Со знаменитым отечественным футбольным специалистом Анатолием Бышовцем можно говорить о чем угодно — о поэзии, философии или победе возглавляемой им сборной Советского Союза на олимпийском турнире 1988 года в Сеуле. Но поскольку корреспондент «Спорта День за Днем» столкнулся с Анатолием Федоровичем на столичном стадионе «Октябрь» перед началом товарищеского матча молодежных сборных России и Белоруссии, то речь и пошла о ближайшем резерве нашей главной команды страны.
Нынешнюю «молодежку» нельзя сравнивать с олимпийской сборной-1988
— Анатолий Федорович, для начала хотелось бы уточнить ваш статус в РФС. Появилась информация, что вы каким-то образом связаны с институтом национальных сборных России. Так ли это?
— Нет, у меня нет никаких функциональных обязанностей, кроме морального права, учитывая мой более чем полувековой — с 1963 года — футбольный стаж, быть при футболе, служить ему. И, естественно, для меня представляет интерес становление игроков, тренеров. Для меня это определенная информация, которую я переосмысливаю и пытаюсь увидеть перспективу. А при случае обмениваюсь мнениями с людьми, близкими к нашим сборным. Думаю, такая форма сотрудничества, не обремененная никаким официальным статусом, может быть полезной. И вот, например, сегодня, накануне игры с Белоруссией, был на базе в Новогорске, и у меня создалось впечатление, что мы с этими ребятами старые знакомые, хотя некоторых из этих футболистов я вижу впервые.
— Молодежная сборная России, наверное, вам особенно близка? Именно она борется за путевку на олимпийский турнир 2020 года в Токио, а вы почти тридцать лет назад завоевали золото сеульской Олимпиады тоже не с первой сборной страны.
— Конечно, сравнивать нынешнюю «молодежку» с командой образца 1988 года нельзя, потому что тогда в Играх могли принимать участие любые профессиональные футболисты, без ограничения по возрасту, за единственным исключением: они не должны были иметь за плечами опыт участия в чемпионатах мира. Поэтому у этих сборных разных поколений совершенно различные составы и разные задачи, но можно и нужно говорить, что молодежная сборная — это наше будущее. Можно привести пример сборной СССР, выступавшей под моим руководством в цикле с 1990 по 1992 годы. За основу я тогда взял игроков именно молодежной сборной. До этого я работал в московском «Динамо», хорошо знал игроков этой команды, и порядка шести-семи человек перешли в этот период из молодежной в главную сборную страны. Среди них — Игорь Добровольский, Андрей Чернышов, Игорь Колыванов. И мы тогда прошли в отборочном цикле к Евро-1992 Италию, на самом чемпионате Европы не уступили действующим чемпионам мира немцам.
Федор Чалов и Ильзат Ахметов в атаке молодежной сборной России
— Что же можно сказать сегодня о нашем будущем?
— Очень важна вертикаль всех сборных страны, начиная от младших юношеских возрастов. И так же важно, чтобы тренер молодежной сборной мог раскрыть личность игрока, смысл игры, смысл жизни. А «молодежка» ведь должна работать в тесной связи с первой сборной, поэтому необходимы выверенные критерии отбора футболистов для перехода на более высокий уровень. И я думаю, у нас есть проблемы со взаимодействием тренерских штабов национальной и молодежной сборных в последние годы. А порой наставники первой сборной вообще оставляли без внимания ближайший резерв и, главное, без понимания важности этого взаимодействия. Таким образом, многие молодые талантливые футболисты оставались без игровой практики в первенстве страны, без участия в финальных стадиях европейских первенств, когда мы туда попадали. Получается, мы сами же лишали этих ребят международного опыта. Безусловно, эту ситуацию надо менять. А пока можно с сожалением говорить, что такой вертикали в нашем футболе нет, хотя этот вопрос входил в контрактные обязательства Хиддинка, Адвоката и Капелло. Да и сегодня мы выдаем желаемое за действительное.
