• «Аршавин готов? А Кержакову грим поправили? Удар! То есть, тьфу — мотор!»

    «Зенит» в кино

    30.06.15 02:42

    «Аршавин готов? А Кержакову грим поправили? Удар! То есть, тьфу — мотор!» - фото

    Фото: ФК "ПАРИ НН"

    Наконец-то лед тронулся! Тимур Бекмамбетов готов снимать голливудского идола Тома Круза в роли пока еще горящей звезды российского футбола Андрея Аршавина. Известный кинорежиссер и продюсер сам предложил эту кандидатуру, согласившись с тем, что пора создавать фильм про наш, российский футбол. Дословно же Бекмамбетов произнес следующее: «Аршавина мог бы сыграть Том Круз. Очень похож. Давайте это организуем. Старенький он уже…»

    Осталось, правда, непонятным, счел ли Бекмамбетов «стареньким» 53-летнего Круза для современного кинематографа или 34-летнего Аршавина для современного футбола? Не берусь оценивать сегодняшний творческий потенциал Круза, а вот нынешняя сборная России демонстрирует настолько примитивную и медленную игру, что, даже играя пешком, Аршавин в этой команде спокойно взял бы на себя бразды правления. Так, как он привык и умеет.

    Итак, Бекмамбетов, образно говоря, «назначил капитана» будущей кинокоманды. Столь же известный режиссер и продюсер Федор Бондарчук пошел несколько дальше коллеги — снял и выпустил минутный ролик к 90-летию петербургского футбольного клуба. Самого «Зенита» в лице его игроков, тренеров, сотрудников в ролике нет — зато есть простые питерцы, жители города, «в котором любимая команда является одной из главных составляющих жизни» (цитата самого Бондарчука). Снято со вкусом, прекрасные закадровые стихи Семена Кирсанова читает великая Алиса Бруновна Фрейндлих. Словом, хорошо! Но — мало…

    Даешь триллер!

    Пора, братцы, пора! Давно пора снять про зенитовский Голливуд захватывающий триллер-сериал. Частях в двенадцати, не меньше. Одна мыльная опера с новым контрактом Мигеля Данни, блестяще исполнившего роль старого еврея из бородатого анекдота «Прощается, но не уходит», легко потянет на пару захватывающих серий! А фактическое выбрасывание из команды Виллаш-Боаша двух «униженных и оскорбленных», словно по Достоевскому, живых легенд «Зенита»? А эпопея с Игорем Денисовым? А знаменитая шапка-невидимка, в которую Роман Широков эффектно и безжалостно «нарядил» Лучано Спаллетти? А уникальная травма другого лысого итальянца (не тренера — игрока), полученная им при исполнении караоке после хорошей «русской порции»? А просаженные в казино миллионы и подаренный взамен телескоп? А раскуроченный автомобиль другого чеха (опять же не тренера — игрока), который перед утренней тренировкой то ли мало поспал, то ли много выпил — и не вписался в широченные ворота на базе в Удельной? Но все это — на фоне четырех заслуженных чемпионств за восемь лет, одного отечественного Кубка и двух Суперкубков, почетного звания обладателя Кубка и Суперкубка УЕФА и безоговорочного статуса лучшего на данный момент футбольного клуба России.

     

    Богатейшая палитра, а? «Смешение жанров, черт подери!» — вскричал бы меньшиковский Костик из «Покровских ворот». Ау, господа кинопродюсеры! И вы еще тратите миллионы на страдающих творческой импотенцией сценаристов и создание бесконечных «ремейков» — один унылее и гаже другого?! Когда можно снять блокбастер про «Зенит»? Который будет просто обречен на «зенит» славы и всеобщего внимания?! Тем более если главные роли в нем будут исполнять суперзвездные актеры. Ведь если поручить роль Лучано Спаллетти неподражаемому Виктору Сухорукову, какой великолепный Лысый Интриган будет рулить «Зенитом» на экране! «Аршавин»-Круз у нас уже есть. В Андре Виллаш-Боаша прекрасно может перевоплотиться старина Хью Джекман — надо только перекрасить его в «рыжинку», а Бекмамбетов со звездным австралийцем тоже договорится!

    Кержакова сыграет… сам Кержаков, актерский багаж у него уже приличный. Надо же было так угадать: поручить именно Александру сыграть роль удава Каа в музыкальном спектакле по мотивам «Маугли»! Это же попадание в «десятку» — Каа! Точнее, КАА — Кержаков Александр Анатольевич… Брутального Алексея Серебрякова слегка «омолодят» гримеры — и будет вылитый Вячеслав Малафеев. А если Константин Крюков (племянник Федора Бондарчука, это очень кстати!) поднарастит мышечную массу — получим на экране классного Халка!

