• Андрей Почепцов: «Зенит»-2 нужно тренировать, а не подводить к играм

    Большое интервью тренера «Зенита»-2 – о подготовке игроков и замене Радимова

    23.02.23 13:28

    Андрей Почепцов: «Зенит»-2 нужно тренировать, а не подводить к играм - фото

    Фото: ФК «Зенит»

    Источник:Спорт день за днём

    Автор:

    В октябре 2022 года Владислав Радимов освободил должность главного тренера «Зенита»-2. С тех пор руководить командой стали Андрей Почепцов и Дмитрий Давыдов. Второй уже работал в штабе «Зенита»-2, а первый стал новым лицом команды, который по сути в одиночку исполняет роль главного тренера.

    Андрей Почепцов – воспитанник «Смены», крайний защитник. В конце 1980-х играл за «Зенит», выступал за питерское «Динамо», сочинскую «Жемчужину», «Смену-Сатурн», «Гатчину» и «Северсталь», где в итоге закончил игровую карьеру, начав тренерскую с амплуа ассистента. В 2009 году вернулся в систему «Зенита», став тренером Академии. За это время работал как с совсем юными, так и со взрослыми игроками. В 2021 году его команда, составленная в основном из ребят 2003 года рождения, выиграла ЮФЛ-1. Так что приглашение в «Зенит»-2 однозначно было закономерным, как ранее для Константина Коноплева в молодежную команду.

    В 2011 году на страницах «Спорта День за Днем» уже выходило интервью Андрея Почепцова. Тогда автор отметил фирменную улыбку только начинавшего карьеру тренера. Любопытно, что с тех пор ничего не изменилось. Улыбка – по-прежнему визитная карточка Почепцова. Увидеть ее удалось на сборе «Зенита»-2 в Турции, где команда готовится к продолжению сезона.

    В интервью «Спорту День за Днем» Почепцов рассказал:

    – о целях и принципах игры «Зенита»-2;

    – об особенности работы с молодыми игроками;

    – о разнице в развитии футболистов в России и Европе;

    – о правильных словах Владислава Радимова и Йохана Кройффа;

    – о взаимодействии с Андреем Аршавиным.

    У Радимова мог замылиться глаз

    – С чем столкнулись, возглавив «Зенит»-2?
    – Работа тренера всегда одинакова. У меня большой тренерский опыт, ведь я начал сразу после завершения карьеры игрока. Работал как раз в команде примерно такого уровня. Только не главным, а ассистентом. Практически семь лет. Затем около 15 лет в Академии со старшими возрастами. Поэтому я пришел в «Зенит»-2 и увидел не чужих для меня игроков. На каком-то этапе я практически с каждым из них поработал.

    – Значит, это не совсем новый опыт для вас.
    – Любое новое место – это новый опыт. Все равно специфика есть. Как говорится, в каждой избушке своя погремушка. Но шока для меня точно не было.

     

    – Владислав Радимов до вас работал в «Зените»-2 четыре года, а если суммировать – семь лет. В каком состоянии была команда на момент, когда вы пришли?
    – Команда была подготовлена нормально, выглядела здорово, но для результата чего-то не хватало. В составе квалифицированные футболисты, на уровне Второй лиги – однозначно. Бывает, что игроки и тренер устали друг от друга. Может, где-то глаз замылился. Наверное, такая теория имеет право на жизнь.

    Владислав Радимов и тренер по физподготовке Луис Анула

    У меня была похожая история. В Академии я четыре года работал с футболистами 11-летнего возраста. То есть они менялись, а у меня возникло ощущение, я иду каждый год по одному и тому же кругу. 

    – Правильно ли, что в Академии «Зенит» у команд разных часто меняются тренеры?
    – После выпуска футболисты будут играть у разных тренеров. Вот и здесь они могут у каждого из тренеров почерпнуть что-то разное. Поэтому если игрок играет у каждого тренера, то у него больше шансов пробиться во взрослый футбол. 

    – А нет ли более глубокого погружения в игроков, когда тренер работает с одной командой от начала и до выпуска?
    – Я видел всех наших футболистов от малого до старшего возраста. Глобально игроки не меняются. Они становится больше и взрослее, обретают больше футбольных навыков, но глобально картинка не меняется.

    – Какие цели стоят перед «Зенитом»-2?
    – Основная цель – подготовить футболистов для более высокого уровня – первой команды или других клубов РПЛ, главное, чтобы игроки все время развивались.

    Конечно, хотелось бы в основном готовить игроков для первой команды. Но, наверное, это судьба всех топ-клубов, чьи воспитанники должны пройти более сложный путь через аренды в других командах. Есть яркие примеры, когда сначала кто-то получил какой-то промежуточный опыт. И это нормально – выпускнику академии сложно сразу пробиться в первую команду, в которой в постоянной конкуренции и ротации находятся даже футболисты сборной России.

