(Фото: ФК «Зенит», фото автора)
Авиаперелетами либо восхищаются, либо их боятся. Мало кто садится в самолет равнодушно, как в троллейбус. Поэтому презентация специального зенитовского борта, окрашенного с применением десяти оттенков синего, пришлась как нельзя кстати. На короткое время «Зенит», проигравший два последних матча и снова начавший провоцировать вопросы по поводу своей формы и состояния дел внутри команды, вернул себе романтический ореол. Первый «персональный» самолет в России достался не кому-нибудь, а петербуржцам!
Для тех, кто не «оттаял»: ругаться на «буржуев, которые «Терек» обыграть не могут», не стоит. В конце концов, аэробус с бортовым номером VQ-BAS, на котором наверняка летали и многие из вас, остается в собственности авиакомпании «Россия». Просто 30–40 раз в году им будет пользоваться «Зенит». В остальное время BAS активно займется обычными перевозками, и многие жители страны смогут посидеть в тех же креслах, что Халк, Витсель, Кержаков, Лодыгин и, если хватит на билет бизнес-класса (в салоне всего четыре таких места), Виллаш-Боаш.
Никаких подлокотников, инкрустированных кристаллами, в салоне вы тоже не найдете. Обычный самолет, никак не скажешь, что повышенной комфортности. Впрочем, нет сомнений, что отношение экипажа, постоянно закрепленного за «Зенитом», будет безо всяких исключений и традиционных для нашей страны ссылок на человеческий фактор безупречным.
«Россия» постаралась выжать максимум из партнерства с «Зенитом»: презентация борта прошла с серьезным размахом, оживившим закрытый недавно маленький аэропорт Пулково-2. Сначала аэробус с бирюзовым хвостом выкатился из питерской мглы на редуты из теле— и фотокамер, затем его встретили две пожарные машины, сделавшие над лайнером арку из струй воды, — чтобы упредить того, кто не к месту собрался бить о фюзеляж «Вдову Клико». Почти сразу же A-319 отогнали в ангар, где его можно было осмотреть снаружи и изнутри. Детским восторгом светились глаза специально прибывшего на презентацию Халка, который, видимо, тоже на мгновение позабыл об очередном незабитом пенальти. Ну не был бразилец похож на капризную звезду, когда на него, словно пробивая одиннадцатиметровый, катился самолет, само воплощение изящества техники.
С питанием дело обстоит тоньше — одной говядиной с рисом уже не отделаешься. В этом плане футболисты действительно особенные, все подряд есть им не рекомендовано. Клубный шеф-повар Камо Татевосян совместно с французским коллегой, представляющим поставщика бортового питания, безо всяких шуток возвестил, что «идет навстречу пожеланиям игроков, любящих разнообразие». Не в том смысле, конечно, что тот же Халк любит мясо, рыбу и колбасу употреблять одновременно, а в плане баланса и вариативности. Любопытно, что один из журналистов сначала не узнал Татевосяна и попытался задать ему вопрос на английском. К сожалению, это о том, что клубный журнал «Наш “Зенит“», где Камо Рантикович вел свою рубрику, прекратил существование…
Идея облачить самолет в ливрею футбольного клуба для России эксклюзивна. Еще зимой, когда в Петербург прилетал боинг дортмундской «Боруссии» с черно-желтым хвостом, об этом даже никто не задумывался — до тех пор, пока не был подписан договор с «домашней» авиакомпанией. Что, собственно, в эпоху кризиса, несомненно, является экономически взаимовыгодным решением. В том числе и с точки зрения маркетинга. Летом, когда над Берлином прошел почти на бреющем полете «джамбо» «Люфтганзы» с чемпионами мира на борту, улицы города заполнились ненамного меньше, чем при падении той самой стены. «Зениту» осталось лишь дать всем повод войти во вкус, распробовать «авиафишку». Чтобы пилоты по приземлении высовывали из кабины шарфы, а из открывающейся двери первым показывался кубок.