Постоянный эксперт «Спорта День за Днем» проанализировал работу «Зенита» на трансферном рынке и высказал свою точку зрения об основных проблемах команды Мирчи Луческу. Что стоит за отъездом Витселя в Китай? Способен ли Эрнани закрыть образовавшуюся брешь в середине поля и почему главный тренер не доверяет вратарю Егору Бабурину? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью обладателя Кубка России 1999 года Алексея Игонина.
Свой пик Витсель уже прошел
— Начало нового года совпало с сенсационным уходом Акселя Витселя в Китай. Кто что потерял и приобрел в этой ситуации, на ваш взгляд?
— Витсель, конечно, остался в плюсе. Уйти из «Зенита» можно двумя способами: либо ты получаешь очень хорошее предложение, устраивающее тебя и клуб, либо перестаешь соответствовать уровню. В случае с бельгийцем сработал первый вариант. Не стоит забывать, что не только Витсель приносил пользу «Зениту». На мой взгляд, выступление в петербургском клубе сделало Акселя узнаваемым футболистом во всем мире, что в конечном счете инициировало интерес китайского клуба. «Зенит» и болельщики? Здесь важно разделить понятия: Витсель — профессионал, и Витсель — личность. С футбольной точки зрения спорить трудно. «Зенит» потерял качественного игрока. Да, теперь открываются перспективы у молодых игроков, в том числе Эрнани, однако масштаб фигуры футболиста основного состава сборной Бельгии переоценить трудно. А вот с человеческой точки зрения неоднократные заявления полузащитника о нежелании продолжать карьеру в «Зените» вызывают вопросы. С этого момента интерес к нему явно охладел.
— В январе Витселю исполнится 28 лет. Пять лет в Китае — крест на карьере?
— Свой карьерный пик Витсель уже прошел. На сегодняшний день Китай — не суперфутбольная держава, в мире интерес к местному чемпионату не велик даже после переезда таких звезд, как Оскар и Халк. Словом, можно предположить, что большая футбольная карьера бельгийца бесславно завершена. С другой стороны, при таких финансовых вливаниях китайцы за три, четыре года способны вывести свой футбол на качественно иной уровень. Тогда и Витсель сможет перезапустить карьеру и вернуться в Европу.
— Вы можете понять футболиста, отказавшегося от «Ювентуса» в пользу китайского клуба?
— Мы не знаем всех нюансов, может рассуждать только поверхностно. Для меня, например, ключевым фактором являлась востребованность. Я с огромным удовольствием выступал за «Сатурн», борющийся за шестые — десятые места, поскольку знал: на меня рассчитывают. А самые сложные карьерные годы пришлись на «Анжи». Да, в Махачкале были великолепные условия, однако, сидя в запасе и осознавая, что на меня не делают ставки, чувствовал себя крайне неуютно. Полагаю, Витсель задавался аналогичными вопросами и оказался перед непростым выбором.
— Так или иначе, «Зенит» потерял ключевого полузащитник. Теперь в середине поля дыра, или условный Эрнани способен закрыть эту позицию?
— Сложности есть. Трагедии не вижу. Да, Витсель был ключевым футболистом основного состава, как сейчас любят говорить, системообразующим игроком. Однако с другой стороны очевидно: главный тренер видит пути решения этой проблем. В противном случае, уверяю вас, до лета Акселя никто никуда бы не отпустил. В «Зените» немало футболистов, способных сыграть на этой позиции. В разгаре сборы, до первого матча с «Андерлехтом» почти месяц. Уверен, проблема решаема.
Как бы хорошие качества Молло в «Зените» не обернулись против него
— «Зенит» приобретает скромных по европейским меркам футболистов за вполне адекватные деньги. Это окончательная смена курса — от звезд формата Халка и Моутинью, к менее дорогим, но более командным игрокам?
— Приход Луческу позиционировался как раз в таком ракурсе: результативная командная игра при минимальных затратах на игроков, которые в будущем вырастут в высококлассных мастеров. Плюс работа с молодежью, которую тоже обещали ввести в систему. Разговоры о том, что необходимо облегчать платежные ведомости футбольных клубов, сокращать бюджеты и развиваться по экстенсивному пути, ведутся давно. Встал на этот путь и «Зенит». Не забывайте и о фэйр-плей УЕФА. Адекватная идея! Если при таком подходе «Зенит» добьется приемлемых результатов в чемпионате России и в еврокубках, а футболисты не только прибавят в мастерстве, но и в цене, это будет просто великолепно!
