Капитан сборной России по плаванию Анастасия Фесикова стала чемпионкой мира в Шанхае-2011. Это было диковинное время, когда вся огромная сборная России по плаванию привозила с Акватики почти столько же медалей, сколько маленькая команда открытой воды.
Серьезно, из шанхайского бассейна на пьедестал выныривали Анастасия тогда-еще-Зуева (дважды: золото 50 м и серебро 100 м на спине) и юная Юлия Ефимова (тоже дважды: 50 и 200 м брассом). Итого одно золото и три серебра.
У пловцов открытого моря имелось серебро Владимира Дятчина на 25 км и две бронзы – Евгений Дратцев на 5 км и Сергей Большаков на 10-километровке. Итого одно серебро и две бронзы.
Преимущество команды Зуевой – Ефимовой, конечно, очевидно, но как-то оно не радовало.
На ЧМ-2019 в Корее любители циферок/таблиц/рекордов ожесточенно считали медали российских пловцов в бассейне. И дождались: рекордные 16 наград, в том числе три золотые. Совсем другое дело, однако кое-что не изменилось. Анастасия Фесикова вновь плыла за Россию.
Только в этот раз без медалей, да и без финалов. Такое особенно болезненно для спинистки, ведь эта команда задает тон в сборной России. Это, скажем, в комплексном плавании российские болельщики воспринимают провал как должное, а тут и ожидания, и внутренняя конкуренция.
Неудача сильно расстроила Анастасию... и мотивировала продолжать карьеру на высшем уровне. Еще несколько лет назад она задумывалась о завершении, а теперь мечтает пошуметь на Олимпиаде-2020.
В беседе с корреспондентом «Спорта День за Днем» во время Кубка Сальникова – 2019 Анастасия Фесикова рассказала, как готовится к Олимпийским играм в Токио – 2020.
– Вы далеко не первый раз на Кубке Сальникова. Здесь что-то изменилось за годы?
– Все как обычно, очень положительная обстановка, интересно. Конечно, собрались не все сильнейшие, потому что сейчас проходит Суперфинал ISL и многие лидеры сборной России находятся там. Все в хорошем настроении: это последний старт года. Каждый работает в своем режиме.
– ISL теперь, очевидно, никуда не денется, так что, возможно, Кубку Сальникова стоит поменять место в календаре для удобства российских участников?
– Может быть, в следующем году что-то и поменяют, но это будет сложно... В начале декабря проходит чемпионат Европы на короткой воде. (Даты «короткого» ЧЕ «плавают» ежегодно: то в самом начале декабря, то в середине. В Глазго-2019 пловцы соревновались 4–8 декабря. – «Спорт День за Днем».) То есть надо проводить турнир либо сразу после чемпионата Европы, либо уже в новогодние праздники. Как вы понимаете, в Новый год выступать – не лучший вариант (улыбается). Особенно тем, кто тренируется в Америке, кому придется оттуда лететь. Так что, я думаю, каждый выбирает по себе.
– Вы боретесь за попадание на Олимпиаду-2020 в Токио. Как идут дела?
– Все в рабочем режиме. Тренируемся. Сейчас перед Новым годом будет небольшой отдых. Будем плавать чуть поменьше. С января буду ездить на сборы и готовиться к олимпийскому отбору на апрельском чемпионате России. В Японии я была всего один раз, и то это был не турнир и не выезд, а заключительный сбор перед ЧМ-2019 в Южной Корее. Так что опыт у меня небольшой.
– Тогда, возможно, потребуется особая подготовка. Все-таки специфический климат.
– Еще об этом не думали. Давайте сперва отберемся (смеется). Думаю, вся подготовка расписана в планах сборной России, так что проблем не должно быть.
– В вашей дисциплине, на спине, на Олимпиаде пока два старта: 100 и 200 м. Спринт на 50 м – неолимпийский вид. Что вы поплывете на чемпионате России, в рамках отбора?
– Я буду плыть все три дистанции. Посмотрим, что получится. И на 100, и на 200 буду пробовать отбираться, но стометровка – основная ставка. 200 метров – запасной парашют. 50 м будет просто как проходящий старт.
– Думаете, 50-метровки введут повсеместно на Олимпиадах (помимо единственного наличествующего олимпийского спринта – 50 м вольным стилем)?
– Надеюсь. «Полтинник» – он интересный. Все-таки интереснее, чем женская «полторашка» (1500 м), которую добавили в олимпийскую программу. «Полтинник» – зрелищная дистанция, и это лотерея. Тридцать секунд напряжения!
– Вы уходили в декрет шесть лет назад, думали о завершении карьеры после Рио-де-Жанейро-2016, но вот отбираетесь в Токио...
– Не знаю, как так вышло. Наверное, серебро чемпионата мира – 2017 в Будапеште меня подстегнуло (комбинированная эстафета 4х100. – «Спорт День за Днем»). Если бы не та медаль, возможно, я бы закончила. Я поняла, что могу, а уходить с таким результатом глупо.
– Наверное, вас и тренеры просили непременно остаться под эстафету.
– Да, главный тренер сборной России в те годы Сергей Колмогоров еще после Олимпиады в Рио просил меня остаться под эстафету. Он говорил: «Настя, давай попробуем, нужна эстафета». На тот момент у нас в четверке не хватало спины. Маша Каменева еще не так хорошо плыла на спине. Даши Васькиной еще не было. (На ЧМ-2019 17-летняя Дарья Васькина сенсационно завоевала бронзу 50 м на спине. – «Спорт День за Днем») Так что да, остаться под эстафету тоже было нужно, но сейчас конкуренция у нас повысилась. Девчонки – молодцы. Это здорово.
В целом чемпионат мира в Кванджу показал, что в сборной России сейчас много лидеров. Ребята и девчонки не промах. Думаю, что в Токио медали будут. Не буду загадывать, сколько и у кого, но я верю в команду.
– Ситуация с допуском и рекомендациями ВАДА влияет на команду?
– Никак не влияет. Это не обсуждается, и не хочется об этом говорить. Это все настолько не наши дела... Мы тренируемся и не думаем об этом. Это игры других людей. Пусть они решают. Мы спортсмены, наше дело – тренироваться. Хотелось бы, чтобы к этому прилагались гимн, флаг и все положенное. Очень жалко будет, если придется ехать в нейтральном статусе, но мы на это не влияем. Я надеюсь, что все будет хорошо.
– По крайней мере на тренировочном процессе это не сказывается?
– Нет, все эти новости никто не слушает. Понятно же, что все будет меняться каждый месяц, пока не начнется Олимпиада. Это как обычно. Сдаваться мы не будем. Мотивация только больше. Хочется выигрывать и побеждать, несмотря ни на что.
– Вы же остаетесь капитаном сборной России?
– Пока да, а что будет перед Олимпиадой – посмотрим. В любом случае капитан просто должен сближать команду, тут нет ничего особенного. Перед Рио-2016 мы старались собирать ребят, вместе играть во что-нибудь, чтобы сдружиться и почувствовать, что один за всех и все за одного.
В Рио у нас были назначены вечерние финалы, поэтому в ходе тренировок нам нужно было привыкать не спать до часу-двух ночи. Поэтому мы после тренировок садились и специально играли допоздна – в «мафию», в «крокодила», во все подряд. Да просто общались, гуляли вместе.