• Аромат «фиалок»

    21.02.12

    Аромат «фиалок» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор:

    Тот самый клуб, что когда-то предлагал миллион за Анатолия Федоровича Бышовца, уже давно испытывает финансовые проблемы. Корреспондент «Спорта день за днем» побывал на матче «Фиорентины» и попытался пожалеть смиренных флорентийцев, но ни одной подходящей причины для этого не нашел.

    Каждый день в течение недели я проезжал за рулем фиата примерно одним и тем же маршрутом: поворачивал на улицу Фра Анжелико, потом, миновав пару переулков, выруливал на большую круглую площадь Донателло, разворачивался и останавливался на парковке отеля Four Seasons, где жил «Зенит». Если мне нужно было через реку Арно и далее наверх, к площади Микеланджело, то возвращался по длинному проспекту Петрарки, а назад, к Коверчано, кратчайший путь лежал через улицы Да Винчи и Джотто. Даже если ты приехал из самого захолустного места на свете, не читал ничего, кроме поваренной книги, и был при этом уверен, что ничем, кроме «Фиорентины», Флоренция более не знаменита, мозги тут вправят всего лишь за одну непродолжительную поездку на автомобиле.

    Здесь нет итальянцев, которые в любой загранице гротескно изображают самих себя: машут руками, колышут «спущенными» джинсами у тебя перед носом в кафе, орут и нарочито прожигают взглядом все, что попадает в поле зрения. Флорентийцы похожи, скорее, на истинных английских джентльменов, и по-другому быть, пожалуй, не может. На площади перед базиликой Санта Кроче есть дом с балконами, выходящими прямо на церковь. Если ты там родился и вырос, то, право слово, испортить тебя могут только комплексы, обретенные за счет утрированной интеллигентности.

    Наверное, поэтому и за «Фиорентину» местные жители в подавляющем большинстве своем болеют достойно, приравнивая посещение матчей по выходным к походам в «Ла Скала», только за несколько другие деньги и получая иного рода удовольствия.

    «Фиалки», правда, пока что даже близко не похожи на блистательный коллектив миланского театра, несмотря на то, что на моих глазах одержали волевую победу над «Удинезе». Выиграли подопечные Делио Росси, скорее, за счет характера, активности собственной и малопонятной пассивности «Удинезе» после перерыва.

    В условиях, когда уже закончилась эра Джилардино, ушедшего в «Дженоа», местный любимец Монтоливо летом переходит в «Милан», а Йоветич, звездочка, открытая бывшим тренером Синишей Михайловичем, не знает, какое из многочисленных предложений с большим количеством нулей к этому самому лету выбрать. Откровенно говоря, нынешняя «Фиорентина» не играет, а «возит тачку». В матче с «Удинезе» дополнительной тяжеловесности действу придавал сильный ветер, не дававший вратарям добить мяч даже до середины поля, будто бился «круглый» о какую-то невидимую преграду и камнем падал вниз. Из-за этого невозможно было использовать длинные передачи для подкормки только что заполученного из «Юве» Амаури, который грустно простоял большую часть матча. Вытащил матч Йоветич, чья роль во многом похожа на ту, что играет Данни в «Зените». Не знаешь, что делать и кому отдавать – тащи сам, создавай диффузию. Что-то да родится. Родились в итоге два пенальти и голевая передача Кассани. Можно еще пририсовывать циферки к трансферной стоимости.

     

    Когда мне было 11 лет, я впервые увидел футбол из Флоренции. Был матч чемпионата мира 1990 года между Чехословакией и США, закончился он разгромом «янки» 5:1. Но в памяти остались не голы, а высоченная 70-метровая башня над трибуной «Артемио Франки» на фоне голубого неба и зеленых холмов. Точно так же все это выглядит и сейчас, что, конечно же, лишний раз подтверждает то, что футбольная инфраструктура в Италии отстает от класса футболистов и тренеров. Это с одной стороны. С другой, увидев «Артемио Франки» живьем, понял, что комментаторы, постоянно обзывающие эту арену серой и неинтересной, несправедливы. Стадион «Фиорентины» являет собой добротное строение в стиле модерн, которое, быть может, скоро назовут памятником архитектуры. Все внешне функционально, без излишеств, но стильно и изящно. Не рассчитал архитектор Пьер Луиджи Нерви, построивший, к слову, дворец спорта в Риме и зал аудиенций Павла IV в Ватикане, только «виражные» места, откуда зрители могут увидеть лишь маленькие фрагменты поля, а потому «Артемио Франки» сложно себе представить заполненным до отказа, особенно сейчас. 

    Внутренних помещений у стадиона, доступных для зрителей, практически нет, что нынешней лютой зимой тоже можно считать недостатком. Спрятаться от ветра и холода можно только в тесном кафе, где зато за три евро дают в длинном пластмассовом патроне замечательную вещь – крепчайший горячий кофе с ликером «Боргетти». После него перестанешь ежиться как минимум на тайм.

    Тут же отнимает последнее пространство маленький фан-шоп, где непонятно откуда взявшаяся русскоговорящая девочка предлагает все фиолетовое. Мне понравилась шапка на ее собеседнице, но в ответ получил только смущенную улыбку и ответ, заставляющий зависнуть, как от «трояна»:

    – Это – моя тетя, она – из Перу. И шапка тоже из Перу. Извините…

    На трибунах большей частью тихо, затяжных «зарядов» нет, эмоции проявляются сугубо индивидуально и строго по игре. Мне не очень повезло: сосед где-то за спиной орал прямо в ухо на протяжении девяноста минут всего два слова «дай» и «каццо». Врожденные южные эмоции, перемешанные с молодой кровью, конечно, во флорентийскую землю не закопаешь.

    Есть вещи, которые особо раздражают юных флорентийцев. Например, «Ювентус», о котором грязно написано едва ли не на каждой вертикальной поверхности в районе арены. Еще тренер «Удинезе» Франческо Гвидолин, за скамейкой которого перед финальным свистком стала собираться враждебная толпа, и, если бы не плексигласовое ограждение, быть бы тренеру фриульцев растерзанным на куски. И так-то пришлось рисковать если не здоровьем, то репутацией: один молодчик, стоя прямо у перегородки, умудрился плеваться в тренера так, что «пули» перелетали двухметровый барьер по крутой параболе и, вместо того чтобы бумерангом возвращаться в лицо «стрелка», ложились в считанных сантиметрах от цели. Глядя на эту «самоходную установку», пожилые зрители в роговых очках и с благородными усами, сидевшие на своих местах с достоинством Уинстона Черчилля, негодующе покачивали головами. Итальянские старики давно беспокоятся за молодое поколение, наблюдая упадок культуры в стране. Но флорентийцы, почему-то мне кажется, переживают напрасно: те, кто напал на несчастного Гвидолина, пока что сами не знают, что через десяток-другой лет займут места повыше и будут точно так же качать головами. Просто созреют.

    Флоренция


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»