    Один фильм за 90 лет. И то — «Заря» вместо «Зенита»

    А о чем мы можем порассуждать на тему «“Зенит“ в кино» на сегодняшний день? Статистика незавидная. Сверхпопулярный клуб из Петербурга недавно отметил 90-летие, и за весь этот солиднейший временной отрезок про «Зенит» был снят один (?!) художественный фильм. И не сейчас, в золотые зенитовские времена, а полвека назад, да еще в тот ужасный для питерских болельщиков сезон-1967, когда «Зенит» умудрился занять последнее, 19-е (!) место в чемпионате страны и позорно вылетел в класс «Б». Но город Ленинград, «колыбель трех революций», по случаю 50-летия главной из них был милостиво амнистирован всесильной Москвой. Вопреки всяким там спортивным принципам «Зенит» оставили в высшей лиге…

    Надо было обладать мужественным характером — и очень сильно любить сам «Зенит», — чтобы в период столь низкого падения команды взяться за создание кинокартины, в финале которой ленинградский клуб побеждает в решающем матче европейского кубка! Именно такой решительностью обладал кинорежиссер Виктор Садовский.

    Ленинград вопил от восторга. Москва хохотала

    «Удар! Еще удар!» — на мой взгляд, лучший из фильмов Садовского (он, кстати, был удостоен приза на всесоюзном кинофестивале 1968 года в Тбилиси). В огромной степени это заслуга блистательного подбора актеров: Виктор Коршунов (главный тренер ленинградской «Зари»), Валентин Смирнитский (его приемный сын и лучший бомбардир «Зари»), Юрий Волков (наставник немецкого клуба «Рифен», соперника ленинградцев по финалу), Юрий Толубеев (научный руководитель примерного студента-бомбардира), Владимир Трещалов (зажравшийся форвард «Зари», с треском вылетевший из команды), Владимир Кенигсон (директор Спорт­комитета, строящий козни главному тренеру), Александр Граве (помощник главного тренера, воевавший вместе с ним и потерявший зрение), Юрий Дедович (вратарь «Зари»)… А в эпизодах помимо блистательных ленинградских актеров Алексея Смирнова (таксист), Юрия Родионова и Алексея Кожевникова (болельщики «Зари» на трибуне) снимались, играя в футбол, знаменитые зенитовцы, едва повесившие бутсы на гвоздь, — Юрий и Олег Морозовы, Станислав Завидонов, Вячеслав Кротков… Именно Кротков в роли правого крайнего «Зари» забивает два мяча в киношном финале, а потом, спровоцированный защитником-немцем (явная аналогия со знаменитым удалением с поля Игоря Численко в полуфинале чемпионата мира 1966 года СССР — ФРГ), получает от судьи красную карточку…

    Об этом драматичном моменте картины «Удар! Еще удар!» скажем особо. Отъявленного подонка-футболиста (подножки, удары локтем исподтишка, симуляция, споры с судьями) из команды «Рифен» по имени Карл Рамке великолепно сыграл популярный питерский театральный актер и режиссер Александр Анисимов. А его сын Константин Анисимов не только также стал известным в Петербурге актером, но и по совместительству работает… диктором стадиона «Петровский» на матчах «Зенита»! Крича после стартового свист­ка арбитра свое фирменное: «Поехали-и-и…» Такая вот связь времен!

    Нет смысла пересказывать весь сюжет фильма с его эффектным финальным матчем. Упомяну лучше о резонансе, вызванном появлением картины во всесоюзном прокате летом 1968 года. В Ленинграде она, понятное дело, была принята на ура. Зрители в городских кинотеатрах даже вскакивали с мест и вопили: «Го-о-ол!», когда Кроткову или Смирнитскому удавалось забить на экране. Зато в Москве снисходительная аудитория, избалованная чемпионскими титулами «Спартака» или гремевшего в те годы «Торпедо», похохатывала в своих креслах над победами амнистированного «Зенита», умевшего тогда лихо играть в футбол лишь на киноэкране.

    Со времени съемок фильма «Удар! Еще удар!» прошло 48 лет! А может быть, хотя бы к полувековому юбилею картины «Удар! Еще удар!» — в 2017 году — про «Зенит» наконец снимут еще один фильм?

