Постоянный эксперт «Спорта День за Днем» рассуждает о причинах неудачи сборной России на чемпионате Европы и ищет ответ на вопрос, как готовить главную команду страны к домашнему чемпионату мира.
Владельцы клубов играют в детские игрушки
— Вы нашли для себя объяснение провалу во Франции?
— Уже после матча с англичанами стало понятно, что игра нашей команды не соответствует европейскому уровню. К грандам подтянулись прежние середняки, мы же по-прежнему топчемся на месте. Это не говорит о том, что наш футбол деградирует, нет. Просто в отличие от нас развиваются даже лучшие команды мира. Отсюда и результат.
— Какие перемены необходимы? Отмена лимита на легионеров, потолок зарплат, свертывание гонки футбольных вооружений с раздутыми бюджетами, повышение внимания к детско-юношескому футболу и развитию инфраструктуры?
— Все в комплексе. В первую очередь, надо дать играть нашим футболистам. Хочешь — не хочешь, сейчас созданы не самые благодатные условия для воспитания новых игроков. Да, зону комфорта надо сужать, да, надо усиливать конкуренцию, однако пока мы не только замещаем российских футболистов в чемпионате, но начали заниматься этим и в сборной. Мы стали строить новые стадионы и вкладывать средства в инфраструктуру, но на сегодняшний день этого недостаточно. Пока у нас не будет квалифицированных тренерских кадров, футбол останется на месте. Вернитесь в шестидесятые годы: не было же в каждом дворе по искусственному полю и красивому мячу, правда? Значит, не в этом дело. Экономика, работа с детьми, воспитание тренеров новой формации — вот от чего надо отталкиваться при реорганизации футбольного хозяйства. Лимит? Мне кажется, не столь принципиально, сколько легионеров будет выходить на поле. Разница в одного, двух иностранцев не определяет общую картину. Российским футболистам надо сначала выиграть конкуренцию между собой, и лишь затем у иностранцев. Надо искать новую формулу.
— Молодежи необходимо тренерское доверие! Вам ли этого не помнить по временам Анатолия Бышовца и Юрия Морозова…
— Стратегию развития любой компании определяет ее хозяин. Так же и в клубах — цели и задачи ставит президент и совет директоров. На данный момент все напоминает детские игрушки: владельцы доказывают друг другу, у кого круче футболисты и кто добился лучшего результата. Вектор развития футбола поменяется только в том случае, если клубные руководители реально захотят воспитывать молодежь. Но пока благосостояние «Зенита», ЦСКА и остальных напрямую зависит от выступления в чемпионате России и Лиге чемпионов. При Анатолии Федоровиче Бышовце и Юрии Андреевиче Морозове «Зенит» выживал за счет имевшихся под рукой игроков. Мне повезло. Если бы у тогдашнего «Зенита» были бы такие же амбиции, как сейчас, я бы так и играл в чемпионате города.
В ветеранском футболе были бы шансы
— Перейдем от общего к частному. В чем причина неудачи в матче с Уэльсом?
— Валлийцы были изначально сильнее. Они варятся в европейском футболе, играют на других скоростях. Да, генетически многие наши игроки могли бы демонстрировать подобную динамику, однако в нашем чемпионате футбол совершенно другой. Поверьте, невозможно заставить себя бежать и мыслить быстрее, эффективнее работать с мячом, если ты не привык этого делать во внутренних соревнованиях! А дальше пошло-поехало: нет середины поля, отрезана атака, тактически не готовы защитники. Вообще выпустить такой состав против Уэльса было огромным риском.
— Риск не оправдался.
— Верно. Я представляю, какую установку дал Крис Коулмэн перед матчем с Россией: «Ребята, соперники медленные, высокие, тягучие. Надо прессинговать, постоянно бежать вперед, идти в обыгрыш». В итоге Уэльс и пошел в прессинг, чего никто не ожидал. Скорость и давление сделали свое дело. Наши постарались изменить ситуацию во втором тайме, когда стали идти в отбор и нагнетать напряжение у чужих ворот, но было уже поздно.
— Вы играли на фланге обороны и должны знать, почему провалил турнир Игорь Смольников. В чем природа его ошибок?
