Почему Павлюченко и Аршавин — рекламный ход «Кубани»? Что последует за ярким дебютом Зе Луиша в «Спартаке»? Как будут играть на два фронта «Зенит» и ЦСКА в условиях нового лимита? Об этом рассуждают эксперты «Спорта День за Днем» — чемпион СССР — 1984 и тренер «Динамо» (СПб) Сергей Веденеев, агент Дмитрий Селюк и экс полузащитник «Зенита» и «Кубани» Максим Деменко.
1. Способны ли Андрей Аршавин и Роман Павлюченко принести «Кубани» пользу на поле? Не получится ли, как в истории с Сычевым и Булыкиным в «Волге»?
Веденеев: Какой-то уровень у них, безусловно, есть. Но он не позволит команде бороться за высокие места. Аршавину и Павлюченко просто остается играть в свое удовольствие. Наступил такой момент, когда они все уже заработали, локальных успехов у них тоже много. Амбиции свои они насытили, прошло то время, когда парни вынуждены были себе во многом отказывать, соблюдать жесточайший режим, чтобы быть в форме. Не надо строить иллюзий — на свой уровень им уже никогда не выйти. Я не знаю, имиджевый ли это ход со стороны «Кубани». Наверняка, игрокам предложили хорошие зарплаты. Но чересчур наивно верить в то, что Аршавин и Павлюченко будут незыблемыми лидерами команды. Такая судьба — у любого игрока, который завершает карьеру. Можно сразу закончить, как Зырянов, и перейти и команду уровнем ниже или поступить, как указанные футболисты. Аршавин уже года четыре не может показывать свой уровень. Думаете, все изменится? Конечно, нет.
Селюк: Что касается «Кубани», то для меня являются очень странными многие вещи в этой команде. Есть ощущение, что приглашение Павлюченко и Аршавина — не имиджевые ходы, а способ вытащить деньги из бюджета Краснодарского края. На сегодняшний день клуб не выплатил заработные платы бывшим игрокам, у них минус в бюджете, но в то же время приходят футболисты уровня Мельгарехо за пять миллионов евро, за которого не все миллион отдадут. Боюсь, как бы «Кубань» не оказалась такой черной дырой, где просто-напросто списываются деньги с бюджета и приглашаются непонятно какие игроки. О спортивной составляющей там не думают — в конце прошлого сезона с Кучуком «Кубань» набрала пару очков за всю весну. Не говорю о том, что они сдавали матчи, но выглядит это очень странным. Аршавин? С ним я хорошо знаком, сейчас с Каборе похожая история развивается — «Кубань» не отпускает его в «Локомотив», как «Зенит» в свое время не отпустил Андрея в «Барселону». Аршавин после этого психологически сломался, то же самое может быть и с Каборе.
Деменко: На самом деле это два в одном. С одной стороны, это рекламный ход, но с другой… Понятно, что им за 30, они удачно попали под лимит с учетом паспорта, и у них есть опыт. Тот же Аршавин выходил в прошлом сезоне в «Зените» не очень часто, но все равно показывал, что он хороший игрок. Однако неизвестно, насколько быстро ребята впишутся в игру «Кубани». Заявили их почти за несколько дней до старта чемпионата, «предсезонку» они не проходили. Вольются они спокойно, но на эмоциях можно сыграть один-два матча, а дальше необходимо хорошее физическое состояние, которого у них, видимо, пока нет.
2. Яркий дебют Зе Луиша в «Спартаке» — это только эмоции, как считает Станислав Черчесов? Можно ли утверждать, что у новичка красно-белых нет школы?
Веденеев: Насколько я понял со слов Черчесова, он давно знает Зе Луиша. Не доверять этому специалисту нет оснований. По одной игре сложно сделать вывод, что собой представляет игрок. В нашей стране было много иностранцев, и большинство не смогли заиграть. Если Зе Луиш не заиграет, то в этом ничего удивительного не будет. Посмотрите на пример Витиньо — бразильца из ЦСКА. Три года от него что-то ждут. Я уже не говорю про фамилии, которые мы даже не запоминаем. По первой игре могу сказать, что Аленичев будет прививать тот футбол, в который сам играл. Но «Спартаку» понадобится не один сезон, чтобы до конца воплотить эту идею. И усиление… В этом сезоне команда будет выигрывать, проигрывать, будут вестись разные разговоры. Меняются тренеры, но все забывают, что многое зависит от уровня игроков.