    Актер Юрий Дедович: Два шага с мячом они еще могли сделать, но не более того…


    Перед вами два интервью-воспоминания исполнителей ведущих ролей в фильме — нападающего «Зари» Сергея Таманцева (москвич, народный артист России Валентин Смирнитский) и вратаря «Зари» Александра Стогова (петербуржец, заслуженный артист РСФСР Юрий Дедович). Разночтения, как говорится, велики. Один нюанс: интервью с Дедовичем — переигравшим на экране красавцев-офицеров и генералов любого ранга как из Красной, так и из Белой армии — совсем «свеженькое» по времени.

    — Юрий Игнатьевич, ваш герой в фильме «Удар! Еще удар!», вратарь Стогов, явно постарше своих товарищей по команде «Заря» (Ленинград)…
    — …И это совсем не случайно. Стогов и в сценарии фильма по воле его авторов, знаменитого Льва Кассиля и уже обретающего тогда популярность Владимира Кунина, самый старший среди футболистов «Зари». Потому-то я, на тот момент уже 32-летний, эту роль себе и выбрал. Я был тогда штатным работником Студии киноактера при «Ленфильме», мы с коллегами могли прийти в любое из творческих объединений, где запускался новый фильм, взять экземпляр сценария и выбрать себе роль. Что, впрочем, не означало, что худсовет утвердит на нее именно тебя (улыбается). Но с Садовским у меня все вышло по-иному. Узнав, что я хочу играть именно вратаря, он удивился — и послал меня к консультанту фильма Николаю Люкшинову. Жил я тогда недалеко от института Лесгафта, прихожу туда, выходим мы с Люкшиновым на стадион, встаю в ворота. Побил он мне несколько мячей по углам… Пришлось попрыгать, отбивая их. «Да ты же Яшин! — всплеснул руками Люкшинов. — И Садовский еще сомневается?»

    — Садовский после рекомендации Люкшинова вас утвердил — и вы лихо отбили одиннадцатиметровый на киноэкране!
    — Понятно, что заранее договорились, в какой угол мне бросаться надо было… Но снимали этот эпизод дубля три, и Садовский потом при монтаже почему-то взял не лучший вариант. Хотя монтажером-то он был прекрасным!

    — Были на съемках чудачества?
    — Спорили мы с Витей немало, по многим поводам. Для него в кадре главным было — просто снять то, что он задумал. Как это потом будет выглядеть на экране, его заботило намного меньше. Но я не мог просто взять и смириться с тем, что оба наших главных героя (видимо, имеются в виду Смирнитский и Коршунов, который в фильме становится лучшим игроком знаменитого блокадного матча. — «Спорт День за Днем») вообще не могут на длинном плане пробежать с мячом в ногах, да еще кого-то обвести! Ведь рядом с ними бежали соперники, настоящие мастера спорта по футболу, вчерашние зенитовцы — и только слепой мог не увидеть того, что они поддаются! «Витя, два шага с мячом в ногах наши герои еще могут сделать, ладно, — говорил я Садовскому. — Но длинный план с обводкой?!» — «А-а, вечно ты придираешься к мелочам!» — отвечал он и махал рукой.

    — «Длинные планы с обводкой» снимали в Ленинграде, на стадионе имени Кирова?
    — Не только. Мы же целый месяц в Сочи на съемках просидели. Даже сыграли товарищеский матч с местной командой мастеров. Выставили на нее свою сборную. Братья Морозовы, Завидонов, Кротков из «Зенита», Шилин из «Адмиралтейца» — и мы, несколько актеров, им помогали. Первый тайм выиграли вчистую! А во втором бывшие зенитовцы стали задыхаться, ребята ведь уже выпивали… И сочинцы сумели свести матч вничью. Весь месяц в Сочи я жил в номере вместе с младшим из братьев Морозовых, Олегом. Которого все называли Алик.

    — Вот как? Братья жили на съемках порознь?
    — Рассказываю всю историю. Когда заселялись в гостиницу, директор картины стал всех распределять по номерам: «Ну Морозовы, понятно, будут жить вместе…» И вдруг Алик громко: «Да ничего подобного!» И Юрка сразу та-а-кое лицо сделал… Они вообще совсем разные оказались. Юрка был со злинкой… Алик — совсем иной. Такой, как бы это сказать, вяловатый, что ли. Но играл в футбол просто великолепно! (Младший брат известного тренера «Зенита» Юрия Морозова — Олег Морозов — отменно играл в нападении ленинградских «Зенита» (лучший бомбардир три сезона подряд), «Адмиралтейца» и «Динамо», входил в сборную СССР, а позднее стал ученым-химиком, кандидатом наук и долго работал в заполярной Ухте, получив с полсотни патентов на изобретения в области нефтедобычи и нефтепереработки. — «Спорт День за Днем».)

