Стартовав с 12-й позиции на далеко не самой быстрой машине, российский пилот «Ред Булл» Даниил Квят финишировал на Гран-при Бельгии на высоком четвертом месте.
За что любят Спа
Спросите любого пилота «Формулы-1» — из нынешних или давно завязавших с «Большими призами» ветеранов, чемпиона или вечного аутсайдера, какую трассу они считают самой любимой, и вы непременно услышите в ответ: «Конечно, Спа!». Да что там пилоты! Спросите об этом любого человека, хоть как-то, хоть краешком причастного в «Большим призам» — инженера или стюарда, водителя командного грузовика или простого фаната — ответ будет тем же самым.
В чем причина этой большой любви? В роскошных горных красотах Арденн? В фантастическом профиле самой длинной в нынешней «Формуле-1» трассы (7004 метра) с ее перепадом высот около 180 метров и 19-ю поворотами, многие из которых проходятся на полном газу? В роскошных прямых, максимальная скорость на которых зашкаливает за 310 километров в час, заставляя быстрее биться горячие формулические сердца?
Все это, конечно же, во «всенародной любви» играет немалую роль — о чем вам скажет едва ли не каждый пилот. Но почему-то далеко не каждый из них упомянет абсолютную непредсказуемость Спа. Как не любить трассу, на которой можно добиться победы, и близко не входя в число фаворитов? Как можно не петь оды треку, на котором даже провал в квалификации отнюдь не лишает тебя реальных шансов? Не верите? Значит, вы не фанат Михаэля Шумахера: они-то помнят, как в 2005 году их кумир, стартовав здесь с 16-й позиции, пришел к финишу первым. Да и не один Шуми совершал в Спа невероятныеые подвиги, секрет которых был, в общем-то, предельно прост: творить чудеса помогала здешняя непредсказуемая погода.
Непредсказуемость эта, прямо скажем, довольно своеобразна: ни у кого и никогда нет сомнений, что в какой-то момент трассу зальет неслабым дождем, но вот когда именно разверзнуться небеса — этого порой нельзя предсказать даже за пару минут до потопа. А и предскажешь — что толку? Как угадать с резиной, если над одной половиной трассы жарит солнце, а вторую поливает мощнейший ливень?
Словом, погода в Спа — это и легенда, и шанс для тех пилотов и команд, что мечтают отщипнуть от триумфов постоянных лидеров кусочек славы.
Вот только в нынешнем сезоне эти мечты оказались совершенно беспочвенными. Проказница погода вдруг решила — черт ее знает почему — обеспечить фаворитам спокойную жизнь. И превратила Спа в некое подобие солнечно-пляжного Монако. Нет, «сухие» гонки случались здесь и раньше, особенно в последние годы. Но — непременно после дождевых квалификаций. В нынешнем же августе последние облачка покинули небосвод над трассой в четверг вечером — да так и не вернулись на него до самого конца гоночного уикенда.
Неудивительно, что и в свободных практиках, и в квалификации не было равных Льюису Хэмилтону и Нико Росбергу — тягаться в скорости с машинами «Мерседеса» без «привходящих обстоятельств» нынче не под силу никому.
Выбросить день в корзину
Чуть более удивило неплохое время Даниила Квята и его партнера и почти тезки Даниэля Рикардо в пятницу — показалось даже, что «Ред Булл» обретает так недостающюю ему скорость. Увы, в субботу все стало на свои места. В квалификации российский пилот не смог выйти в финишный, третий сегмент, обеспечив себе лишь 12-ю стартовую позиции.
Насколько эта относительная неудача испортила Квяту настроение, понять не удалось: держался он молодцом. Но наверняка испортила — свидетельством тому его резкая фраза: «Сегодняшний день, честно говоря, не принес ничего особенного. Надо просто выбросить его в корзину». Но это не мешало Даниилу смотреть в ближайшее будущее с, скажем так, осторожным оптимизмом: «Думаю, все возможно. Нам нелегко обгонять, но гонка в Спа — очень и очень длинная. Посмотрим. Бороться мы будем в любом случае».
Что ж, бороться — это тоже немало. Вопрос только — за что бороться? Сдвинуть «по сухому» с первых мест пилотов «Мерседеса» — это, скорее, из области ненаучной фантастики. А конкретно для Квята, исходя из его субботней скорости фанатстикой казалось и попадание, ну, скажем, в первую шестерку.
К счастью, как выяснилось, в Спа чудеса возможны и без дождя. Это, правда, не коснулось борьбы за победу. Да и борьбы этой, как таковой, по сути, не было: захватив со старта лидерство, Хэмилтон не позволил оспорить его никому. В том числе и Росбергу, с которым за вторую позицию тоже никто всерьез не боролся — вклинившийся было со старта между двумя «Мерседесами» горячий мексиканец Серхио Перес быстренько откатился на своей «Форс Индии» несколько назад, на свое даже не законное, а вполне успешное пятое итоговое место.
А четвертым — и вот это уже из серии если не чудес, то точно подвигов — финишировал Даня Квят. Пропустив вперед, не кроме «серебряных стрел», только куда более быстрый «Лотус» на удивление не начудившего на этот раз Ромена Грожана.
Хотя какие тут чудеса? Просто в то время, когда другие пилоты ошибались, когда их подводили машины — как, скажем, не заведшийся перед гонкой мотор Нико Хюлкенберга из «Форс Индии» и сгоревший уже в гонке двигатель Рикардо — болид Квята и сам Даниил вели себя практически безупречно. Просто блестяще сработала рискованная тактика, избранная для Квята его командой. Даня не поехал в боксы, когда почти все пилоты, воспользовавшись виртуальным сэйфети-каром, бросились менять резину — и угадал: переобувшись в мягкий и быстрый софт позже конкурентов, он в концовке гонки легко обгонял одного соперника за другим.
Выйдя на четвертую позицию, Даня тут же запросил команду по радио: «Где следующая машина?». Думаю, продлись гонка еще круга на два-три, он и на подиум бы заехал.
Впрочем, и завоеванное Квятом четвертое место — это, поверьте, круто. Может быть, даже более круто, чем второе на венгерском подиуме.
Даниил, кстати, услышав такую оценку, тут же сказал: «Я тоже так думаю». И добавил: «Сегодня все сложилось практически идеально, особенно во второй половине гонки. Наша команда сейчас работает, как швейцарские часы. Все становится лучше и лучше. Наше шасси быстрое, одно из лучших в пелотоне, и это хорошо. Нам просто не хватает лошадиных сил. Если бы мы прибавили в этом, то были бы очень-очень быстры. Надеюсь, скоро эта прибавка произойдет — и тогда мы будем готовы к борьбе с самыми сильными соперниками».
Что ж, может быть, к борьбе с «самым сильными» Даниил Квят и его «Ред Булл» будет готов довольно скоро. Пусть не в ближайшей Монце, пусть к Сочи — согласитесь, это было бы здорово.
… А ливень на трассу все-таки обрушился. Ровно через два часа после финиша гонки. Какой же Спа без дождя?!
Спа-Франкошамп