(Фото: РИА «Новости»)
«Спорт День за Днем» продолжает подводить итоги чемпионата мира — 2014. Наш эксперт арбитр ФИФА Сергей Хусаинов вспоминает наиболее резонансные судейские решения, критикует новые технологические решения, а также дает прогноз относительно того, кто из россиян имеет шансы отобраться на следующие крупные футбольные форумы.
Об общем уровне судейства
— Положительных моментов было больше, нежели негативных. В болельщицкой среде бытует мнение, что в любых спорных ситуациях судьи будут помогать хозяевам крупных турниров. Предыдущие чемпионаты мира это только подтверждали. Но на этот раз было показано, что перед футбольным законом все равны. Вспомните, например, матч Бразилия — Колумбия, когда арбитр без всяких пауз решительно отменил гол Халка, сыгравшего рукой. Это свидетельство изменений психологического плана — судьи абсолютно не думали, какая сборная на поле. Даже если вспомним матч-открытие и пресловутый пенальти в ворота Хорватии, то обратите внимание на высказывания, которые были после игры: «Нарушение было, но за такое пенальти не дают!» Ребята, такого не может быть! Или нарушение есть, или его нет.
Единственным непрофессионалом на чемпионате мира оказался человек, работавший на матче Мексика — Камерун, не засчитавший два гола мексиканцев (колумбийца Клавихо отстранили от работы до конца турнира. — «Спорт День за Днем»).
О судейских скандалах
— Задним числом все умные, но, например, мексиканец Родригес просто не видел момента, когда Суарес укусил Кьеллини. И как ему поступать в данной ситуации, если он не знает, кто был виноват? Только если удалять обоих, а там уже разберутся, кого на сколько дисквалифицировать. Проблема в том, что судьи, приезжающие на крупные форумы, не всегда знают повадки футболистов. В советские годы были игроки по прозвищу Коса и Автоген (московские динамовцы Сергей Никулин и Александр Новиков. — «Спорт День за Днем»), так вот, когда они выходили на поле, опытные судьи говорили: «У вас уже есть по желтой карточке!» Тем самым давалось понять, что арбитр про футболистов все знает.
Возможно, японец Нисимура, работавший на матче Бразилия — Хорватия, не знает английского. Но он судит. Это политика. Человек может быть семи пядей во лбу, но ФИФА его все равно не возьмет на чемпионат мира. А другого, менее классного, рефери берут. Очевидно, что арбитры из Азиатской и Африканской конфедераций слабее европейцев, но есть определенные квоты. Равшан Ирматов — исключение. Думал, что именно он получит право обслуживать финальный матч, но в ФИФА рассудили иначе. Причем итальянца Риццоли «подставили», ведь он работал на игре европейской и южноамериканской сборных. Удали он Агуэро в конце матча, когда тот разбил лицо Швайнштайгеру, и аргентинцы сказали бы, что их «убил» европейский судья. Хотя отсутствие второй желтой в том эпизоде — нонсенс! Любое решение в пользу немцев трактовалось бы двояко, так что Риццоли было очень сложно и он не захотел становиться крайним.
О просьбе ФИФА не показывать карточки в первом тайме
— Если сообщение ваших коллег из немецкого Bild, узнавших об указании Массимо Бузакки, и было, то я нисколько не удивлен. На чемпионатах мира все возможно. 1990 год, матч Аргентина — СССР. Подача углового Сережей Алейниковым, удар Олега Протасова, мяч влетает в ворота, откуда его рукой выбивает великий Марадона. Шведский арбитр все прекрасно видит, но показывает жестом: «Играйте!» На семинаре рефери топ-класса по окончании турнира я спрашиваю: «Как же так?» На что мне заявляют: «А это не комментируется». Так что все возможно.
О новых технологиях
— Система автоматического определения гола возможна только на технически оснащенных стадионах, то есть таких, которые принимают крупные турниры. Для судей это великолепная помощь. Было предложение президента ФИФА позволить командам два раза за тайм просматривать видеоповтор по спорным эпизодам, за исключением «вне игры». Но с одной камеры фол может казаться пятьсотпроцентным, а с другой выяснится, что там была имитация. И какой видеоповтор смотреть? И почему дается право командам, а не самим арбитрам? Если в России после обильного дождя матчи переносят, то о высокотехнологичной системе и говорить не приходится.
Что касается исчезающего спрея. Среднее время на исполнение стандартного положения — три минуты. У арбитра достаточно средств для управления ситуацией. Девять метров. Удар без свистка — желтая. Выбежал до удара — желтая. Медленно отходят на девять метров — вот тебе желтая для ускорения. После этого все делается в разы быстрее. Спрей — это красиво, но время-то идет! Я против.
О шансах российских судей поехать на Евро-2016 и ЧМ-2018
— Много политики. Неужели вы считаете, что в мире нет лучше помощников, нежели колумбиец Клавихо, поехавший в Бразилию? Конечно есть. В том числе у нас. Умеет судить Безбородов, хотя, как сказал Коля Левников, может использовать свои знания не совсем правильно. Кроме него есть Серега Карасев и Леха Николаев. Но люди, которые представляют нашу страну в судейском корпусе УЕФА, довольствуются малым. Они радуются, что сами там, забывая, что должны помогать действующим судьям. Хозяева чемпионата мира в обязательном порядке должны быть представлены своей судейской бригадой, есть квота. Вопрос в другом: надо самим определиться, кого будем «двигать», кто уже сейчас на постоянной основе будет регулярно работать.