• Английский писатель и футбольный хулиган Дуги Бримсон: «Широков уйдет — болельщики останутся с «Зенитом» навсегда»

    18.09.13 02:25

    Английский писатель и футбольный хулиган Дуги Бримсон: «Широков уйдет — болельщики останутся с «Зенитом» навсегда» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Топ-клуб — это не только трофеи, но и огромная ответственность. Фанаты должны осознавать это и вести себя соответствующе.

    Кержакова он не узнал. Английский писатель и самый известный в мире футбольный хулиган Дуги Бримсон посмотрел на первую полосу «Спорта День за Днем», где в понедельник был изображен форвард, и покачал головой. На самом деле Бримсон, конечно, знает Александра, поскольку давно следит за питерским клубом. Почему тогда он не идентифицировал ветерана команды? Любой европеец смутится, если во время послеобеденной чашечки кофе ему ни с того ни с сего сунут в лицо фото Кержа…

    Среди российских клубов «Зенит» для англичанина — самый любимый. Даже на страничке Дуги в русской «Википедии» в качестве его аватарки представлено фото с финала Кубка УЕФА 2008 года. Матч «Рейнджерс» — «Зенит» на «Сити оф Манчестер». Бримсон стоит на трибуне в сине-бело-голубом шарфе с крайне довольным видом.

    В Северную столицу писатель прилетел, чтобы представить свою новую книгу «Крылья воробья». Как и множество предыдущих работ Дуги, она о футболе. Как известно, британец прославился своими исследованиями насилия в фанатской среде. Он писал об этом, потому что сам был вовлечен в околофутбольные дела и знал проблему изнутри.

    Автор этих строк думал, что общаться с Бримсоном будет непросто, а задавать провокационные вопросы — опасно. Но англичанин оказался вежливым и учтивым, словно герой какого-нибудь старенького британского ситкома.

    Разговор начался с обсуждения шансов «Зенита» в Лиге чемпионов и конфликта Романа Широкова с болельщиками.

    «Анжи» — такая же игрушка, как «МанСити»

    — Вы ведь в России не первый раз?
    — Третий.

    — В каких городах кроме Питера были?
    — В Москве. Больше нигде не был. Питер мне нравится больше, чем Москва. Каждый раз, когда приезжаю в Россию, понимаю это. Я люблю Санкт-Петербург.

    — Что не так со столицей?
    — Она сумасшедшая. Столько суеты! Это прекрасный город, ничего против него не имею, но моей душе он не близок. Там негде погулять. Нет какого-то простого комфорта.

    — Футбольный клуб вы тоже предпочли питерский, а не московский…
    — Да, мне нравится «Зенит».

    — Почему именно «Зенит», а не «Спартак», например?
    — Причина очень проста: у меня очень много друзей, болеющих за «Зенит». Я встречался с ними много-много раз и всегда проводил время с большим удовольствием. Мне очень повезло, что в 2008 году я попал на финал Кубка УЕФА в Манчестер. Увидел своих друзей из Петербурга, прекрасно пообщался с ними.

     

    — На ваш взгляд, по силам «Зениту» выйти из группы в Лиге чемпионов?
    — Я не люблю ничего предсказывать. Питерцы попали в сильную, достаточно ровную группу, случиться здесь может все что угодно.

    — Но фаворит, наверное, «Атлетико»?
    — Может быть. Но кто знает, как все сложится на самом деле? Исход может получиться любым. И стартовый матч между «Зенитом» и мадридцами наверняка выйдет интересным. Не исключаю неожиданного результата. Какого именно? Лучше не спрашивайте. Говорю же: не люблю ничего предсказывать.

    — Что скажете о шансах другого российского клуба — ЦСКА?
    — Москвичи вполне могут занять второе место в группе, если постараются. Сейчас «Манчестер Сити» в плохой форме. Они растеряли былую силу. Роберто Манчини больше не главный тренер, и мне кажется, дела у них теперь пойдут не лучшим образом. А вообще российские клубы должны в этом сезоне показать высокие результаты в Европе. Ваш футбол на подъеме — все-таки сказывается подготовка к чемпионату мира 2018 года.