    – Как во второй команде коррелируются задачи побеждать, которые всегда есть у самих игроков, и вопрос подготовки футболистов?
    – Нам не нужны победы любой ценой. Например, мы не будем ставить в состав больных или травмированных. Но в целом победы показывают, что ты идешь в верном направлении.

    Андрей Почепцов

    У меня был интересный момент. Я был на стажировке в «Милане». И там услышал такую фразу: «Нам не нужны победы, но мы «Милан». В России такой же принцип применим к «Зениту». В этом клубе ты можешь не желать побед, но такая команда не может быть на далеко от первых мест.

    – Стало быть ваша цель добиваться побед через игровой процесс.
    – У меня стойкое убеждение, что «Зенит»-2 нужно тренировать, а не подводить к играм чемпионата, так как для молодых футболистов это последний шанс что-то еще взять перед полноценным переходом во взрослый футбол. С моим приходом мы будем много тренироваться и не будем делать акцент на предстоящих матчах.

    Массовость – это основание пирамиды футбола

    – Какой путь лучше для подготовки игроков ко взрослому футболу?
    – РФС организовал ЮФЛ для трех старших возрастов академии, есть молодежное первенство, у «Зенита» есть вторая команда, за счет которой мы можем повысить возраст так называемых выпускников до 21-22 лет. В советское время дубли были постарше, там были не только молодые футболисты, как в «Зените»-2 сейчас, но и возрастные, плюс некоторые игроки с основы. 

    У нас реально футболисты созревают только в 22-23 года, если это не суперталант.

    – В топ-лигах в среднем игроки созревают на два-три года раньше. Почему в России не так?
    – Условия. Мы проехали по стажировкам по всем топ-клубам в европейских странах. В принципе тренируем плюс-минус одинаково. Но у них в каждой деревне есть футбольное поле. Каждый мальчик сначала попробует поиграть в футбол, прежде чем надевать коньки или что-то еще. Массовость футбола – это основание пирамиды, на вершине которой футболисты выходят во взрослый футбол.

    Тренерский штаб «Зенита»-2

    У нас пока не так. Может быть, в последнее время что-то налаживается. Но с другой стороны, много других соблазнов, в том числе других видов спорта. И народ растекается.

    – В Петербурге есть поле практически в каждом дворе.
    – У меня сын занимается футболом сейчас, ему 10 лет. Но я замечаю, что наибольшая прибавка идет именно летом, когда он шарашит на поле целый день.

    – Не так давно Владислав Радимов обозначил проблему: «Сейчас у ребят 12 часов тренировок в неделю. Каким бы классным ни был тренер академии, если ребенок не играет во дворе, ему не поставить технику».
    – Йохан Кройфф сказал такую же фразу. Как выходить из этой ситуации? Как вы сказали, площадки в каждом дворе – мальчишки все равно пойдут туда. Они должны организовываться, в том числе старшие и младшие вместе. Таким путем можно родить свою индивидуальность. В целом подготовка сейчас на хорошем уровне, но при этом мы игроков усредняем. Получаются хорошие футболисты, но среднего уровня.

    – В каком стиле футбола можно воспитать игроков наиболее высокого уровня?
    – В первую очередь важен мяч. Даже в маленьких возрастах дети приходят играть в футбол. Поэтому игры должно быть много, и для более старших возрастов тоже. Потому что игровые ситуации не повторяются на поле точь-в-точь, на полсантиметра ситуация на поле всегда будет отличаться. Действительно стандартных ситуаций на поле не бывает. Поэтому я тоже сторонник игрового метода.

    – Какие игровые принципы вы требуете от своих футболистов?
    – Мы выстраиваем линейку продолжения академического образования. Поэтому сохраняем атакующий стиль игры. Оборона с высокой линией, постоянный прессинг. В игре с мячом – комбинационные действия, построенные на коротких и средних передачах. Хотя футбол меняется, поэтому главный акцент, чтобы больше играть вперед.

    – При этом строгих запретов на какие-то действия, например, длинные передачи в борьбу, нет?
    – Когда приехали голландцы в Академию «Зенит» это могло быть, но сейчас нет – план Б у нас должен быть. Мы даем футболистам так называемый суповой набор, а как они его применят в игре – это уже будет от них зависеть. В голову мы не залезем, мы можем только порекомендовать, поэтому жесткого диктата нет.

