Олимпийский чемпион-2012, связующий «Зенита-Казань» Александр Бутько пропустил Лигу наций-2019, но вернулся в состав сборной России перед олимпийской квалификацией в Санкт-Петербурге.
За пару месяцев сборная России умудрилась измениться до неузнаваемости, прямо как футбольная команда Станислава Черчесова перед ЧМ-2018. Финский специалист Туомас Саммелвуо закрепился на новом месте и выиграл свой первый трофей на уровне сборных.
В команде неожиданно ярко блеснули молодые новички: Иван Яковлев, Антон Семышев. Диагональный Виктор Полетаев начал избавляться от титула Мистер Нестабильность и вышел из гигантской тени Максима Михайлова, а на позиции основной связки утвердили Игоря Кобзаря – действующего чемпиона России в составе кемеровского "Кузбасса. Голова кругом!
– Изменилась сборная России, пока вас не было?
– Помолодела, да. Все ребята такие эмоциональные, заряжающие позитивом. Это не может не радовать. Коллектив доказал свою боеспособность, выиграв Лигу наций.
– Все говорят, что Туомас Саммелвуо изменил атмосферу в команде. Вы чувствуете?
– Я чувствую, что ребята с удовольствием идут на каждую тренировку. Это самое важное. Если сравнивать Туомаса с кем-то, допустим, с Сергеем Константинычем Шляпниковым, то это немножко другой... Как немножко – совершенно другой подход к работе.
(Сергей Шляпников возглавлял мужскую сборную России в 2017-19, одержал победу в Лиге наций-2018. По иронии судьбы, та победа наложилась на домашний футбольный ЧМ-2018, оттянувший все внимание на себя. А на осеннем ЧМ-2018 волейболисты Шляпникова заняли лишь 5-е место, не сумев дойти до «Финала четырех». В начале 2019-го Шляпникова сменил Туомас Саммелвуо)
У Туомаса все больше строится на доверии. И эта мысль – не подвести доверие тренера – очень мотивирует. Никто не стоит над тобой с мячом, с кнутом, так сказать. А когда от тренерского штаба или менеджмента исходит диктатура, то рано или поздно наступает обратная реакция.
– Игроки ломаются.
– Да, ломаются. Тяжело становится. Особенно это важно в сборной, которая играет против самых сильных команд. Сейчас все приходят на тренировку с желанием и любовью. Даже если ты устал, не так хорошо себя чувствуешь, желание тренироваться преобладает.
– Сборная России играет за своего тренера.
– Да.
Финал Лиги наций-2019 Россия – США без пауз. Концентрат победы!
– Вы-то отдохнули после насыщенного сезона? Суперлига, Лига чемпионов, клубный чемпионат мира...
– Я отдохнул. Не буду лукавить, в плане набора «физики» есть небольшие проблемы. Нужен игровой тонус. Товарищеские игры с Австралией очень кстати в этом плане. За две недели, конечно, невозможно набрать 100% формы. Туомас этого от нас не требует. В данный момент, от нас, опытных ребят, ждут помощи на опыте. Когда команда теряет концентрацию, мы должны подбодрить или прикрикнуть. Встряхнуть партнеров.
– Вы много лет работали в сборной России с Сергеем Гранкиным. Сейчас ваш напарник по позиции – Игорь Кобзарь. Вы знакомы по клубу, но сборная – другая история.
– С Игорем мы несколько лет были в «Зените-Казань». Это парень огромной работоспособности. Не раз это доказывал. По возможности я следил за Лигой наций-2019, где он был основной связкой. Все было неплохо. Даже хорошо. Игорь заслужил свое место в национальной сборной.
– Ведь ему 28 лет, и раньше он в сборной закрепиться не мог. Стал сильнее?
– Думаю, Игорь прибавил в уверенности. В том числе, за счет победы его «Кузбасса» в чемпионате России.
– ... в финале которого «Кузбасс» победил «Зенит-Казань», державший титул на протяжении пяти лет. Вас выбила из колеи утрата золота?
– Первое время, пару недель ходил и постоянно думал об этом! Не только я. Все ребята думали, общались на эту тему. Холодный душ для нас. Надо понимать, что поражений просто так не бывает. До финала с «Кузбассом» мы в своих головах были непобедимы. Это сковывало. Добавляло нервозности. Не то, что страха. Проигрывать не страшно. Просто мы не получали удовольствия от волейбола. А ведь финал – это прекрасно. Ты должен радоваться на площадке, только так.
Конечно, «Кузбасс» побаивался нас, но он был голоден. Им очень хотелось победить.
– А теперь вы в сборной России работаете под руководством Саммелвуо, который победил вас с «Кузбассом».
– Я помню, как играл с Туомасом, когда он еще был волейболистом. (В 2010-12 Бутько и Саммелвуо пересеклись в новосибирском «Локомотиве», и это была последняя команда финна перед переходом к тренерству – «Спорт День за Днем») Он уже был в закате карьеры, а мы, вокруг него, молодые парни. Он на каждой тренировке отдавался на 120 процентов. Это один из самых трудолюбивых игроков, каких я знал за карьеру. Говорю без доли лукавства. Реально каждую тренировку он работал до последнего. Макс Михайлов такой же, например. Туомас тогда был очень компанейским. Для нас он был не дядей, а другом.
– Наш очень опасный противник по олимпийской квалификации – Иран. Матч с ними в Лиге наций для России почти не имел турнирного значения. Сейчас другое дело. Значит, между этими играми не будет ничего общего?
– Думаю, да, ничего общего не будет. Насколько я знаю Иран, этой команде все равно, где играть. На выезде или дома. Они много лет играют одним составом. Там дядьки, которые все повидали. Их ничем не сломаешь. Для сборной России должно стать козырем то, что мы , в среднем, моложе. Особенно с учетом того, что турнир проходит в формате «три игры за три дня», а наш матч с Ираном как раз в последний день.