Селюк: За 20 минут определить сложно. Зе Луиш — неплохой футболист, но играет он по своей интуиции или из-за той школы, в которой ему отказывает Черчесов? Не важно! Я долго работаю с африканцами и могу сказать, что многие из них играют намного лучше тех, кто проходит закалку школой. Африканцам это дано природой. Зе Луиш вышел и забил — что еще нужно от форварда? Проблема в том, что, на мой взгляд, Мовсисян — не игрок «Спартака». Ему нужно пространство, которое было в «Краснодаре». «Спартак» играет в другой футбол, и Мовсисяну в нем тяжело. Поэтому трансфер Зе Луиша может красно-белым помочь.
Деменко: У Черчесова свое мнение, конечно, но Дима Аленичев тоже смотрел в этой ситуации за Зе Луишем и знал, чего хочет. По этим минутам в матче «Спартака» с «Уфой» мне он очень понравился. Характеризовать его непросто по одной игре, но африканец все-таки забил. Да и Широков говорит, что у него стопроцентная реализация. Честно сказать, для форварда, кто бы что ни говорил, самое важное — голы. Плюс Зе Луиш хорошо мяч сохранял, в отбор вступал, уверенно действовал. Думаю, с каждым матчем будет прогрессировать.
3. Виллаш-Боащу лимит мешает в Лиге чемпионов, Слуцкому — уже в чемпионате России. Стоит ли ждать, что у «Зенит» и ЦСКА будут две команды — для Лиги чемпионов и РФПЛ?
Веденеев: В прошлом году в еврокубках «Зенит» постоянно использовал 8 легионеров. В этом сезоне будет так же. Думаю, сейчас в команде большие проблемы с внутренней атмосферой. Руководству клуба стоило огромных усилий все более-менее наладить, и сейчас опять все рушится. В «Зенит» легионеры приезжали после разговоров и каких-то обещаний от тренера, руководства. Теперь же из-за нового лимита ты вынужден сидеть на скамейке, а игрок, который явно ниже тебя классом, выходит из-за паспорта. Аршавин как-то сказал, что тренеру при подготовке к матчу приходится «собирать кубик Рубика». По одной фразе все становится понятно. У тренера связаны руки за спиной из-за лимита. Он не может работать творчески.
Селюк: Две разные команды, к сожалению, быть не могут, поэтому Слуцкий и Виллаш-Боаш переживают. Если у тебя будет лишний хороший иностранец в команде, ты не можешь его просто выпустить на Лигу чемпионов, а потом посадить в запас из-за лимита в чемпионате России. Я очень хорошо понимаю Виллаш-Боаша, потому что ни в одной стране мира, кроме России, Украины, Казахстана и КНДР, нет таких ограничений с иностранцами. Вот были же примеры Бельгии и Турции. В свое время у них в чемпионате был лимит на легионеров, из-за чего сборные этих стран не показывали никаких результатов. Сейчас лимит отменили, и вот результат — Бельгия успешно выступает на ЧМ, Турция постепенно развивается и выходит на былые позиции. А с этим лимитом через пару лет у нас вообще не будет успехов в еврокубках.
Деменко: Считаю, что лимит — это здорово. У ЦСКА и «Зенита», когда они брали Кубок УЕФА, или у того «Спартака», который обыгрывал топ-клубы в Лиге Чемпионов, легионеров было не больше, чем сейчас, а то и значительно меньше. Получается, когда играли наши ребята, были успехи в еврокубках. Другое дело, что Газпром может позволить себе почти любого игрока, но ведь правильно говорят Газзаев и Мутко — мы упустили развитие детско-юношеской школы. В игроков вкладываются большие деньги, а в своим академии — почти ничего.