Самый авторитетный специалист по хоккейным боям в России, главный тренер «Витязя» Андрей Назаров, стараясь не раскрывать собственных секретов, рассказал о пользе хорошей драки, общем языке с тафгаями и распределении ролей на скамейке.
Едва ли кто-то в нашей стране может рассказать о хоккейных драках лучше, чем Андрей Назаров. Получивший за океаном прозвище «Грязный Наз», он начал культивировать искусство потасовок в «Динамо» еще в начале 1990-х годов.
– У нас тогда были тренеры, которые понимали важность драки в игре, – рассказывает Назаров. – Например, тот же Петр Воробьев в «Динамо» вполне мог отправить хоккеиста на потасовку. Давно это было. Однако в целом этот стиль был, скажем так, не моден. Но я потихоньку гнул свою линию, внедрял этот элемент еще двадцать лет назад. Что-то у меня получалось, что-то не очень. Но с этого, можно сказать, все и начиналось.
Договориться с тафгаями
В 1993 году Назаров уехал за океан, где прославился как первый русский тафгай в истории Национальной хоккейной лиги. В НХЛ он в 571 матче провел 132 боя (и еще полтора десятка в выставочных играх – данные hockeyfights.com) и набрал 1409 штрафных минут. Вернувшись в Россию, нападающий показал себя во всей красе в Суперлиге. Именно он стал главным действующим лицом масштабного побоища в Ярославле: сначала Назаров выскочил на лед, чтобы помочь товарищам по «Авангарду» одержать победу в драке, а потом и вовсе набросился на скамейку запасных хозяев. Всего же в 23 матчах за «ястребов» в регулярном чемпионате он набрал 153 штрафные минуты! Завершив карьеру, Назаров недолго погенменеджерствовал в «Тракторе», а с уходом в 2007 году Геннадия Цыгурова возглавил команду и сделал ее одной из самых агрессивных в лиге. При Назарове челябинцы три сезона подряд уступали по количеству штрафных минут только «Витязю». При этом «Трактор» хоть и не достиг какого-то сверхрезультата, показывал временами неплохую игру.
Самая бойцовская же команда лиги тем временем испытывала серьезные трудности. Не секрет, что стиль игры «Витязя», основанный на драках, очень нравился владельцам клуба, не стеснявшимся (думается, сейчас эта практика прекратилась) зайти в раздевалку и наказать конкретным хоккеистам «устроить шоу». С тактической целесообразностью и тренерским видением это, конечно, сочеталось плохо. В «Витязе» менялись наставники, но ни один из них не мог усмирить тафгаев. Сергей Гомоляко так и вовсе взял за правило извиняться на пресс-конференциях за поведение своих бойцов. Он не скрывал, что они его просто не слушаются. Майк Крушелниски, в свое время игравший вместе с Уэйном Гретцки и не чуравшийся скинуть краги, виделся идеальным тренером для «Витязя». Казалось, канадские игроки его уважают и слушаются. На старте прошлого сезона ведомая Крушелниски команда даже на короткое время захватила лидерство в КХЛ. Вскоре, правда, «Витязь» стремительно рухнул вниз, а игроки снова сосредоточились на собирании штрафных минут.
Наверняка еще меньше авторитета у чеховских бойцов имел и переведенный из молодежной команды Алексей Ярушкин. При нем больше порядка в «Витязе» не стало, так что клубному сайту оставалось все лето лишь утешаться огромной надписью на главной странице «Хотя бы не последние»: чеховцы заняли в КХЛ 23-е место из 24. Несмотря на это, Ярушкин остался на своем посту и начал с командой новый сезон. Получилось неудачно даже по меркам «Витязя». К середине октября подмосковная команда одержала лишь одну победу в 14 матчах, получая в среднем почти по 40 минут штрафа за игру. Как итог – уверенное последнее место в лиге по набранным очкам и четыре первых позиции в списке главных грубиянов КХЛ. Кажется, Ярушкина не меняли только потому, что других желающих возглавить «Витязь» просто не было. И вот такой человек нашелся, да еще и – по общему мнению – стопроцентно подходящий этой команде. С Андреем Назаровым чеховцы стали почти в два раза меньше удаляться и набирать очков почти в три раза больше. При этом от драк он, по собственным словам, отказываться не собирается.
– Не хотелось бы раскрывать свои секреты, но скажу, что драки, конечно, можно использовать как тактический элемент, способный помочь команде, – уверен Назаров. – С его помощью тренер вполне может повлиять на ход игры. Надо только найти общий язык с тафгаями, чтобы они работали на команду, а не на личную статистику, не на количество штрафных минут.
C: Вы им подсказываете, используя свой опыт?
Нет, подсказок я не даю. Это равносильно тому, что я начну учить вратаря ловить шайбы. Тут люди взрослые, они сами знают, что делать. Я просто требую, чтобы был результат.
50 на 50
Едва ли найдется специалист, способный найти общий язык с тафгаями лучше чем Назаров.
О важности хорошей драки в хоккее он знает как никто другой.
– Конечно, при этом важно, чтобы боец одержал победу, – рассуждает тренер. – Потому что если твоя команда уступает, а ты еще и проиграл в драке – это совсем нехорошо.
C: Значит, «запуская» бойца, вы идете на риск: в случае его поражения все станет еще хуже.
Так и есть. Тренеру приходится идти на такой риск, но это вообще такая работа – рисковать приходится постоянно, так что еще один раз не проблема. Зато после хорошей, выигрышной драки команда победившего бойца «заводится», а та, у которой хоккеист проиграл, немножко в панике.
