Постоянный эксперт «Спорта День за Днем», обладатель Кубка России — 1998/99 Алексей Игонин подводит итоги выступления «Зенита» в летне-осенней части чемпионата России и дает прогноз на матч заключительного тура Лиги Европы.
В Ростове никто поражения не заслуживал
— Закономерен ли итог матча в Ростове?
— Да. Обе команды наиграли на гол, но ничейный результат полностью отражает ход встречи. Можно, конечно, посчитать моменты у обоих ворот, но преимущества ни у одного из соперников не было. Последнее время матчи «Ростова» и «Зенита» становятся хорошей вывеской с достойной историей. Субботняя игра подтвердила высокий статус противостояния — с поправкой на погодные условия мы увидели футбол весьма приличного уровня.
— То есть победа одной из команд была бы несправедливой?
— Именно так. Случайный гол или непонятный пенальти вызвали бы совершенно иное восприятие игры. В подобных матчах победа логична лишь когда соперник переигрывает оппонента в своем стиле. Ни «Ростов», ни «Зенит» поражения не заслуживали.
— Можно ли делать скидку на то, что ростовчане держали в уме решающий матч Лиги чемпионов в Эйндховене и сыграли не основным составом?
— По составу вообще говорить сложно — поверьте, в конце года потери были бы в любом случае. Отсутствие у «Ростова» и «Зенита» некоторых футболистов не сказалось на качестве игры. Да, возможно, у соперников не все получалось, но это бы интересный матч — с обилием борьбы, тактическим противостоянием, моментами, спорными эпизодами. Не все игры в хорошую погоду оказываются столь зрелищными.
— Согласны ли вы с утверждением, что игра шла до гола? Реализуй «Зенит» два верных момента в первые пятнадцать минут, матч пошел бы по иному сценарию! Точно так же и «Ростов» может сетовать на упущенные шансы…
— Безусловно. Но в понятие «игра до гола» мы нередко вкладываем иной смысл — когда, пропустив мяч, одна из команд прекращает играть. Здесь же кардинально поменялся бы характер всего матча!
— У нас вновь появился повод сомневаться в судейских решениях. Был ли пенальти на Кокорине, на ваш взгляд?
— Мне не показалось, что это стопроцентный пенальти. Я, правда, рассуждаю с позиций своего опыта: как бывший защитник я не вижу оснований для назначения одиннадцатиметрового.
— Многие почему-то забывают и эпизоды в другую сторону. Очевидно, что Калачев имел контакт с ногой Кришито на линии штрафной «Зенита», а момент Бухарова, завершившийся взятием ворот Юрия Лодыгина, не был дан в повторах должное количество раз.
— Согласен. Проблема заключается в том, что мы рассуждаем с позиций болельщиков «Зенита», которых несоизмеримо больше, чем поклонников «Ростова». Уверен, в игре с условным «Спартаком» действия Мешкова скрупулезно разбирали бы обе стороны. Но, повторюсь, в Ростове был явный паритет — и по игре, и по эпизодам.
— Подхвачу ваше слово «паритет». Можно ли предполагать, что в случае с Кокориным Мешков просто «отдал должок» «Ростову» за Калачева.
— Возможно, однако скорее всего арбитр просто определил для себя, что в таком матче поставит только стопроцентный пенальти.
— Еще одна актуальная тема. По такой плотной игре, в подобных погодных условиях для взятия ворот необходимо проявлять индивидуальное мастрство. У «Зенита» же, за исключением Жулиано и травмированного Шатова, нет футболистов, способных обыгрывать соперников один в один. Проблема?
— Это проблема не только «Зенита», но и всего российского футбола. Посмотрите, как обращаются с мячом испанцы. Самый простой вариант преодолеть оборону соперника — обыграть одного защитника. В таком случае число обороняющихся футболистов уменьшается. Начинаются перестроения, возникают ошибки, возрастает вероятность взятия ворот. Увы, только легионеры при продвижении вперед стараются использовать дриблинг. Наши игроки обыгрывают поперек, но это лишь формальное ТТД, не вызывающее должного обострения.
«Зенит» не станет такой машиной, как «Шахтер»
— Итак, «Зенит» завершил первую часть сезона на втором месте. Приемлемый результат на промежуточном финише?
— Да. «Спартак» играет на пределе своих возможностей, тогда как «Зенит» еще может добавить. На сегодняшний день все по-прежнему в руках «Зенита»: отставание от «Спартака» невелико, впереди очная встреча в Москве и в целом солидная часть турнирной дистанции.
— В чем резервы усиления игры «Зенита»?
— Главный резерв — время. Зимняя пауза приходится как нельзя кстати, поскольку последние матчи «Зенит» провел на фоне усталости. За это время пройдет физическая и психологическая усталость — то, что как раз надо петербургским футболистам. А вот уповать, что «Зенит» кого-то срочно приобретет, на мой взгляд, не стоит. Хватит ли потенциальным новобранцам времени на адаптацию? Смогут ли они быстро понять принципы построения игры? Это серьезные вопросы.
— Очевидно, что Луческу не отступит от своей игровой философии: прессинг, задействованность всех футболистов в атакующих действиях, агрессивные фланги, креативность на последней трети поля. Но зачастую мы видим, что «Зенит» контролирует мяч ради контроля. Как повысить эффективность взаимодействий, ускорить продвижение к воротам соперника?