    — Футбол на подъеме, но некоторые проекты лопаются как мыльные пузыри. Например, «Анжи».
    — Действительно, это был мыльный пузырь. Но такое могло произойти не только в России, а где угодно. Сейчас так много клубов, которые опираются не на собст­венную историю, а на чьи-то шальные деньги. В Англии это все тот же «Манчестер Сити». Это не команда, а просто некий проект. Игрушка. Вот увидите, когда-нибудь закончатся деньги не только у них, но и у «Челси». Пусть для России история с «Анжи» станет уроком. В конечном счете от всего этого страдают болельщики. Но будьте уверены: они в отличие от олигархов клуб просто так не бросят. Да, мы знаем пример фанатов из Манчестера, отвернувшихся от «Юнайтед» и организовавших свою команду. Но то была экстраординарная ситуация: американцы пришли и сгребли себе богатые традиции, которые не должны выставляться на продажу.

    История с Шуниным — позор

    — Слышали ли вы что-нибудь о конфликте Романа Широкова с болельщиками?
    — Думаю, первый шаг к примирению должен сделать футболист.

    — Так же говорит Лучано Спаллетти. Почему именно Широков обязан проявить инициативу?
    — Игроки приходят и уходят. А фанаты остаются с командой навсегда. Широков зависит от болельщиков «Зенита» и должен быть всегда, при любых обстоятельствах благодарен им. Без них он никто. Конечно, в России другая ситуация, но в Англии футболисты с почтением относятся к фанатам. Болельщики тратят большие деньги, чтобы купить билет, прийти на стадион и посмотреть матч. Они вносят деньги в казну клуба. И из этой казны игрокам выплачиваются дотации. Широков должен уважать тех, кто приходит посмотреть на него. Иначе настанет такой момент, что он перестанет получать большие деньги.

    — Но ведь фанаты тоже не всегда бывают правы. Что вообще скажете о репутации зенитовских болельщиков в Европе?
    — Хорошая репутация. Были неприятные эпизоды, связанные с поведением питерцев, но они прогремели в Европе не так громко, чтобы отношение к зенитовским фанам испортилось. Мне кажется, постепенно люди, поддерживающие сине-бело-голубых, становятся все более ответственными. И это логично. «Зенит» постоянно стремится в Лигу чемпионов и мечтает о звании мирового топ-клуба. Надо понимать, что топ-клуб — это не только трофеи, но и огромная ответственность. Фанаты должны осознавать это и вести себя соответствующе. На самом деле это касается не только клуба из Петербурга. Это касается всех. Мы все должны учиться ответственности, иначе можно прийти к плачевным результатам.

    — Как с голкипером Антоном Шуниным в прошлом сезоне, в которого бросили петарду?
    — Да. Этот случай мне запомнился. В Англии фаната, сделавшего подобное, больше не пустили бы на стадион. Сами болельщики застыдили бы своего товарища так, что он никогда бы не появился на арене. Потому что это действительно позор. Я не знаю, кто в случае с Шуниным прав, а кто виноват. Но, насколько я помню, в «Зените» тогда сказали, что все в порядке. Не извинились. И это неправильно. Такие случаи могут привести к глобальным последствиям. В Европе все начнут говорить: «Российский футбол ужасен». И найдут этому сотни обоснований. Если у российского футбола будет такая репутация, думаете, много болельщиков поедет к вам смотреть чемпионат мира? Я лично не считаю, что уровень околофутбольного насилия в вашей стране превышает общеевропейский. Но попробуйте переубедить людей, когда ужастики превратятся в стереотипы. Я знаю, о чем говорю: так уж сложилось исторически, что у английских болельщиков не самая лучшая репутация…

    — Два года назад игрока «Зенита» Данко Лазовича ударили электрошокером. Сделал это полицейский. В Англии такое возможно?
    — Как известно, в Англии на матчах нет полицейских. У нас их роль исполняют камеры. Вокруг стадиона можно иногда увидеть служителей порядка. Контроль усиливается в дни важнейших матчей, дерби. Тогда возможны столкновения, какие-то неприятные инциденты. Но внутри арены полицейских нет. Именно поэтому случай, произошедший с Лазовичем, в Британии невозможен.

