Наконец-то лед тронулся! Тимур Бекмамбетов готов снимать голливудского идола Тома Круза в роли пока еще горящей звезды российского футбола Андрея Аршавина. Известный кинорежиссер и продюсер сам предложил эту кандидатуру, согласившись с тем, что пора создавать фильм про наш, российский футбол. Дословно же Бекмамбетов произнес следующее: «Аршавина мог бы сыграть Том Круз. Очень похож. Давайте это организуем. Старенький он уже…»
Осталось, правда, непонятным, счел ли Бекмамбетов «стареньким» 53-летнего Круза для современного кинематографа или 34-летнего Аршавина для современного футбола? Не берусь оценивать сегодняшний творческий потенциал Круза, а вот нынешняя сборная России демонстрирует настолько примитивную и медленную игру, что, даже играя пешком, Аршавин в этой команде спокойно взял бы на себя бразды правления. Так, как он привык и умеет.
Итак, Бекмамбетов, образно говоря, «назначил капитана» будущей кинокоманды. Столь же известный режиссер и продюсер Федор Бондарчук пошел несколько дальше коллеги — снял и выпустил минутный ролик к 90-летию петербургского футбольного клуба. Самого «Зенита» в лице его игроков, тренеров, сотрудников в ролике нет — зато есть простые питерцы, жители города, «в котором любимая команда является одной из главных составляющих жизни» (цитата самого Бондарчука). Снято со вкусом, прекрасные закадровые стихи Семена Кирсанова читает великая Алиса Бруновна Фрейндлих. Словом, хорошо! Но — мало…
Даешь триллер!
Пора, братцы, пора! Давно пора снять про зенитовский Голливуд захватывающий триллер-сериал. Частях в двенадцати, не меньше. Одна мыльная опера с новым контрактом Мигеля Данни, блестяще исполнившего роль старого еврея из бородатого анекдота «Прощается, но не уходит», легко потянет на пару захватывающих серий! А фактическое выбрасывание из команды Виллаш-Боаша двух «униженных и оскорбленных», словно по Достоевскому, живых легенд «Зенита»? А эпопея с Игорем Денисовым? А знаменитая шапка-невидимка, в которую Роман Широков эффектно и безжалостно «нарядил» Лучано Спаллетти? А уникальная травма другого лысого итальянца (не тренера — игрока), полученная им при исполнении караоке после хорошей «русской порции»? А просаженные в казино миллионы и подаренный взамен телескоп? А раскуроченный автомобиль другого чеха (опять же не тренера — игрока), который перед утренней тренировкой то ли мало поспал, то ли много выпил — и не вписался в широченные ворота на базе в Удельной? Но все это — на фоне четырех заслуженных чемпионств за восемь лет, одного отечественного Кубка и двух Суперкубков, почетного звания обладателя Кубка и Суперкубка УЕФА и безоговорочного статуса лучшего на данный момент футбольного клуба России.
Богатейшая палитра, а? «Смешение жанров, черт подери!» — вскричал бы меньшиковский Костик из «Покровских ворот». Ау, господа кинопродюсеры! И вы еще тратите миллионы на страдающих творческой импотенцией сценаристов и создание бесконечных «ремейков» — один унылее и гаже другого?! Когда можно снять блокбастер про «Зенит»? Который будет просто обречен на «зенит» славы и всеобщего внимания?! Тем более если главные роли в нем будут исполнять суперзвездные актеры. Ведь если поручить роль Лучано Спаллетти неподражаемому Виктору Сухорукову, какой великолепный Лысый Интриган будет рулить «Зенитом» на экране! «Аршавин»-Круз у нас уже есть. В Андре Виллаш-Боаша прекрасно может перевоплотиться старина Хью Джекман — надо только перекрасить его в «рыжинку», а Бекмамбетов со звездным австралийцем тоже договорится!
Кержакова сыграет… сам Кержаков, актерский багаж у него уже приличный. Надо же было так угадать: поручить именно Александру сыграть роль удава Каа в музыкальном спектакле по мотивам «Маугли»! Это же попадание в «десятку» — Каа! Точнее, КАА — Кержаков Александр Анатольевич… Брутального Алексея Серебрякова слегка «омолодят» гримеры — и будет вылитый Вячеслав Малафеев. А если Константин Крюков (племянник Федора Бондарчука, это очень кстати!) поднарастит мышечную массу — получим на экране классного Халка!
Один фильм за 90 лет. И то — «Заря» вместо «Зенита»
А о чем мы можем порассуждать на тему «“Зенит“ в кино» на сегодняшний день? Статистика незавидная. Сверхпопулярный клуб из Петербурга недавно отметил 90-летие, и за весь этот солиднейший временной отрезок про «Зенит» был снят один (?!) художественный фильм. И не сейчас, в золотые зенитовские времена, а полвека назад, да еще в тот ужасный для питерских болельщиков сезон-1967, когда «Зенит» умудрился занять последнее, 19-е (!) место в чемпионате страны и позорно вылетел в класс «Б». Но город Ленинград, «колыбель трех революций», по случаю 50-летия главной из них был милостиво амнистирован всесильной Москвой. Вопреки всяким там спортивным принципам «Зенит» оставили в высшей лиге…
Надо было обладать мужественным характером — и очень сильно любить сам «Зенит», — чтобы в период столь низкого падения команды взяться за создание кинокартины, в финале которой ленинградский клуб побеждает в решающем матче европейского кубка! Именно такой решительностью обладал кинорежиссер Виктор Садовский.
