как правильно переворачиваться. Можно сказать, прошли курс молодого бойца.
— Экстрим почувствовали?
— Конечно. Если изначально все было хи-хи да ха-ха, то потом стало реально неприятно. Вертолет под водой, перевернут вверх ногами, тебе надо из него выбраться... Нюансов хватало.
— Как вам новая форма?
— Самое главное, что в ней очень удобно и приятно. Мне объяснили, почему так выглядит домашняя форма, какие нюансы гостевой.
— На новой форме теперь есть диагональные полоски, как на военном мундире Петра Первого. С учетом вашего роста вас можно будет теперь величать Петром.
— (Смеется.) Не думаю. Но рост у нас действительно примерно одинаковый — Петр Первый за два метра был, а у меня чуть меньше — 1,97. Мне понравилось, что в дизайне есть что-то из истории города, за который я сейчас играю. Гостевая же сделана в ледяных цветах, не зря же Питер является Северной столицей.
— В вашей коллекции есть фотография с двойником основателя Петербурга, которую многие туристы делают на Дворцовой площади?
— Нет. Но недавно я побывал в Петродворце. Там очень красиво. Заодно много нового узнал и про Петра Первого.
— Вели ли вы когда-нибудь подсчет, сколько футболок за один сезон раздается друзьям и болельщикам?
— Очень много! Если посчитать, штук сто, если не больше.
Возвращение Кержакова? Никакого давления
— Можно ли сказать, что из отпуска вы вернулись в новый «Зенит»?
— Да, строится абсолютно другая команда. Другой стиль, другая методика... «Зенит» полностью меняется.
— Какой он — Мирча Луческу?
— Очень мудрый человек. В футболе он давно, у него колоссальный опыт, знает все нюансы, ведь в футболе нет мелочей. Результаты его бывших команд и имена футболистов, которых он подготовил, говорят сами за себя.
— Он больше общается с командой через переводчика или по-русски?
— И так и так. Но в основном через переводчика, точнее, через своего помощника.
— Александра Спиридона?
— Да, через Федоровича. Но по-русски он понимает хорошо, поэтому, когда ему что-то очень нужно донести до нас, он это делает. Никаких проблем.
— Что изменилось для вас как нападающего?
— Сейчас «Зенит» старается играть в другой футбол, поэтому приходится немного перестраиваться. Но никаких глобальных изменений.
— Ощущаете ли вы теперь дополнительное давление в связи с возвращением Александра Кержакова?
— Вообще никакого.
— Но все же это опытный конкурент.
— Я только за. Саша всем и все доказал. Я больше воспринимаю его приход как помощь команде, а не как конкуренцию для меня. У нас много квалифицированных футболистов, мы должны сделать все, чтобы побеждать в каждом матче. Возвращение Кержакова — плюс для команды.
— Успели раскусить Жулиано и Роберта Мака? Какие они люди, игроки?
— Пока нет, они провели слишком мало времени с нами. Но отмечу, что Жулиано понимает по-русски и неплохо говорит. Мак же общается только по-английски. Пока лишь примерно представляю, какого уровня футболисты к нам приехали.
Сане Кокорину придется помучиться
— Матч за Суперкубок сумел удивить тем, насколько легко «Зенит» расправился с ЦСКА.
— ЦСКА — в любом случае хороший клуб. Но мы и в прошлом сезоне с ними неплохо играли — дважды победили, одна ничья. Мы были готовы к тому, чтобы доминировать на поле, продолжим стараться так действовать и впредь. Наверное, ЦСКА был не в лучшей форме. Но нам все равно, главное, что мы сами продемонстрировали неплохую игру.
— О чем подумали, когда узнали, что Александр Кокорин оказался в стартовом составе на игру с ЦСКА?
— Было слегка неожиданно. Но тренеру виднее. Раз мы победили, значит, Луческу сделал все правильно. Тем более Кокорин не выпадал из игры и поучаствовал в голевой атаке. Он достоин основного состава.
— Зато вы чуть ли не всей командой отвели душу в раздевалке, всячески подкалывая Александра по поводу его любви к шампанскому.
— После Евро мы чувствовали определенное давление, но после победы над ЦСКА позволили себе немножко поподкалывать Кокорина. Повод получился отличным. Сане еще придется помучиться (улыбается).
— Но он весьма адекватно на все реагировал.
— В большом коллективе сложно без самоиронии, если ее нет, тебе тяжело будет выжить. Кокорин нормально относится к подколкам.
Надеюсь, Миранчук осознал свое поведение
— Теперь на повестке дня «Локомотив», который не сделал ни одного приобретения, только расставался с игроками. Получается, вам в какой-то степени выгодно встретиться с «железнодорожниками» уже сейчас?
— Нет. Объясню почему. Общаясь со многими ребятами, мы пришли к выводу, что «Локомотив» относится к одному из самых неудобных соперников. В прошлом сезоне у них тоже были большие кадровые потери, но особых дивидендов нам это не принесло (поражение 0:2 и домашняя ничья 1:1. — «Спорт День за Днем»). «Локомотив» — неприятная команда, вязкая, обороняющаяся любыми способами, тянущая время, где-то симулирующая... И все же добротная, с квалифицированными футболистами и хорошим тренерским штабом. Они знают, как играть. Нам придется взламывать их оборону, надеюсь, удастся это сделать.
— У вас появляется первая возможность догнать Алексея Миранчука...
— Только я обещал не догнать его, а поймать (улыбается). Но ничего принципиального не ждите. Надеюсь, Алексей осознал свое поведение. Но при возможности я ему напомню о паре его поступков.
— Дмитрий Аленичев, анализируя матч за Суперкубок, предположил, что и «Зенит», и ЦСКА пока готовы на 70–80 процентов. Как готовность ощущаете лично вы?
— Наверное, так и есть. Нам пока еще требуется поймать свой ритм, потому что официальные матчи не сравнятся с товарищескими. Думаю, сейчас мы готовы максимум на 80 процентов.
— В прошлом сезоне на «Петровском» не всегда случались аншлаги. Ждете ли вы полных трибун в ближайшую субботу?
— Нам не приходится жаловаться на болельщиков. «Петровский» очень хорошо заполняется и безумно круто болеет! У болельщиков бодренькие кричалки, чего только стоит: «Оп, давай-давай, доминируй, унижай!» Надеюсь, все придут в субботу на футбол. Мы ждем полный стадион. Постараемся начать сезон с победы, потому что сейчас работаем на одну цель — стать чемпионами страны.
В тему
Петр Первый и северные льды
Дизайн новой экипировки сине-бело-голубых вдохновлен работами русских футуристов, элементами мундира Петра Первого и холодным северным климатом с его льдами. Более быстрым игрокам необходима более инновационная экипировка: легкая, не сковывающая движений, повышающая эффективность игры. Применение технологии Nike Dri-FIT позволяет влаге быстрее испаряться. Сетчатый материал и перфорированные отверстия обеспечивают лучшую циркуляцию воздуха. Форма произведена из переработанного полиэстера. Для создания каждого комплекта в среднем используется шестнадцать переработанных бутылок. За последние шесть лет компания Nike утилизировала три миллиарда бутылок — таким количеством можно было бы покрыть 5200 футбольных полей.