Знаменитая эстонская лыжница, олимпийская чемпионка Кристина Шмигун после перерыва, связанного с рождением ребенка, возвращается в спорт. Кристина готовится к Ванкуверу. Кристине во время Белой олимпиады в Канаде исполнится 33 года — совсем не возраст для лыжницы. Хотя к Ванкуверу готовится и Катрин Шмигун.
Отец лыжниц и их тренер Анатолий Шмигун так и сказал когда-то: «Кристина для Турина, Катрин — для Ванкувера». Обе очаровательные красавицы-блондинки — звезды мирового лыжного спорта. Первая часть мечты отца сбылась. К Ванкуверу готовятся обе. И легендарная Кристина, и младшая, которую отец именует Катькой.
Он из Златоуста родом, этот великий эстонский тренер. Любящий подчеркнуть: «Я русский эстонец». Это с него началась эстонская лыжня — теперь уже лыжня чемпионов мира. Он их готовит как на конвейере. Для Эстонии. Не для России. На Россию обиды нет. Только на нескольких человек, да и то, как говорит Шмигун, та давняя обида прошла.
На сердитых воду возят. И медали золотые привозят. Так уж вышло.
Давно это было. Когда лыжники не были еще такими универсалами, как нынче. И когда в Спорткомитете Советского Союза, скажем так, случались кое-какие интриги.
На Олимпиаду-1976 в Инсбруке лыжник-стайер Анатолий Шмигун отобрался честно. Сделал ставку на одну дистанцию — марафон, 50 километров. И стал перед Играми вице-чемпионом СССР. Спортсмен был вдумчивый, готовился тщательно, пик формы планировал на момент старта марафона в Австрии.
Отобрался — поехал. Туристом, как выяснилось. «Полтинник» бежали те, чьи личные тренеры лучше похлопотали за своих питомцев. Вице-чемпион СССР остался в гостиничном номере. С чувством глубокой обиды. Поделился этой обидой с женой — эстонской спортсменкой Рут Реехемаа. Потом родились дочери. А еще позже распался Советский Союз. И Анатолий Шмигун решил подготовить соперниц советским лыжницам. Так Кристина, а за ней и Катрин совсем крохотными малышками встали на лыжи под руководством требовательного отца.
Первые успехи пришли к Кристине в 16 лет. Это вызвало подлинный бум в равнодушной прежде к лыжному спорту Эстонии. Из тренера-энтузиаста Шмигун превратился чуть ли не в государственного мужа. К нему повалил народ. Заниматься лыжами стало престижно. А уж если еще и у самого Шмигуна…
После Кристины «выстрелил» Яак Мэй, блистательно выступивший на чемпионате мира. За ним пришел черед Андруса Веерпалу. Он тоже стал олимпийским чемпионом Турина. Там, кстати, выиграл и наш Евгений Дементьев. Женю вел к победе тренер Юрий Бородавко — старый друг и соперник по лыжным трассам Анатолия Шмигуна, оба наставника с Урала, из Златоуста.
Веерпалу, ученик Шмигуна, — самый титулованный спортсмен Эстонии. Он, в отличие от своего наставника, на Олимпиаде вышел на старт лыжного марафона. В Солт-Лейк-Сити он завоевал на «полтиннике» серебряную медаль. Лучшая награда для его учителя. А чемпионом он стал на двух Олимпиадах на дистанции 15 км. Ученик превзошел учителя в универсализме.
Шмигун на лыжне у Бородавко часто выигрывал. Как тренер пока явно превосходит.
Кристина Шмигун и Андрус Веерпалу награждены в Эстонии орденом Белой Звезды I степени. Анатолий Шмигун почему-то — III степени. Хоть до него в Эстонии лыж, по сути, и не было. Россияне приезжали тренироваться в Оттепя, условия подходящие, но местных жителей все это не привлекало. А потом и лыжная база в Оттепя стала для нас недоступной. Вот гражданин Эстонии, или, как он себя величает, русский эстонец Анатолий Шмигун — другое дело, он там теперь хозяйничает и готовит чемпионов мира и Олимпийских игр. Чего-чего, а работы бывший марафонец никогда не боялся.
Ванкувер — для Катрин. Или для Кристины. Или для кого-то новенького, у Шмигуна теперь большая школа. Жаль только, что не в России. Поработать бы дома уральскому мужику.
Надо было тогда, в 1976-м, в Инсбруке заявить его на марафон. Он же заслужил. И доказал. Не поверили.
Вот он всю жизнь теперь и доказывает. Родной стране. Неподалеку от нее. А жаль, мог бы дома.