    Почему Англия отвергла Аршавина

    — Ваше мнение об Андрее Аршавине?
    — Я наблюдал за ним, когда Аршавин выступал за «Арсенал». И я абсолютно не понимаю, почему он перестал постоянно феерить на поле, когда перешел в лондонский клуб. Конечно, так бывает, что игрок переезжает в другую страну и теряется. Но ведь в некоторых матчах Андрей выглядел просто фантастически! Что помешало ему выступать стабильно? Может, он не смог влюбиться в «Арсенал», в Лондон, в Англию… Не знаю, насколько старательно он пытался работать на полную катушку, но факт в том, что стабильно играть на высоком уровне Аршавин не смог.

    — Может, во всем виновата лень?
    — Вероятно, так и есть. Мы, фанаты, любим игроков-тружеников. Футболисты, способные на яркие вспышки, но не умеющие постоянно и усердно работать, нам не нравятся. Но я бы не стал упрекать Аршавина в том, о чем мы точно не знаем. Может, он пахал на тренировках, но во время игр ничего не получалось. Сложный вопрос. Я не знаю ответа.

    — Кого вы можете назвать вашим любимым российским футболистом?
    — Как раз Аршавина. Делайте, что хотите, но он мне нравится. И я все-таки не считаю его лентяем. Его единственный минус для меня — маленькие габариты. Мне нравятся более мощные, крупные игроки, способные действовать в силовой манере.

    Питер слишком «повернут» на «Зените»

    — В Петербурге у «Зенита» так и не появилось достойного конкурента: по-прежнему в ходу фраза «один город — одна команда». Это проблема?
    — Да. Именно из-за этого в Питере почти все «повернуты» на теме «Зенита». Здорово, что у клуба есть такая замечательная поддержка, но порой это выходит за рамки здравого смысла. Эпизод с Шуниным, который мы уже обсудили, — доказательство этому. Да, неизвестно, виноваты в этой ситуации питерские фанаты или нет. Но в любом случае к пострадавшему, то есть Шунину, необходимо было проявить сочувствие. А его, насколько понимаю, не было. Скорее обвинения в симуляции. Это ненормально. Хотя у вас сейчас есть еще одна футбольная команда, ведь так?

    — «Динамо». Но она непопулярна. Люди скорее ходят на хоккей, на СКА.
    — На хоккей? Вместо футбола?

    — Некоторые — вместо. Некоторые ходят и туда, и сюда. Факт в том, что СКА с каждым годом становится все популярнее. А еще кто-то вместо футбола начал ходить на гандбол.
    — Удивительно! Интересно, я ничего об этом не знал. Но в любом случае в футболе у вас ситуация прежняя — кроме «Зенита», ни одной значимой команды нет.

    Попкорн не заменит настоящих болельщиков!

    — В России к чемпионату мира вроде как строят комфортабельные арены. Туда можно будет приходить семьями, жевать попкорн и молча смотреть игру. Но ведь тишина убивает футбол?
    — Да, убивает. Именно поэтому клубы должны работать с болельщиками, правильно их организовывать, учить чему-то, прививать правильные модели поведения. Стадион не должен молчать. Игрокам нужна поддержка. Нужна она и фанатам. Я не хотел бы прийти на стадион и услышать тишину. Когда на поле бегают двадцать два прекрасных игрока, разве можно оставить их без поддержки? Не обрекайте их на одиночество (смеется). Проблема, которую вы подняли, сейчас актуальна в Америке. Там все есть, но часто трибуны предпочитают молчать. А молчание — враг большой игры. Если на арене нет шума, значит, там не происходит чего-то существенного, грандиозного. России необходимо будет как-то справиться с этой проблемой. Если качество стадионов действительно улучшится, клубы должны уже сейчас вовсю работать с болельщиками. Никакой попкорн не заменит настоящей поддержки!

