Пока последние секунды финального матча Кубка России неумолимо тают, Виктор Хряпа спокойно стучит мячом о пол и ждет сирены. Поигравший в НБА капитан армейцев не жаждет на прощание пальнуть по кольцу еще один, последний раз, словно смакуя заокеанскую привычку отмечать победу таким вот расслабленным стуком триумфатора. Через мгновение знакомая до боли трель пронизывает арену на Ленинградке до самого потолка, а табло фиксирует итоговый счет: ЦСКА 80, УНИКС 74. Трибуны ликуют, на паркете царит веселье. За прошедшие два сезона ЦСКА и Евролигу выигрывал, и в господстве в российской Суперлиге усомниться ни разу не дал, только вот Кубок от красно-синих дважды подряд уплывал, будто заколдованный. Особенно больно было в прошлом году, когда все тот же УНИКС в люберецком полуфинале прочитал армейцам настоящую лекцию, а днем позже сурово наказал московское «Динамо» за неумение извлекать уроки из чужих ошибок.
В перестроечный сезон-2009/2010 новых трофеев в витринах армейские болельщики ждут с трепетом, и у вернувшегося на клубные полки Кубка особый вес. И пока главный поклонник баскетбола в российском правительстве Сергей Иванов в компании главы РФБ Сергея Чернова вешает медали на шеи победителей, в глаза бросаются широченные улыбки и рассекающие воздух сжатые кулаки армейцев — никакой показухи, они действительно очень хотели этой победы.
Больше других, кажется, радуется молодой президент армейцев — хоть за плечами и золотой Мадрид, Андрей Ватутин взволнован и даже не пытается это скрыть: пока команда фотографируется на память под градом конфетти, руководитель армейского клуба левой рукой крепко сжимает огромный кубок, а правой переворачивает болтающуюся на шее медаль, будто еще раз хочет удостовериться, что она — золотого отлива. В красно-синей шеренге на церемонии награждения отсутствует только Холден. Разглядеть «человека без нервов» удается за спинами партнеров — Джей Ар сидит на скамейке и о чем-то спокойно беседует с сидящим рядом Матьяжем Смодишем. Секунды спустя им вручают медали, но травмированный словенец награду тут же снимает и вслед за 10-м номером ЦСКА направляется к центру площадки, чтобы попозировать с партнерами. Матьяжу улыбка дается с трудом, и это понятно: прирожденный боец привык добывать награды на паркете, а не рядом с ним.
Неуступчивая Казань
Несмотря на вроде бы комфортные «+6» в итоговом протоколе, еще за пару минут до конца финальной встречи шансы казанцев на «золото» смотрелись как минимум не хуже армейских. Отправив в полуфинале в нокаут номинального фаворита «Химки», подопечные Вальдемараса Хомичюса в борьбе за трофей выглядели отнюдь не выхолощенными после победного четверга, намекнув сразу, что Кубок без боя не отдадут. Правда, герой победы против химчан Крешимир Лончар в дебюте второй четверти «расстарался» на приставку «анти» — в безобиднейшей ситуации хорватский центровой схлопотал третий фол, заставив Хомичюса тут же вносить коррективы в тактические построения игры. «Крешимир признал свою вину, но думать надо было на площадке. Опекая соперника, он должен был сыграть чисто в защите до самого конца, хоть бы его визави в итоге и обыграл его. Фолить ни в коем случае не стоило, — комментировал досадный эпизод на пресс-конференции литовский наставник УНИКСа. — Получив третий фол он был сразу заменен, чтобы остыть и успокоиться, после чего я вновь выпустил его на площадку».
