Возможно, впервые за всю историю велоспорта, во время легендарной «Арденнской недели», куда входят три знаменитые классические гонки «Амстел Голд Рэйс», «Флэш Валлонь» и «Льеж — Бастонь — Льеж», Россия оказалась не сторонним наблюдателем, а действующим лицом, играющим одну из главных ролей.
Конечно, ни в коем случае нельзя забывать о блестящем успехе Евгения Берзина на дистанции «Льеж — Бастонь — Льеж» в 1994 году или подиумы Сергея Иванова и Дмитрия Конышева на «Амстел Голд Рэйс» в 2002 и 1992 годах, соответственно. Но, тем не менее, в Арденнах впервые появилась мощная российская команда, ведомая российским лидером, заставившая всю отечественную велосипедную общественность сопереживать и болеть, не жалея ни нервов, ни голосовых связок.
Неделя в Арденнах получилась очень зрелищной и красочной. И не только из-за победы на «Амстел Голд Рэйс» Сергея Иванова. Отнюдь ведь события на «Флэш Валлонь» и в Льеже оказались полны драматизма, красочной борьбы и великих сражений.
Пивной король
Наивно было бы предполагать, что разговор об «Арденнской неделе», к слову, завершившей большой сезон «весенних классических гонок», можно начать с чего-то другого, а не с самой престижной голландской «пивной» гонки «Амстел Голд Рэйс».
Не будем бросаться словами и штамповать выражения в превосходной форме, но победа Сергея Иванова, возможно, станет поворотной во всем российском велоспорте. Успех Иванова ярок и незабываем сам по себе: чемпион России, выступающий за российскую команду «Катюша», в праздник Великой Пасхи выигрывает одну из главных мировых гонок. Что может быть лучше?
Но смысл этого триумфа гораздо глубже. Наверное, впервые мы получили победу, добытую российским гонщиком, являющимся капитаном, безусловным лидером российской же команды. Сергей планомерно шел к этому успеху, а команда с самого начала работала ради этой победы и, в итоге, все сложилось, и российский велоспорт в лице «Катюши» победил.
Проблема российских гонщиков в иностранных командах известна давно. И даже пример Дениса Меньшова в «Rabobank» вряд ли может служить для полноценной иллюстрации того, как сильный и талантливый россиянин может пробиться в капитаны зарубежного проекта, ибо все мы помним «Тур де Франс 2007» с нечестным поведением Расмуссена или постоянные возмущения голландской прессы, требовавшей увидеть в роли капитана Томаса Деккера.
С появлением «Катюши» и озвучиванием состава, в котором значились такие фамилии, как Поццато, Макьюэн и Наполитано, и в России появились сомнения, что даже в российской команде места отечественным гонщикам не найдется.
Успех Сергея Иванова на «Амстел Голд Рэйс» и его феноменальное выступление на остальных Арденнских «классиках» убедили если не всех, то очень многих в том, что такой проект, как «Катюша» был создан для России. И в том, что у россиян в этом проекте большое будущее.
Итальянская стрела
«Флэш Валлонь» (в русском варианте название гонки звучит, как «Стрела Валлони»), может быть, самая сложная из трех Арденнских классических гонок. Но, даже при таком трудном рельефе, победитель «Амстел Голд Рэйс» Сергей Иванов мог бы оформить, ну если не дубль, то, по крайней мере, второй подиум. Конечно, с единственным условием: если бы «Флэш Валлонь» не венчал умопомрачительный подъем «Мур де Юи».
Эта стена покоряется далеко не всем. Но в Италии есть человек, который, похоже, нашел к ней ключ. Его имя — Давид Ребеллин. Итальянскому ветерану уже 37 лет, но в Арденнах он по-прежнему чувствует себя как дома. В 2004 году итальянец сделал, казалось бы, невозможное — в течение одной недели выиграл все три Арденнские «классики». Ни до, ни после Ребеллина, повторить такое не удавалось никому.
Гонщика из «Serramenti PVC», континентальной итальянской команды, списывают со счетов уже достаточно давно. Давид Ребеллин уже перешагнул тот возраст, когда профессиональную карьеру заканчивает большинство гонщиков. А те, кто не заканчивает, перестают побеждать. Действительно, на счету итальянца уже не так много побед, однако каждый раз, когда он выигрывает, его успехи значительны.
Вот и теперь, на «Мур де Юи» Давиду Ребеллину не нашлось равных по силам соперников. Вернее, даже не по силам, а по уму, велосипедному мышлению, которое сделало из этого итальянца одного из лучших велогонщиков современности.
На «Мур де Юи» выиграть могли многие, да хотя бы, тот же Кэйдель Эванс. Но, «Флэш Валлонь» покоряется не тем, кто может или хочет победить, а тем, кто знает, как это сделать. Миниатюрный итальянец — из таких. Потому-то, эта гонка в третий раз распахивает для него свои объятия.
Братья по оружию
Кадры падения старшего из братьев Шлек — Франка на дистанции «Амстел Голд Рэйс» заставили содрогнуться весь велосипедный мир. Окровавленное лицо, обездвиженное тело, покрывало, которым накрыли спортсмена… Казалось, что травмы, полученные в результате падения, надолго вычеркнут этого люксембургского гонщика из профессионального пелотона.
Представить, как в тот момент произошедшее переживал его младший брат Энди, находившийся в гонке, достаточно трудно. Братья из одной команды «Saxo Bank» приехали в Арденны побеждать. Младший был готов сделать все для того, чтобы выиграл старший. Но падение перечеркнуло все планы, так что сражаться за двоих пришлось именно Энди Шлеку.
И к удивлению многих 23-летний гонщик, негодуя о судьбе брата, продемонстрировал в Арденнах настоящие чудеса.
На «Амстел Голд Рэйс» он буквально подарил подиум своему товарищу по команде Карстону Кроону, а на «Флэш Валлонь» и сам сумел добраться до пьедестала почета. Серебряный призер «Джиро 2007», несмотря на свой уж слишком юный возраст, давно на виду в профессиональном пелотоне. Однако, по-настоящему, больших побед у него не было.
Его день настал на «Льеж – Бастонь — Льеж». Трудно сказать, почему из трех Арденнских «классик» он выиграл именно эту. Хотя, возможно, секрет кроется в том, что несмотря на сотрясение мозга и многочисленные травмы, на дистанции в Льеже появился Франк Шлек. Не претендуя на личную победу, тем не менее, Франк оказался залогом семейной победы. В какой-то момент гонки даже показалось, что мы вполне сможем увидеть сразу двух представителей семьи Шлек на подиуме «Льеж — Бастонь — Льеж». Но, чуда не случилось, ведь после такого падения люди не выигрывают. Однако, то, как Франк и Энди провели гонку, заставило задуматься над тем, что случилось бы, не упади старший Шлек в Голландии.
Весенние классические гонки завершились. Мы стали свидетелями красочной борьбы в Арденнах, эпического сражения на «Туре Фландрии», драмы на «Париж — Рубэ» и «Милан — Сан Ремо», блестящего выступления российской «Катюши». Впереди нас ждет мир в розовых цветах — «Джиро д'Италия», в день Победы, 9 мая празднующая свой столетний юбилей.