— Вы упомянули о работе с молодежью. Но воспитанников петербургского футбола в главной команде как не было, так и нет. Почему?
— Я понимаю решения «Зенита» на трансферном рынке: покупка недорогих игроков, способных быстро влиться в командную игру. А вот отсутствие молодежи действительно тревожит. Таких возможностей, как в «Шахтере», в «Зените» у Луческу не будет! Значит, надо рассчитывать не только на внешние, но и внутренние ресурсы.
— Что скажете о Молло? Быстрый, с хорошим, пусть и авантюрным дриблингом универсальный полузащитник идеально бы вписался в футбол Виллаш-Боаша, построенный на стремительных отрывах и мгновенном переходе из обороны в атаку. Интегрируется ли Молло в футбол Луческу: контроль мяча, позиционное нападение, задействованность всех футболистов в атакующих действиях?
— Молло идеально выглядел бы и при Петржеле, при котором в игре было меньше игровой дисциплины, но гораздо выше скорости. Молло — хороший футболист и яркая личность, о чем свидетельствуют его высказывания и фотографии в Инстаграмме. Но как поведет себя француз, когда его станут ограничивать в действиях — а Луческу это непременно сделает! — мы не знаем. Боюсь, как бы все его хорошие качества, начиная от скорости и заканчивая ударами, не обернулись бы против него.
Бабурин заслужил свой шанс
— «Зенит» провел уже три контрольных матча. Стоит ли придавать результатам серьезное значение? С одной стороны, это не более, чем товарищеские игры, с другой — игры с «Андерлехтом» не за горами.
— Важен не результат, а анализ индивидуальных действий новичков и их интеграция в командную игру. Понятно, что в Брюсселе Луческу задействует восемьдесят, а то и девяносто процентов старожилов, однако в чемпионате России Эрнани, Цаллагова и Молло мы увидим обязательно. Луческу не зря говорит, что на сборах будут играть все. Главный тренер готовится не только к матчам с «Андерлехтом», но и к весеннему отрезку сезона в целом. Одна из ключевых задач нынешнего этапа подготовки — вписать футболиста на позицию Витселя. Понятно, что Луческу работает над решением проблем в центре обороны и в атаке, однако, повторюсь, она идет фоном адаптации нового центрального полузащитника.
— У вас не вызывает опасений обилие легионеров? Как вписать Кришито, Молло, Нету, Ломбертса, Маурисио, Хави Гарсию, Эрнани, Жулиано, Мака и Джорджевича в рамки действующего лимита?
— Проблема существует. Настораживает и тот факт, что игроков с российскими паспортами под основной состав «Зенита» в премьер-лиге очень мало. Пример Новосельцева доказывает, что мало перейти в «Зенит». Важно еще и заиграть.
— Какие позиции в «Зените» вызывают у вас тревогу?
— Центр обороны и вратари.
— Даже с учетом приобретения Лунева?
— Да. Мы получили головную боль в одной из самых понятных командных линий. Знаю по собственному опыту: тренеру достаточно определиться с первым номером и найти качественного вратаря с устойчивой психикой на подмену. В «Зените» осенью не без помощи прессы началась настоящая истерия. Да, Лодыгин и Кержаков дали почву для критических замечаний, однако, уверяю вас, не такие уж они плохие вратари, чтобы искусственно подогревать этот вопрос. Но, увы, маховик запущен: приобретен один вратарь, говорят о покупки другого, Лодыгин и Кержаков работают в условиях жесткого психологического давления. Зачем?
— На мой взгляд, Луческу допустил ошибку, потеряв из вида Егора Бабурина. Когда пошли качели между Лодыгиным и Кержаковым, выход лежал на поверхности — ставка на вратаря «Зенита»-2, имеющего опыт выступлений в премьер-лиге и, по отзывам очевидцев, добившегося колоссального прогресса в команде Владислава Радимова. Ваша позиция?
— Верные рассуждения. Не стоит забывать, что Бабурин — наш воспитанник, прошедший все ступеньки клубной иерархии. Вырастил бы «Зенит» второго Малафеева — у недоброжелателей не осталось бы повода критиковать Академию и работу с молодежью! Вратарская школа Санкт-Петербурга традиционно сильна, однако почему-то плоды ее усилий вновь пошли насмарку. Жаль всех: детей, тренеров, молодых голкиперов, и, естественно, Бабурина, который, на мой взгляд, заслужил свой шанс. Запас прочности у «Зенита» в чемпионате России достаточно высок, чтобы в матче с условной «Томью» попробовать в воротах местного воспитанника Егора Бабурина. Чего мы боимся? Не понимаю.