«Спорт» в новой рубрике «Алфавит-2008» вспоминает все самое значимое в завершившемся футбольном сезоне.
У каждой из букв русской азбуки свои герои и события...
Хиддинк
Человек со свирепым бульдожьим выражением лица рубит рукой воздух, словно кромсает невидимым мачете воображаемого противника. К этому зрелищу нас приучила телекартинка с чемпионатов мира и матчей Лиги чемпионов, где команды Гуса Хиддинка одерживали свои невероятные победы. Теперь этот кровавый жест прочно вошел в наш обиход точно так же, как торшер из «Икеи» в любимом дедушкином углу. И как старые фотографии, мы периодически пересматриваем записи матчей чемпионата Европы, когда сборная России под руководством Хиддинка разбиралась со шведами и голландцами. Периодически при этом спрашивая у себя: будут ли новые?
Помимо того, что Хиддинк — блестящий тактик, методист и психолог, он еще и великолепный дипломат. И с первых дней своей работы в России он, прекрасно понимая, на какой риск с точки зрения достижения результата он идет, начал говорить для прессы пространные, как тогда нам, журналистам, казалось, речи о том, что нужно перестраивать систему российского футбола, менять институт сборных и так далее и тому подобное. Сейчас, к примеру, те же самые вещи в Азербайджане проповедует Берти Фогтс (чемпион Европы, между прочим), но его никто не слушает. Напротив, народ негодует, почему национальная команда плохо выступает. Дело не в сравнении уровней футбола в России и Азербайджане, а в реакции общественности.
Гус понимал, что выбор у него, как у тренера национальной сборной, очень ограничен. И если на пресс-конференциях отделывался как раз общими фразами, то в личных беседах с представителями СМИ подтверждал эту печальную данность и удивлялся, как может быть в такой огромной стране так мало по-настоящему квалифицированных футболистов.
Шанс проявить себя людям, не входящим в обойму национальной команды, Гус давал, но за него толком так никто и не ухватился. Кроме Сергея Семака, чье появление в сборной было неожиданным, но зато, что называется, прозвучало. Впрочем, на пути Хиддинка к полуфиналу чемпионата Европы имелись и ситуации, и до сих пор вызывающие вопросы. Например, неясно, чем все-таки Гусу помешал Александр Кержаков? Или даже сформулируем вопрос по-другому: что сделал такого форвард «Динамо» (или не сделал), чтобы не заслужить хотя бы включения в заявку на турнир своей мечты?
Победителей обычно не судят, и мы этого делать не станем. Хиддинк добился небывалого успеха в истории российского футбола, выжав из той команды тот максимум, на который она только была способна летом 2008 года. Что дальше? А Гус вам ответит — все те же самые футболисты. И неясные перспективы на горизонте. Как не было молодого опорного полузащитника, так и нет. Как были незаменимыми Березуцкие и Игнашевич, так и остаются. Если новая волна игроков подойдет, то когда? И хватит ли сил у нынешнего состава, чтобы на той же успешной волне дождаться свежей крови?
ЦСКА — конец беспроигрышной серии против «Спартака»
С середины лета армейцев поразила голевая засуха. Ничьи с «Рубином» и «Зенитом» еще можно было пережить, но вот домашние 0:0 с «Крыльями» могли довести поклонников до инфаркта.И вот тогда-то и началась сказка, которой, казалось, не было конца. Красно-синие разгромили «Сатурн» 4:0, потом не оставили шансов «Тереку». Дернуть стоп-кран попытался Нальчик, добившийся в домашней встрече с армейцами нулевой ничьей, но не вышло ровным счетом ничего. Следующие семь матчей подопечные Валерия Газзаева, который в середине сезона вдруг засобирался в отставку, выиграли у своих соперников за явными преимуществом и даже начали было мечтать о том, что вот однажды они догонят «Рубин»…
«Спартак», напротив, к финишу двигался иным способом. Не шел, ковылял даже. Тренеры, игроки, решения руководства смешались в головах игроков в неудобоваримую кашу, футбол казался не смыслом жизни, а помехой для того, чтобы снова обрести почву под ногами. «Спартак» не играл, а мучился, и представить себе, что именно красно-белые в итоге станут шлагбаумом для ЦСКА, который не пустит их в погоню за «Рубином», вряд ли мог даже Микаэль Лаудруп. Его-то лицо с каждым новым матчем теряло европейский лоск и природный позитив…
Первый тайм той встречи был таким, что оптимистов в пользу спартаковцев вряд ли прибавилось. Да, номинальные гости «Лужников» действовали собраннее, чем в предыдущих встречах, но, в конце концов, статус матча обязывал. При этом все равно ЦСКА владел огромным территориальным преимуществом, и Плетикосе, сумевшему не поддаться всеобщему унынию, пришлось периодически оправдывать свое прозвище Осьминог. Где-то спартаковцам везло, точно так же, как и после того, как Баженов в начале второго тайма открыл счет. Команда Газзаева атаковала так, как и должен претендент на чемпионство, понимающий, что здесь и сейчас надежды рассыпаются в прах. Но «Спартак» в тот день совершил маленький камбэк, в те времена, когда встречаться с ним еще было страшно. Во всяком случае, в плане самоотдачи у соперника ЦСКА точно было все в порядке.
В концовке той встречи Газзаев бросал в бой и Джанера, и даже юного Рыжова, но случаются дни, что даже команда, находящаяся на волне успеха, оступается там, где и не подозревает. Вопрос только, какую цену она за это платит.
ЦСКА — времена года
Единственная команда, чья игра осенью в России доставляла наслаждение безо всяких оговорок — это ЦСКА. Настолько большое, что даже многие из тех, кто не слишком следит за красно-синими, в день ничего не значащего матча Кубка УЕФА с «Нанси» включили телевизоры, чтобы еще раз посмотреть на потрясающую игру Вагнера Лава, Дзагоева и всего коллектива, которому не дал упасть под откос Валерий Газзаев. Это несмотря на то, что он, видимо, все-таки точно знал, что уходит, и знал на протяжении нескольких месяцев.
До последнего думалось, что официальное заявление об отставке Газзаева в середине сезона — хитро продуманная утка, чтобы дезориентировать соперников и общественность. А потом, как писал Даниил Хармс, «никем не замеченными» пробраться в призовую тройку. Болельщики же требовали что-то менять, после 0:1 от «Терека» и Нальчика? Вот вам, пожалуйста, давайте все успокоимся. Осенний успех был более чем логичным продолжением подобной стратегической линии…
Но Газзаев все-таки ушел. И мы теперь с огромным удивлением слушаем Евгения Гинера, который говорит, что ЦСКА за все это время и не думал искать нового тренера. Ей-богу, до сих пор думается, что это составная часть финта, последнюю фазу коего спрогнозировать невозможно…