• Алмазы, буры и апартеид

    21.06.10 09:51

    Алмазы, буры и апартеид - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    Наверняка после нынешнего чемпионата мира в Южной Африке эта чудесная страна будет еще не раз воспета впечатлительными писателями, поэтами, художниками, композиторами... Но «Спорт» не хочет ждать так долго и уже сейчас, на фоне стартовавшего первенства планеты, вспоминает самые известные литературные произведения об этом ярком и самобытном регионе, которые в разное время были предложены на суд общественности. Сегодня мы постараемся вспомнить наиболее яркие из них.

    Безусловно, южноафриканский регион богат не только алмазными приисками, но и знаменитыми деятелями литературы, которые в разных по форме и содержанию творениях воспевали свою родную землю. Но о них хотелось бы поговорить несколько позже, а прежде обратить внимание на то, что Южная Африка привлекала внимание и мировых мастеров пера, нередко пускавшихся в захватывающие путешествия, а потом под впечатлением от пережитого рождающих литературные жемчужины. Приключения — пожалуй, главное, за чем можно поехать на самый юг Африки, и именно в приключенческом жанре написаны большинство книг иностранных авторов об этом регионе.

    Одним из таких творцов, самым, пожалуй, известным в России, является французский писатель Луи Анри Буссенар. Врач по образованию, Буссенар занялся литературой только после франко-прусской войны. За впечатлениями писатель отправился во французские колонии в Африке. По итогам этих поездок из-под пера Буссенара в 1884 году появляется один из самых знаменитых его приключенческих романов — «Похитители бриллиантов». В книге рассказывается о том, как трое отважных французов — Альбер де Вильрож, Александр Шони и Жозеф — отправляются в Африку пытать счастья в поисках алмазов. В стране, которая и без того таит в себе много опасностей от природы, европейцам приходится сражаться с шайками негодяев из числа местного населения. Однако не все так черно у Буссенара, и в негритянском племени французы находят себе друзей, которые в итоге помогают им выбраться из опаснейших передряг.

    Вторым наиболее известным произведением Буссенара стал роман «Капитан Сорви-голова», повествующий о временах, когда в Южной Африке шла кровопролитная война за независимость двух бурских республик, Трансвааля и Оранжевой, против английских колонизаторов. Главный герой книги — французский мальчишка Жан Грандье, который с группой товарищей отправляется на юг Черного континента, где совершает головокружительные подвиги в борьбе против англичан, помогая бурам — потомкам голландских и французских переселенцев — отстаивать свою независимость.

    Тема южноафриканского региона и его жителей проходит лейтмотивом в произведениях и другого известного французского писателя второй половины XIX века — Жюля Верна. Верн также был большим поклонником путешествий, после которых свет увидели наиболее известные его творения — «Южная звезда» и «Приключения троих русских и троих англичан в Южной Африке». В «Звезде» автор рассказывает нам о бедном южноафриканском студенте-химике Сиприане, который влюблен в Эллис — дочь богатейшего владельца алмазных приисков в Южной Африке. На примере этого произведения можно увидеть, насколько сильными были классовые противоречия в  этой стране и какими средствами жители Черного континента достигали своей цели, ведь, чтобы добиться расположения отца возлюбленной, Сиприан искусственным путем создает самый большой алмаз в мире. Разумеется, в лучших традициях приключенческого романа на арене тут же появляется шайка разбойников, которая похищает драгоценный камень, и бедный Сиприан вынужден отправляться его искать и отвоевывать.

    В другом не менее известном произведении Жюля Верна, «Приключения троих русских и троих англичан», речь идет о геодезической экспедиции по южноафриканской земле, в которую отправляются шестеро иностранных ученых. Посему автор уделяет большое внимание описанию красивейшей местной природы.

    «В том месте, где мы застали наших героев, река Оранжевая, протекая через горы Герцога Йоркского, являла взору великолепное зрелище, — это цитата из первой главы приключенческого повествования Верна. — Неприступные скалы, огромные нагромождения камней и окаменевших под воздействием времени стволов деревьев, глубокие пещеры, непроходимые леса, которых еще не касался топор дровосека, — все это вместе, обрамленное на заднем плане Гарьепскими горами, представляло картину красоты неописуемой».

    Совершенно другой видится читателю Южная Африка в произведениях уроженцев этой страны. Людям, пережившим колонизацию, англо-бурскую войну за независимость и режим апартеида, вполне хватило реальных приключений, чтобы еще что-то выдумывать.

    Впервые о южноафриканской литературе в мире заговорили в конце XIX века, когда в 1883 году свет увидел роман Оливии Шрайнер «История африканской фермы». В романе с лихо закрученным сюжетом ярко и сочно описывается жизнь и отношения между представителями разных этнических групп, населяющих регион, к тому же автор затрагивает глубокие философские вопросы.

    Но гораздо жестче о проблемах южноафриканского народа, в частности об ущемлении в правах чернокожего населения, рассказывает Уильям Плумер, урожденный африканер, получивший образование в Англии. Несмотря на то что официальная политика расовой сегрегации, известная как режим апартеида, проводилась в ЮАР с 1948 по 1994 годы, Плумер еще в 1926 году пишет роман «Турботт Вулф», в котором поднимает острейшие вопросы об ущемлении черного населения в правах. Книга произвела очень сильный эффект, буквально расколов общество на две части — своих противников и сторонников. Позднее тема апартеида еще не раз поднималась южноафриканскими авторами, одним из которых стал Алан Пейтон, который в 1953 году основал и возглавил Южноафриканскую либеральную партию, оппозиционную по отношению к правившей Национальной партии — партии апартеида. Его роман «Плачь, любимая страна», пожалуй, впервые серьезно приковал внимание мировой общественности к проблеме расовой сегрегации в регионе, а в произведении «Слишком поздно, кулик» Пейтон так точно показывает читателю жизнь и внутренний мир типичного жителя страны, столкнувшегося лицом к лицу с проблемами апартеида, что читатель словно сам проживает жизнь за своего героя.

    По пути психологизма повествования пошел и другой известный африканский автор — Эскиа Мпахлеле, родившийся в черном поселке рядом с Преторией. Мпахлеле в романе «Вниз по Второй Авеню» описывает свою жизнь и то время, типичным героем которого он вынужденно стал.

    Исходя из всего этого, можно сделать логичный вывод, что большинство южноафриканских писателей были зациклены на межрасовых проблемах их страны, что не дает взглянуть на проблему шире. Такого же мнения, судя по всему, придерживались и два Нобелевских лауреата по литературе из этого региона. Надин Гордимер старалась шире взглянуть на расовую проблематику, а Джон Кутзее, который помимо Нобелевской премии обладает еще и двумя Букеровскими, вообще не является активным борцом с апартеидом и смотрит на проблему как-то отстраненно. Тем не менее темы угнетенных и угнетателей, борьба личности с моральным и физическим насилием — все это является лейтмотивом его произведений. Ведь один из самых известных его романов «В ожидании варваров» был написан во времена режима апартеида...

    Уже после падения системы расовой дискриминации в ЮАР Кутзее публикует роман «Бесчестье», где рассказывает о безнрав­ственном профессоре из Кейптаунского университета, который домогается своей студентки, и его дочери, которая подвергается насилию со стороны представителей черной расы… Одним словом, от проблемы взаимоотношений между людьми разных рас, разных социальных слоев автору вновь не удается никуда свернуть.


    Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №23 (16-22 июня 2010 года).

    Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»