Ленинград вопил от восторга. Москва хохотала
«Удар! Еще удар!» — на мой взгляд, лучший из фильмов Садовского (он, кстати, был удостоен приза на всесоюзном кинофестивале 1968 года в Тбилиси). В огромной степени это заслуга блистательного подбора актеров: Виктор Коршунов (главный тренер ленинградской «Зари»), Валентин Смирнитский (его приемный сын и лучший бомбардир «Зари»), Юрий Волков (наставник немецкого клуба «Рифен», соперника ленинградцев по финалу), Юрий Толубеев (научный руководитель примерного студента-бомбардира), Владимир Трещалов (зажравшийся форвард «Зари», с треском вылетевший из команды), Владимир Кенигсон (директор Спорткомитета, строящий козни главному тренеру), Александр Граве (помощник главного тренера, воевавший вместе с ним и потерявший зрение), Юрий Дедович (вратарь «Зари»)… А в эпизодах помимо блистательных ленинградских актеров Алексея Смирнова (таксист), Юрия Родионова и Алексея Кожевникова (болельщики «Зари» на трибуне) снимались, играя в футбол, знаменитые зенитовцы, едва повесившие бутсы на гвоздь, — Юрий и Олег Морозовы, Станислав Завидонов, Вячеслав Кротков… Именно Кротков в роли правого крайнего «Зари» забивает два мяча в киношном финале, а потом, спровоцированный защитником-немцем (явная аналогия со знаменитым удалением с поля Игоря Численко в полуфинале чемпионата мира 1966 года СССР — ФРГ), получает от судьи красную карточку…
Об этом драматичном моменте картины «Удар! Еще удар!» скажем особо. Отъявленного подонка-футболиста (подножки, удары локтем исподтишка, симуляция, споры с судьями) из команды «Рифен» по имени Карл Рамке великолепно сыграл популярный питерский театральный актер и режиссер Александр Анисимов. А его сын Константин Анисимов не только также стал известным в Петербурге актером, но и по совместительству работает… диктором стадиона «Петровский» на матчах «Зенита»! Крича после стартового свистка арбитра свое фирменное: «Поехали-и-и…» Такая вот связь времен!
Нет смысла пересказывать весь сюжет фильма с его эффектным финальным матчем. Упомяну лучше о резонансе, вызванном появлением картины во всесоюзном прокате летом 1968 года. В Ленинграде она, понятное дело, была принята на ура. Зрители в городских кинотеатрах даже вскакивали с мест и вопили: «Го-о-ол!», когда Кроткову или Смирнитскому удавалось забить на экране. Зато в Москве снисходительная аудитория, избалованная чемпионскими титулами «Спартака» или гремевшего в те годы «Торпедо», похохатывала в своих креслах над победами амнистированного «Зенита», умевшего тогда лихо играть в футбол лишь на киноэкране.
Со времени съемок фильма «Удар! Еще удар!» прошло 48 лет! А может быть, хотя бы к полувековому юбилею картины «Удар! Еще удар!» — в 2017 году — про «Зенит» наконец снимут еще один фильм?
Актер Юрий Дедович: Два шага с мячом они еще могли сделать, но не более того…
Перед вами два интервью-воспоминания исполнителей ведущих ролей в фильме — нападающего «Зари» Сергея Таманцева (москвич, народный артист России Валентин Смирнитский) и вратаря «Зари» Александра Стогова (петербуржец, заслуженный артист РСФСР Юрий Дедович). Разночтения, как говорится, велики. Один нюанс: интервью с Дедовичем — переигравшим на экране красавцев-офицеров и генералов любого ранга как из Красной, так и из Белой армии — совсем «свеженькое» по времени.
Я его перед съемками подначивал: «Алик, мне будут бить по воротам мастера спорта. Я напропускаю изрядно, но от тебя, соседа по комнате, принципиально не пущу ни одного мяча!» Он заводился буквально с пол-оборота, по-морозовски! А на поле, когда я расшибался в лепешку, но его удары действительно отбивал, кипел еще больше. Все пальцы мне вывернул, удар-то у него был поставлен будь здоров! А потом разминка заканчивалась, пора было начинать съемку, и Алик враз успокаивался…
Мы очень подружились с ним на съемках, но потом Алик как-то внезапно исчез из Ленинграда. И я не знал — куда. Как-то на Черной речке встретил Завидонова: «Говорят, на Север уехал». Позже, когда Юра Морозов стал тренировать «Зенит», я однажды зашел на базу в Удельной. Жил тогда на «Пионерской» и часто гулял по парку… Спрашиваю: «Как сложилась судьба Алика? Где он вообще?» Юрка вдруг нахмурился: «Ты меня о нем не расспрашивай. Не хочу на эту тему говорить»… Вы говорите, Олег Морозов стал известным ученым, работал в Ухте? Как же так, я ведь несколько раз был в этом городе. С удовольствием бы встретился с Аликом, вспомнили бы этот старый добрый фильм…
Народный артист России Валентин Смирнитский: Пробежал «змейкой» и прилично пробил по воротам
Со Смирнитским мы вспоминали про «Удар! Еще удар!» четыре года назад. Но не думаю, что главный Портос отечественного кино за это время вдруг изменил свои впечатления от давних съемок…