— В чемпионате России Игорь без проблем успевает поддержать атаку и вернуться назад. Во Франции темп оказался принципиально иным — скорости принятия решений, скорости передвижения и темпа работы с мячом Смольникову катастрофически не хватало. Чисто физически он не успевал бегать вперед и заниматься своими непосредственными обязанностями. Вспомните, Смольникова практически не обыгрывали один в один, проблемы возникали только тогда, когда он подключался к атаке. Плюс центральные защитники должны были его страховать, а взаимопонимания явно не хватило. Повторюсь, все дело в скорости. Поверьте, играй сборная России в ветеранском футболе на половину поля, все закончилось бы совсем по-другому.
— Почему не сработала ставка на атакующее трио? Кокорин, Дзюба и Смолов так и не забили ни одного мяча.
— Игроки действовали разрозненно, зачастую не понимая друг друга. Я не пойму, почему Дзюба вдруг оказался безапелляционным нападающим. Да, в чемпионате России он вне конкуренции, однако во Франции ни физически, ни тактически оппонентов не превосходил. Дзюба цеплялся за мячи, вел верховую борьбу, но обыграть соперника один в один, убежать на открытом пространстве он не мог, постоянно принимал мяч спиной к чужим воротам. Кокорин? Это индивидуально сильный форвард, но надо и участвовать в розыгрыше каких-то комбинаций, верно?
Под знамена призовут всех, кто способен носить ружье
— Потери Денисова и Дзагоева оказались роковыми?
— Безусловно. В моих командах всегда были два-три человека, умеющие играть в отборе. В российском чемпионате и в Лиге чемпионов статистика по этому компоненту ужасающая, но тем не менее узкопрофильные специалисты у всех есть. Кто отбирал мячи в сборной России?
— Роман Нойштедтер.
— Он попал в сборную от безысходности. Тренеры думали, что Нойштедтер будет хорошо готов физически, но не прочувствовали момент, поставив игрока в сложнейшее положение. В «Шальке» Нойштедтер прекрасно помогал ведущим футболистам, в сборной же ему самому вменили роль ведущего, системообразующего игрока. Ни психологически, ни качественно он оказался к этому не готов. Мне кажется, Нойштедтер вообще впервые в жизни попал в положение, когда он должен был одновременно отбирать мячи, отдавать передачи и руководить.
Кстати, единственным позитивным моментом считаю то, что опыт выступления на высочайшем уровне получил 20-летний Головин. Хотя бы эту задачу мы успешно решили.
— Интересно ли вам смотреть чемпионат Европы без сборной России?
— Да! Посмотрите, какие зрелищные игры! Да, забивается мало голов, но это не говорит о низком качестве футбола. Как раз напротив, все матчи проходят в напряженной борьбе, уровень конкуренции резко возрос. Фавориты? При прочих равных условиях у Франции сильнейший козырь в виде домашних трибун. В хорошей форме испанцы, но немного насторожило их поражение от Хорватии. Чемпионат вступает в самую интересную фазу — в плей-офф возможны любые неожиданности!
— Как готовить сборную к домашнему чемпионату мира?
— Вопрос в том, как подойти к этому чемпионату, до которого, на секундочку, осталось менее двух лет. Если не поумерим имперских амбиций, возьмем верхушку от нынешней сборной и станем выжимать из нее последние соки. Есть и второй вариант — заглянуть в недалекое будущее и уже завтра начать строить принципиально новую сборную с прицелом на Евро-2020 (который, между прочим, пройдет и в нашей стране) и чемпионат Мира в Катаре. Взгляните на Албанию: еще совсем недавно она занимала последние места в рейтинге УЕФА, а сегодня одерживает победу над крепкими румынами в финальной стадии чемпионата Европы. Повторюсь: надо воспитывать молодежь, помочь окрепнуть поколению Головина, создавать условия для прогресса новых центральных защитников.
— Кто-то из нынешнего состава может выступить на ЧМ-2018?
— Конечно. Если мы в эту-то сборную не могли набрать 23 футболиста, то что произойдет, если перед домашним турниром заменим весь состав? Ожидания будут очень высокими, давление зашкалит. Значит, под знамена призовут всех, кто способен носить ружье. Жаль только, что на перспективу сработать мы уже не успеваем. За два года ситуация принципиально не изменится.