В отсутствие хорвата роль лидера взял на себя Террелл Лайдей — темнокожий снайпер наладил прицел и принялся бомбить кольцо хозяев. И все же класс армейцев, у которых удачно со скамейки вошли в игру Холден и Воронцевич, стал сказываться — на перерыв они ушли с шестиочковым заделом, который в третьей четверти вырос до 13-ти (58:45). Это преимущество москвичи, правда, сумели разбазарить, и в концовке от него не осталось почти ничего (68:67). И тут свое слово в который раз в подобных концовках сказал Холден, хладнокровно отправивший в кольцо казанцев важнейшую «треху». В ответной атаке Лампе по-детски теряет мяч (у поляка фиксируют двойное ведение), за что бывает немедленно наказан парящим в воздухе Планиничем. ЦСКА выходит на отметку «+6» и в оставшиеся полминуты спокойно наблюдает за конвульсиями обреченного на поражение соперника.
С корабля на бал
Послематчевое общение с журналистами у двух тренеров выходит несколько необычным — к проигравшему Хомичюсу у прессы вопросов много и на каждый литовец отвечает обстоятельно и долго, тогда как триумфатора Пашутина коллеги отпускают неожиданно быстро. Хомичюс великолепно держит удар, хотя для многих появление казанцев в финале уже само по себе — неожиданный успех. Отдавая должное сопернику («ЦСКА — непобедим. Нет, конечно, мы все стремимся их обыграть, но не можем, хотя в этом сезоне у нас однажды получилось»), литовец меланхолично сетует на судейство («Конечно, Лампе много бросал издали, включая пару неоправданных бросков, но разве можно иначе, если он пять раз проходит под кольцо, а судьи не свистят ни разу?!»), короткую скамейку и плотный календарь («Когда семь человек постоянно играют по 35 минут, как заставишь их много тренироваться? После поездок не успеваем восстановиться, едем с корабля на бал — побросали, потренировались и в бой!) и делится простой формулой «армейского противоядия» («Ты должен из-под щита забить 80% и подобрать мячи, которые они смазали — тогда спокойно выиграешь 10 очков. Но как можно побеждать ЦСКА, если не забиваешь из-под щита, даешь им подбирать мячи, а свои теряешь в середине площадки?»). Журналистам симпатична откровенность Хомичюса и они аплодисментами провожают проигравшего литовца. Такое, действительно, увидишь не часто.
Братский праздник
Сменивший коллегу Евгений Пашутин предстает перед нами не в привычном костюме, а в элегантном свитере. Наставник армейцев, видимо, уже успел попасть в раздевалке под брызги шампанского, но испорченный костюм вряд ли может расстроить его в такой счастливый день. Признавшись накануне своему хорошему приятелю Цвике Шерфу, что в утешительном финале будет болеть за питерский «Спартак», Пашутин-старший перед игрой с УНИКСом, должно быть, получил мощный заряд положительных эмоций — его бывшая команда, к которой он продолжает питать теплые чувства, добыла бронзовые медали, а среди призеров оказался и младший брат Захар. Общение прессы с Евгением Юрьевичем занимает всего лишь две с половиной минуты. Победу в финале он называет «большим праздником, которого мы так ждали после двух больших неудач», а УНИКС — «неудобным соперником, смотревшимся достойно». Днем раньше подопечные Серджио Скариоло так и не смогли разобраться с высокорослым казанским тандемом Лампе-Лончар, которые умеют не только потолкаться под кольцом, но и прицельно атаковать с дальней дистанции. Понимая, что лучше учиться на чужих ошибках, Пашутин этот урок усвоил, сведя в финале КПД польско-хорватской связки к минимуму. Более того, рулевому армейцев удалось настроить подопечных на агрессивную борьбу в течение всех 40 минут, и избежать провалов подобных дебютному отрезку полуфинала со «Спартаком».
«Вопросов больше нет?! — немного удивился Пашутин иссякшему интересу журналистов. — Раз так, то всех с победой!!!» Широко улыбаясь, он покидал комнату для пресс-конференций. Вопросы, конечно, были, но терзать ими спешившего насладиться заслуженным триумфом наставника, видимо, никому не хотелось. Через четыре дня ждала «Каха Лаборал» и все понимали, что задать трудные вопросы они еще успеют, а от ответов Пашутин не уходил никогда. Не уйдет и в этот раз, уверен.