    — Но почему я не могу прийти на футбол и просто сидеть молча, наслаждаясь игрой?
    — Потому что это больше чем просто игра. Фанаты поют, кричат, отдают все эмоции, а на поле в это время происходит драма. Все это — своеобразный театр. И в постановке должны участвовать все. Если ты не вовлечен в этот процесс, значит, не можешь всецело насладиться футболом. Знаете, какой стадион я считаю отвратительным? «Уэмбли»! Это просто ужасное место. Там нет никакой атмосферы. Наверное, в этом виноваты те, кто его строил. Ну а образцом душевности, конечно, стоит признать «Энфилд» — арену «Ливерпуля».

    В Голливуде даже с одеждой разобраться не смогли

    — Ваши книги в России, конечно, читают, но не будем кривить душой — фильмы нынче пользуются большим спросом. Вы написали сценарий к «Хулиганам Зеленой улицы». Считаете это кино удачным?
    — Когда я участвовал в этом проекте, еще многого не знал. Не знал, что сценарий могут переписать так, как угодно режиссеру. Этот фильм сделали слишком американским. Для голливудских зрителей. Что уж говорить — там даже с фанатской одеждой нормально разобраться не смогли! Многое из моей первоначальной версии было убрано или переписано. Конечно, с ошибками. Поэтому в фильме очень много ляпов.

    — Элайджа Вуд в главной роли — это ляп?
    — С ним вышла смешная история. Меня как-то спросили: «Кто должен сыграть Мэтта Бакнера?» Я решил пошутить: «Элайджа Вуд». Проходит какое-то время, я звоню на киностудию и спрашиваю, кто играет Мэтта. И мне отвечают: «Элайджа Вуд». Я как заору: «ЧТО-О-О?»

    — Для российских зрителей Элайджа Вуд — это Фродо из «Властелина колец». И больше никто.
    — Для меня тоже (смеется). Элайджа — фантастический актер! Но хорошо ли, что он сыграл в «Хулиганах»?

    Элтон Джон очень продуктивный

    — Вы болельщик «Уотфорда». В России об этом клубе знают не так много. Разве только, что им владел Элтон Джон…
    — Он не только музыкант, но и потрясающий футбольный фанат. Я не могу назвать себя поклонником музыки Элтона Джона, однако период его правления в клубе был очень продуктивным. Сейчас Элтон продолжает болеть и порой приходит на матчи, чтобы поддержать любимую команду.

    — Раз уж мы заговорили об этом музыканте… У нас в стране отношение к людям нетрадиционной ориентации не такое терпимое, как в Европе. На футболе, например, судье кричат, что он… ну вы поняли.
    — Это большая проблема и большой вопрос. Для англичан русские люди загадочны и непонятны. И их менталитет — тоже. Я знаю много людей нетрадиционной ориентации. Для меня отношение к ним не такой уж простой момент, но в Европе мы привыкли к толерантности. На самом деле мне не очень хочется обсуждать эту проблему. Отмечу лишь, что в Англии по поводу России много стереотипов. Считается, что это дикая страна, где все пьют водку, и приезжать сюда опасно. В том числе и тем людям, о которых вы спросили.

    — Напоследок хотелось бы, чтобы вы дали совет юным болельщикам: стоит им продолжать увлекаться футболом, ходить на матчи и погружаться во все это все глубже и глубже?
    — Это выбор каждого. Главное, чтобы человек не забывал о своих родственниках, друзьях. Совет? Какой может быть совет? Получайте удовольствие!


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»