С радостью и благоговением смотрю на появляющиеся таланты
Чужие горы — дом родной? «Спорт День за Днем» продолжает наблюдение за сборной России в Нойштифте
— Но вы видите хотя бы какие-то точки соприкосновения в работе Станислава Черчесова и Евгения Бушманова, возглавляющих первую и молодежную российские сборные?
— Их не может быть, потому что, скажем, сейчас один находится на сборе в Австрии, а второй — здесь, в Москве. Взаимодействие может быть только в обмене мнениями, поскольку сборные разведены по разным странам, проводят сборы и контрольные матчи в одни и те же «окна», предусмотренные международным календарем. Конечно, Черчесову сложно составить представление об уровне игроков молодежной сборной. Вот поэтому и должен быть человек, который осуществлял бы эту связь между «молодежкой» и национальной командой.
— Вы могли бы эту связь осуществить?
— Хочу напомнить, что я начинал свой тренерский путь с детско-юношеского футбола, завоевал с одной из сборных титул вице-чемпиона Европы. Затем было олимпийское золото. То есть пройдены все ступени тренерской карьеры: от юношеской до национальной, и не только у нас в стране, но и за рубежом. И это очень интересная работа, я с радостью и благоговением смотрю на появляющиеся таланты. Всегда бывает очень жалко, когда не удается раскрыть потенциал, возможности молодого игрока.
— В каких футболистах нынешней молодежной сборной России вы видите большой потенциал, который необходимо раскрыть?
— Не стану говорить, кто именно обладает таким потенциалом. Делаю это осознанно. Потому что это далеко не всегда бывает полезно. На примерах воспитанников спартаковской школы Дениса Давыдова, Алексея Козлова можно убедиться, что щедро выданные авансы затем не подтверждаются карьерами молодых футболистов. Впрочем, в других видах спорта картина аналогичная — взять, например, фигуристку Юлию Липницкую. Так что в подобных вопросах не обойтись без определенного педагогического такта, когда можно говорить о возможностях молодого спортсмена, но реализация этого таланта должна проходить под чутким, неусыпным и жертвенным вниманием тренеров. Потому что переход из одного качества в другое — это касается не только игроков, но и тренеров — невозможен без ментальной трансформации. То есть ты должен соответствовать требованиям, видеть и понимать, каким ты должен стать.
Решение назначить Бушманова наставником «молодежки» — логически верное
Евгений Бушманов
— Каким должен стать наставник молодежной сборной Евгений Бушманов? Каково ваше мнение об этом тренере?
— О Евгении можно говорить как о хорошем футболисте и как о тренере, который достаточно плодотворно поработал в московском «Спартаке»-2. И это хороший опыт, поскольку сейчас в молодежной сборной мы видим немало игроков из этой команды, а также из других клубов, с которыми он сталкивался в ФНЛ. И все это Бушманову очень близко. Думаю, что принятое решение назначить его главным тренером «молодежки» логически верное. Вопрос в другом — для него самого это тоже новый этап в карьере, требующий перестроения с работы в клубе на работу в сборной. В «Спартаке»-2 Евгений работал ежедневно, а здесь приходится сталкиваться с большими паузами между сборами и матчами. Новые требования диктуют наличие особых качеств: в кратчайшие сроки ты должен определить уровень готовности игроков, найти правильную тактику подготовки к официальным матчам. Все это — в остром дефиците времени. Естественно, любому тренеру необходимо адаптироваться к этим требованиям, пройти процесс становления. От этого будет зависеть, насколько Бушманову удастся найти и объединить игроков вокруг своего видения, своей философии футбола.
— Удалось ли вам посмотреть хотя бы один из трех предыдущих контрольных матчей, проведенных командой Бушманова?
— То, что удалось посмотреть, оставило хорошее впечатление. Хотя, когда мы видим счет 4:3 в игре с Узбекистаном, очевидно, есть достаточно информации, чтобы сделать определенные выводы и по игре в атаке, и по действиям в обороне. А также о том, как достичь гармонии в атакующих и оборонительных действиях. Над этим, пожалуй, и должен сегодня думать Евгений Бушманов, которому остается только пожелать успехов.
Москва
Использованы фото: официальный сайт РФС