    «Зенит»-2

    Мне самому больше нравится сбалансированный футбол. Счет 8:5 меня мало устроит, лучше 2:0. Перекоса на атаку быть не должно, но в России практически перестали выпускать качественных защитников. Сначала они исчезли в РПЛ – в топ-клубах играют иностранцы. Теперь начали пропадать и крайние защитники. В Петербурге это издержки того, что конкуренции нет. Поэтому хорошо, что появилась ЮФЛ – это шикарные соревнования, где могут играть равные с равными.

    – Я часто слышал о проблеме отсутствия качественных центральных защитников. Это связано только с нехваткой здоровой конкуренции?
    – Ошибки примерно одинаковы. Все зависит от уровня соперника, который тебе противостоит. Топ игрок АПЛ, понятно, думает быстрее, чем футболист РПЛ, которые банально не успевает принять решение.

    – Как же успевать?
    – Конкурентная среда… В Питере мы не имели возможности иметь конкурентов. Нам даже не нужно было обороняться. Даже играя выпускными годами атаковали в 8-9 человек, когда вообще-то может легко за спину прилететь, если соперник будет более высокого уровня. Выпуск 2004 года феерически выиграл ЮФЛ, но теперь этих ребят начинают наказывать за слишком авантюрные действия. Наверное, в этой ситуации, если мне удастся чуть сбалансировать игру, то наследие Владислава Радимова пойдет далеко.

    Аршавин переживает

    – Когда пришли в «Зенит»-2 изменили ли тренировочный процесс?
    – У нас оставалось шесть игр за месяц, причем без полного недельного цикла. Поэтому концовка чемпионата прошла, по сути, в режиме «игра – восстановление – игра». Перед отпуском поработали две недели, но по-настоящему тренироваться начали только на зимних сборах. Здесь в Турции я выстроил тренировочный процесс, который уже проверял на трех-четырех возрастах, где это работало. И здесь получится.

    – И все же какого курса придерживаетесь?
    – Тактическая периодизация. Каждую неделю работаем над разными фазами игры. Несколько лет я работал в таком режиме. Причем в Академии это происходит в течении целого года, а не сезона. Круглогодичный процесс обучения. Это удобно, когда есть полный недельный цикл.

    – Такой подход укладывается в требования Академии к тренерам?
    – Это не связано. Мы же говорим, что хотим строить атаку от своих ворот, отбирать мяч на чужой половине поля, в средней зоне должны уметь играть, все время прессинговать нереально, а поэтому надо понимать, как уходить в среднюю зону. И будет соперник, который нас загонит в свою треть поля – мы этого не хотим, но такое может случиться – и нам нужно быть готовыми к этому. Хотя конечно ключевое в нашем стиле – высокий прессинг и оборона в средней зоне.

    Андрей Аршавин

    – То есть Академия задает базовые принципы игры, а как это доносить до футболистов – это уже простор для тренеров?
    – Концептуально голландский остов остался. Мне нравится этот футбол. Он начинает потихоньку вымываться, но направление все равно остается.

    – При этом тренерам Андрей Аршавин дает свободу действий?
    – Никаких проблем с этим нет. Он может направлять, так как замечает какие-то детали.

    – Во время матчей с трибуны его всегда слышно.
    – Он переживает. Всегда видит мелочи игры, о которых сразу же может подсказать. И современный футбол говорит, что даже мелочи упускать нельзя.

    Во Второй лиге проще развиваться

    – Насколько важный элемент современного футбола интенсивность игры?
    – Однозначно. Поэтому всегда хочется повысить интенсивность игры. И это не наши требования. Если мы хотим подготовить футболистов для самого высокого уровня… Наверное, и РПЛ не самая интенсивная лига, если сравнивать с европейскими чемпионатами. Так что нам точно нужно прибавлять. Прибавить мы сможем, если попробуем подтянуть молодых футболистов. Так говорят, что молодой футболист начинает играть, когда он устал, до этого просто круги наматывает.

    – Футболисты часто меряют свою игру цифрами и статистикой, но ведь глобально это ни о чем не говорит?
    – И в «Зените»-2, и в Академии мы используем GPX, но это как некая дополнительная информация. Вот он, например, пробежал 12 км, а возможно, надо было всего шесть. Поэтому надо концептуально смотреть.

    – На что смотрите сами?
    – На экспертную оценку (смеется). Смотрим все вместе, взгляды у всех разные.

    Футболист может иметь свою точку зрения. Игрок может делать разные вещи, главное, чтобы сзади было ноль, а впереди забить.

    – Много споров ведется о том, в какой лиге лучше играть второй команде – в Первой или во Второй. Есть ли у вас цель повышения в классе?
    – Нам было обидно не попасть в первую шестерку (после первого этапа во Второй лиге «Зенит»-2 занял 7-е место, поэтому во втором этапе будет бороться за выживание. – «Спорт День за Днем»), потому что там соперники сильнее.