— Это поступательный процесс. То, что Луческу добился от игроков общего понимания нового стиля — уже полдела! Но поверьте, за три-четыре месяца переучить команду очень сложно, вряд ли «Зенит» за столь короткий срок мог научиться атаковать без Халка. Видно, что Луческу требует контролировать мяч, но ему элементарно не хватает футболистов для реализации своих задумок. Возможно, на карандаше главного тренера уже есть игрок, способный в корне изменить ситуацию.
— Такой, как Жулиано?
— Да! В таком случае мы праве надеяться, что весной в исполнении «Зенита» увидим более агрессивный футбол. Но, повторюсь, новичков еще надо успеть обкатать. И заявить их хотелось бы побыстрее, чем того же Жулиано и Мака.
— Не стала ли роковой потеря Шатова?
— Возможно, хотя Шатову как никому другому сложно далась игровая перестройка. Современный тренер, приходя в команду, вынужден отталкиваться от подбора игроков. Луческу же постарался поставить свой футбол на конкретном составе. На мой взгляд, «Зенит» не станет той идеальной машиной, какой стал при Луческу «Шахтер». В Донецке румынский специалист трудился 12 лет, там прекрасно работал дубль, приобретались соответствующие концепции главного тренера бразильские футболисты. Луческу долго растил донецкую команду, в «Зените» же он лишь в начале пути. Нынешних игроков «Зенита» он может только адаптировать к своему видению футбола, не более того. Ждать прорыва мы сможем только в следующем поколении. Только тогда «Зенит» будет похож на то, к чему стремится Луческу. Хватит ли ему времени? Это тема для отдельного разговора.
Голландцы понимают, в какой ситуации находится соперник
— Данни, Рязанцев и Файзулин могут помочь Луческу ускорить этот процесс?
— Безусловно! Не будем пока говорить, в каком состоянии они вернутся после длительного лечения, однако по своему потенциалу это именно те игроки, которые необходимы главному тренеру. Не стоит забывать, что Данни — капитан команды и харизматичный лидер «Зенита». Таких ярких, атакующих игроков в российском футболе не так много.
— Еще один упрек в адрес Луческу заключается в работе с молодежью. Давайте называть вещи своими именами — подводить перспективных футболистов к основному составу у главного тренера откровенно не получилось. В чем причина?
— Это действительно большая проблема, но, мне кажется, Луческу пока просто не хватает на все рук. Перспективные игроки в «Зените»-2 и молодежном составе есть. Пирамида Академия — «Зенит»-м — «Зенит»-2 давно выстроена, она не может не давать плодов. Да, схема не до конца отлажена, но результат есть. Гасилин, Бабурин и другие футболисты — это продукт «Зенита»-2. И мы вправе спрашивать с Луческу, почему эти ребята не получают своих шансов, как Чернов.
— Матч с АЗ не имеет турнирного значения. Однако есть такое понятие, как престиж. Российский футбол остро нуждается в рейтинговых очках, да и премиальные никто не отменял. Как в такой ситуации поступить Луческу?
— Сложный вопрос. С одной стороны, главному тренеру предстоит мобилизовать команду, находящуюся в сложном функциональном и психологическом состоянии. Это что-то похоже на то, как хлестать загнанную лошадь. С другой, не забывайте о сопернике! Для АЗ это не только решающая встреча за выход из группы, но и возможность сделать себе имя на фоне такого известного в Европе клуба, как «Зенит». Голландцы прекрасно понимают, в какой ситуации находится соперник, так что преимущество на их стороне. Конечно, в целом класс «Зенита» выше. Сможет ли Луческу выжать последние соки из тех, кто постоянно выходит на поле, или же он рискнет и доверится тем, кто не имеет постоянной игровой практики? Вот самые актуальные вопросы.
— В пятницу «Зенит» уходит в отпуск. Вернемся на год назад: семь очков отрыва от ЦСКА не казались пропастью, однако тревожность превалировала над оптимизмом. Это было связано как с позицией уходящего Виллаш-Боаша, так и с туманными перспективами ведущих футболистов — Халка, Витселя и Гарая. Каковы нынешние ожидания?
— Игроки тонко чувствуют настроение руководства. Как только появляются сомнения в будущем главного тренера, президента клуба или финансировании, едешь в отпуск в одном настроении. Если все стабильно — состояние совершенно иное. Здесь уже не столь важно, сколько набрано очков и как ликвидировать отрыв. Футболисты уходят в отпуск в комфортном расположении духа, думая исключительно о восстановлении. Это как Новый год в России: все хорошо — гуляем до утра с новыми эмоциями и новыми надеждами! Проблемы — ложимся спать после боя курантов. Применительно к «Зениту» скажу так: сейчас настроение лучше, чем в декабре 2015-го. Есть стабильность — вот самое важное.
Кстати
У Алексея Игонина родилась дочь
2 декабря Алексей Игонин стал отцом. Супруга Карина подарила ему первенца — дочь Каролину.
— Чувствуем огромное счастье! — не скрывает эмоций Алексей. — Говорят, что мужчина мечтает о мальчике, но по факту нужна как раз девочка. Я как-то быстро это почувствовал. Удавалось ли за столь приятными хлопотами следить за футбольными событиями? В роддоме с этим как раз проще: телевизор ловит всего два канала, один из которых «Матч ТВ». Так что, можно считать, я снова приобщился к спорту. Игра с «Ростовом» шла хорошим фоном между кормлениями (смеется).