ФИФА приостановила членство Албанской футбольной ассоциации из-за вмешательства правительства в дела АФА. Стремление Международной федерации футбола ограждать членов своей организации от государственного давления — не новость. ФИФА следует своим правилам. Страны, нарушающие их, сначала предупреждаются, а затем наказываются — примеров тому достаточно.
Совсем недавно была предупреждена Испания. Албанского отлучения никто за футбольными кулисами и не заметил. Желтая же карточка, показанная Испании, обсуждается по сей день, поскольку жесткие санкции в отношении испанской федерации означали бы прежде всего исключение национальной сборной из предстоящего чемпионата Европы.
ФИФА не скрывает своих намерений полностью контролировать футбол, любые его проявления, во всем мире, не предоставляя даже маленького шанса на такой контроль государствам. В странах с устоявшимися системами взаимоотношений государства с общественными организациями проблем в этом плане практически не возникает, хотя испанский пример — сигнал любопытный. Но есть страны, в которых вторжение государства в любую сферу общественной жизни — норма, с которой следует, наверное, считаться и мириться.
В Канаде, скажем, или в Финляндии при образовании новой хоккейной лиги, тем более с международным статусом, никому ведь не придет в голову обсуждать этот вопрос с президентом страны и подключать к его решению вице-премьера правительства. По меньшей мере странным выглядело бы письмо Шведской хоккейной федерации главе государства с просьбой узаконить процент финансовых отчислений от деятельности новой лиги. И невероятной глупостью посчитали бы письмо какого-нибудь немецкого клуба канцлеру Германии с призывом оградить команду от несправедливого, по мнению авторов послания, судейства.
Для России же это — та самая норма, которая ведет свое начало с советских времен. Тогда все ключевые вопросы спортивной жизни решались в ЦК КПСС, принятые решения спускались в соответствующие управления государственного Спорткомитета, которые, собственно, и руководили процессом, оставляя федерациям по видам спорта декоративные представительские функции.
«Все должны понимать, — с предельной, на мой взгляд, откровенностью охарактеризовал Виталий Мутко положение дел в одном из недавних интервью, — что РФС — не просто общественная организация. Фактически это государственная структура».