    Я его перед съемками подначивал: «Алик, мне будут бить по воротам мастера спорта. Я напропускаю изрядно, но от тебя, соседа по комнате, принципиально не пущу ни одного мяча!» Он заводился буквально с пол-оборота, по-морозовски! А на поле, когда я расшибался в лепешку, но его удары действительно отбивал, кипел еще больше. Все пальцы мне вывернул, удар-то у него был поставлен будь здоров! А потом разминка заканчивалась, пора было начинать съемку, и Алик враз успокаивался…

    Мы очень подружились с ним на съемках, но потом Алик как-то внезапно исчез из Ленинграда. И я не знал — куда. Как-то на Черной речке встретил Завидонова: «Говорят, на Север уехал». Позже, когда Юра Морозов стал тренировать «Зенит», я однажды зашел на базу в Удельной. Жил тогда на «Пионерской» и часто гулял по парку… Спрашиваю: «Как сложилась судьба Алика? Где он вообще?» Юрка вдруг нахмурился: «Ты меня о нем не расспрашивай. Не хочу на эту тему говорить»… Вы говорите, Олег Морозов стал известным ученым, работал в Ухте? Как же так, я ведь несколько раз был в этом городе. С удовольствием бы встретился с Аликом, вспомнили бы этот старый добрый фильм…

    Народный артист России Валентин Смирнитский: Пробежал «змейкой» и прилично пробил по воротам

    Со Смирнитским мы вспоминали про «Удар! Еще удар!» четыре года назад. Но не думаю, что главный Портос отечественного кино за это время вдруг изменил свои впечатления от давних съемок…

    — Почему на главную роль пригласили именно вас? Садовский знал про ваши футбольные успехи в московской школе ФШМ?
    — Нет, сыграла свою роль моя предыдущая «спортивно-молодцеватая» работа в картине «Королевская регата», где я играл молодого гребца. Вот и решили еще раз использовать фактуру спортсмена Смирнитского.

    — И какие же футбольные козыри были у спортсмена Смирнитского?
    — Козыри? Играл в нападении. Инсайдом, то есть оттянутым форвардом. Очень приличная была скорость. За счет субтильной фактуры, во что сейчас трудно поверить (смеется), был очень прыгучим и подвижным, с хорошей реакцией…

    — Все это вам помогло впоследствии на съемках в Ленинграде?
    — И на съемках, и — что не менее важно — до съемок. Когда я приехал пробоваться на роль Таманцева на базу «Зенита» в Удельную, там собрался целый экспертный совет. В основном — из недавно игравших за «Зенит» известных футболистов. Помню Завидонова, братьев Морозовых… Экзаменаторы-профессионалы. И были они, как я потом узнал, изрядно разочарованы уровнем футбольной подготовки всех претендентов на роль. Их было немало, и никому из них в Удельной по мячу попасть толком так и не удалось. Дошла очередь до меня: предложили целое тестирование! Отдать длинную передачу, пробить по воротам — с места и с ходу. Венчал программу забег с мячом между стойками, «змейкой». Да еще ускориться по ходу надо было. Ну поскольку меня утвердили на роль, с заданием я справился. Зенитовцы остались довольны, что среди молодых актеров наконец-то нашелся один, кто может прилично пробить по воротам. И затем бывшие футболисты очень помогали мне и другим ребятам, игравшим остальных игроков «Зари», в ходе съемок — подсказывали, дублировали в нужный момент.

    — Консультантами фильма тоже были профессионалы — бывший главный тренер «Зенита» Николай Люкшинов и директор стадиона имени Кирова Андрей Шкляревский…
    — Их мнение, увы, далеко не всегда учитывалось. Не скажу, что Садовский вообще игнорировал советы, но он порой как бы отмахивался от них — «да это не главное», «это все детали»… Ему было важно показать положительный облик молодого спортсмена и одновременно ученого. К тому же любовная линия в фильме параллельно присутствовала… Вот это для Садовского было намного важнее того же ливня при сухом поле в дополнительное время.

    — Кстати, в эти дополнительные полчаса ваш герой забивает важнейший гол, меняет счет на 4:4 и спасает «Зарю» от поражения, а сам гол в фильме почему-то не показан. Только безумный восторг трибун…
    — Как не показан? Я давно фильм не пересматривал. Серьезно, этого эпизода нет? Странно, а мы так тщательно его снимали. С помощью зенитовцев отрепетировали комбинацию почти до автоматизма: мне дают удобный пас вразрез в штрафную, я врываюсь туда и под определенным углом бью по воротам… Получилось совсем неплохо! Жаль, если этого эпизода не осталось в фильме.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»