    Таблица второй группы Второй лиги сезона-2022/23

    В Первой лиге сложнее из-за дальних переездов – тяжело тренироваться.

    – Сейчас стало меньше команд – календарь позволяет строить недельный цикл подготовки.
    – Но переезды все равно занимают много времени. Проще на Северо-Западе играть. Хотя гладкий чемпионат во Второй лиге, на мой взгляд, лучше нового формата с разделением на два этапа.

    Конечно, в Первой лиге можно конкурировать с футболистами более высокого уровня. Но парадокс в том, что не всегда нужно конкурировать с футболистами более высокого уровня. Иногда для уверенности нужно поиграть с более слабым соперником.

    Выпускники Академии «Зенит» уже все готовы играть на уровне Второй лиги

    – Одно время в «Зените»-2 играли ветераны команды – Константин Лобов, Константин Зырянов. Сейчас в команде самый опытный – это 27-летний Константин Троянов. Нужны ли в «Зените»-2 футболисты с большим опытом на высоком уровне?
    – Конечно, если в команде и нужны дядьки, то должны быть уровня Лобова и Зырянова. Сложности развития игроков в «Зените»-2 в том, что они все равно продолжают вариться в собственном соку. В составе в основном вчерашние выпускники Академии. Мое мнение, что опытные футболисты нужны, лучше в каждую линию. Но пока такой возможности нет.

    – Всегда есть риск, что во второй команде игрок засидится. Это происходит в момент, когда футболист на следующий уровень не выходит, но и ниже тоже не падает. Что делать в таком случае?
    – Значит, надо ехать в другой клуб. Хорошо, если это команда-партнер и тренер заинтересован в игроке. Важно, чтобы стиль игры был схожим, потому что какое будет развитие в команде, которая только бьет верхом? 

    Константин Троянов

    – Вертикаль развития футболистов предполагает путь от Академии через молодежку и вторую команду к основному составу. Нормально ли, если игроки пропускают какой-то уровень в вертикали?
    – Все индивидуально. Илья Кирш перешел из команды ЮФЛ-1 в «Зенит»-2 и нормально адаптировался. Год назад Артем Касимов подавал даже больше надежд, но у него что-то пошло не так, поэтому ему, возможно, стоило еще поиграть на молодежном первенстве. Надеюсь, что сейчас он уже адаптировался и себя покажет.

    – Аким Белохонов пока тоже не показывает себя так, как зарекомендовал в чемпионский сезон ЮФЛ-2.
    – В тот потрясающий сезон многое совпало. В том числе тренировочный процесс. Дмитрий Поляков практически жил в Академии.

    Плюс это была коронавирусная обстановка. Мы имели возможность тренироваться в этом пузыре. К моменту старта сезона мы уже работали с игроками два месяца, а некоторые только-только начинали. Это тоже могло сказаться. Мы были просто лучше готовы. Я тогда работал с 2003 годом рождения. На нас вообще никто не ставил, всех лидеров у нас забрали, но в итоге мы выдали практически такой же сильный сезон, выиграв ЮФЛ.

    – Удивительно, что далек от ведущей роли Андрей Марьянов. В прошлом сезоне он здорово играл и в молодежке, и в Юношеской лиге УЕФА, но в этом его совсем не видно. Что произошло?
    – Надеюсь, что мы его реанимируем. Возможно, на каком-то этапе молодой футболист себя чуть переоценил и снизил к себе требования. Сложно сказать точно. С его переводом на позицию крайнего защитника был некий эксперимент, который по итогу признали ошибочным. Наверное, этот год он не прогрессировал. Да, прибавил как защитник, но при этом чуть-чуть потерял как защитник.

    Андрей Марьянов

    Я всех ребят хорошо знаю, поэтому буду давать каждому шанс проявить себя.

    – За последнее время из «Зенита»-2 игроки не переходили на новый уровень. Недавние переходы молодых игроков «Зенита» в клубы РПЛ отличаются тем, что футболисты мало играли за вторую команду. С чем это связано?
    – Может, Владислав Радимов думал, что это профессиональная команда, а она полупрофессиональная. Может быть, он думал, что это уже готовые футболисты, но оказалось, что еще не до конца. С ними нужно много работать, продолжать процесс обучения.

    – Какую цель ставите перед собой лично?
    – Подготовить как можно больше профессиональных футболистов высокого уровня. Подчеркиваю уровень, потому что я считаю, что выпускники Академии «Зенит» уже все готовы играть на уровне Второй лиги.

    Фото: ФК «Зенит»


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»