C: И как часто удается таким образом спасать матчи?
Такую статистику, к моему сожалению, пока не ведут. А может, и к радости, – не знаю, но ее нет. Чисто интуитивно, по собственному опыту – пятьдесят на пятьдесят.
C: То есть этот «прием» не слишком эффективен?
Согласен. Но часть клубов идут на это. У некоторых получается, у некоторых – нет.
Вообще, эффективность драк оценивать непросто. Например, тот же «Витязь» в этом сезоне, еще до прихода Назарова, после потасовок испытывал заметный подъем. Самый яркий пример – гостевая игра с «Локомотивом». При счете 0:3 Брэндон Сагдэн сцепился с Карелом Рахунеком, а уже при 0:4 Крис Саймон вызвал на бой Виталия Аникеенко. Итог – поражение «Витязя» 3:5, то есть отрезок после первой драки (и тем более после второй) чеховцы выиграли, но для спасения этого не хватило.
– Вот это и есть тот подъем, о котором я говорил, – резюмирует Назаров. – А то, что матч в целом не спасли, – это уже тренерская недоработка.
C: Надо было раньше устроить потасовку?
Это опять тренерская кухня, которую мне не хотелось бы раскрывать. А то вам все интересно.
C: Конечно, еще как.
Если я расскажу все – другие тренеры начнут делать так же, переймут мой опыт. Я не хочу учить себе конкурентов, вот и все. Тем более через прессу. Мы сейчас не в институте находимся, чтобы я всех учил.
Контроль ситуации
4 октября 2010 года в Санкт-Петербурге местный СКА сыграл долгожданный выставочный матч с представителем НХЛ – «Каролиной». Перед игрой в стан армейцев был неожиданно вызван защитник Игорь Головков, до этого весь сезон проведший в Высшей лиге, да и после за первую команду не игравший. На льду против «ураганов» он провел всего 104 секунды – меньше всех. Но и за это время Головков успел дважды отметиться в протоколе и набрать штрафа больше, чем кто-либо из партнеров по СКА. Как позже выяснилось, так и было запланировано. После встречи Игорь признался, что еще перед матчем задание подраться с крепким (193 см, 96 кг) защитником «Каролины» Джемом Харрисоном ему дал один из тренеров команды, Дарюс Каспарайтис.
– Лучше бы не давал, – смеется над подобной установкой Назаров. – Это было абсолютно неправильно со стороны тренера. Во-первых, драка – я ее, конечно, видел – не получилась. А во-вторых, Головков, наверное, не тот хоккеист, который должен это делать. Он же, в принципе, неплохой игрок, должен спокойно играть в защите, отрабатывать. А драки – это такая тема, которой обязательно нужно проникнуться.
C: Вообще это нормальная ситуация, что такое задание игроку дает второй тренер? Или решение может, например, принять сам игрок?
– Может, вы еще предложите, чтобы ему уборщица установку давала? Такие решения принимает только главный тренер. Это опять же к вопросу о том, что игрок должен работать на команду.
C: Существует план: в такой-то ситуации – деремся?
– Нет такого. Любое решение на лавке, повторюсь, принимается главным тренером. Если он не может контролировать ситуацию, он начинает терять авторитет, и, в принципе, это уже не главный тренер. Вот и все.
Выходит, Айван Занатта перестал быть рулевым СКА именно в тот момент, когда Каспарайтис послал Головкова на верное поражение. А нас все путали: «Мы ему доверяем», «Занатте дается время до ноябрьской паузы», хотя увольнять италоканадца можно было еще в начале октября.
Управление бойцами
Окончательно привить железную дисциплину в «Витязе» Назарову пока не удалось. Уже при новом тренере сорвался Дарси Веро, на ровном месте заработавший матч-штраф и четыре игры дисквалификации, 20 минут схлопотал за удар локтем в лицо Вадим Бердников и подрался после финальной сирены Джошуа Граттон. Зато в полтора раза уменьшилось количество двухминутных штрафов – именно на ненужных удалениях за зацепы и прочие «мелкие» прегрешения зачастую страдали «витязи». Признает Назаров и то, что полностью завести потасовки в рамки тренерского плана невозможно.
– В НХЛ ведь тоже игрок не всегда начинает драку по указанию тренера, – рассказывает он. – Случается, что у хоккеиста просто не выдерживают нервы, и он идет на потасовку по собственной инициативе. В таком случае тренеры потом обязательно разговаривают с ним, объясняют, что так делать нельзя. Если же ситуация повторяется… Что ж, это можно просто трактовать как невыполнение тренерского задания и применять соответствующие меры.
C: Вам приходилось идти на драку против своего желания, исключительно по воле тренера?
Да, конечно. И обратная ситуация тоже случалась – когда дрался сам, вопреки заданию. Так что прекрасно понимаю, что здесь все тонко. Управлять бойцами очень непросто.
C: Сейчас в НХЛ сразу несколько бывших тафгаев работают помощниками главных тренеров. Это случайность, или у забияк есть что-то помогающее в тренерской работе?
Может быть, дело в интуиции, в особом взгляде на игру. А может – в невероятной работоспособности именно на команду. Потому что, в принципе, любой тафгай – это игрок команды. Всю свою карьеру все, что он делает, – это работает на команду. Это неблагодарный труд. В то же время за эти, условно скажем, 15 лет он научился работать на команду как никто другой, и, может, именно поэтому у него потом хорошо получается тренировать.
Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №46 (24-30 ноября 2010 года).
Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.