В преддверии Олимпиады в Пекине мы писали о наших фигуристах, оценивали их шансы удачно выступить на Играх, сравнивали со спортсменами из прошлого. И только олимпийская чемпионка сможет сказать за нас гораздо больше.
Корреспондент «Спорта День за Днем» Арина Полуянова пообщалась с Аделиной Сотниковой, первой победительницей Олимпиады из России, а ныне тренером подрастающего поколения в фигурном катании. Аделина назвала потенциальных соперниц наших спортсменок в Пекине, рассказала, кого дети считают своими кумирами в фигурке, и поделилась личными актерскими планами.
– Сколько медалей вы ждете от российских фигуристов на предстоящей Олимпиаде?
– Я придерживаюсь мнения, что Олимпийские игры – это определенно не про ожидания. Это тест на крепкость психики, у кого дольше выдерживают нервы. Ни для кого не секрет, что наша сборная – самая сильная благодаря лучшему составу, который мог собраться на сегодняшний день. Я, как и вся наша страна, верю, что наши спортсмены заберут как можно больше золотых медалей и подарят нам самые лучшие прокаты.
– У кого из наших парней есть шанс побороться за пьедестал?
– В этом году мы можем точно видеть, что участники мужской части сборной могут бороться и получить хорошие места, благодаря отличному выступлению и победе Марка Кондратюка на Чемпионате Европы.
Остальные ребята тоже имеют большие шансы. Я слышала, что Михаил Коляда получил положительный тест на ковид, из-за чего он не сможет поехать на Олимпиаду. Это было шоком как для меня, так и для всех остальных. Мы все очень хотели его видеть, ведь Миша сочетает в себе и красоту, и пластику, и выразительность прокатов. Но и остальные наши ребята не менее сильные фигуристы. Я верю, что они смогут встать на пьедестал.
– Российский пьедестал в женском одиночном катании в Пекине – это реально? Или судьи такого не допустят? У зарубежных экспертов все же возникает много вопросов к объективности судейства по отношению к россиянкам.
– Опять-таки, вопрос неоднозначный. Все зависит напрямую от прокатов наших девочек и от прокатов соперниц. Олимпиада – это очень непредсказуемое мероприятие, ведь все может поменяться за считанные секунды. Но я, как болельщики, хотела бы увидеть наших девочек на пьедестале.
– Кто может вмешаться в борьбу россиянок за олимпийское золото?
– Больше всего меня беспокоят японки Вакаба Хигучи и Мана Каваб, которые владеют тройным акселем. Расслабляться нашим спортсменкам не стоит.
– Как отнеслись к тому, что Елизавета Туктамышева не попала на Олимпиаду?
– Я знала, что попасть на Олимпийские игры – это мечта Лизы, поэтому очень расстроилась. Ее выступления в течение нескольких лет доказывают, что Лиза имеет полное право представлять нашу страну. Однако на чемпионате России в короткой программе она допустила ошибки, хотя в произвольной ее выступление было шикарным.
Я очень хотела, чтобы она попала на Олимпийские игры. В наше время девочки очень сильные, с ними сложно соревноваться остальным. Не знаю, что решит в итоге Лиза: закончит карьеру или будет дальше выступать, но могу сказать точно, что вся страна ей благодарна за такой тяжелый труд.
– Для кого из троицы Валиева-Трусова-Щербакова поражение на Олимпиаде станет большей трагедией?– Попасть на Олимпийские игры – это уже большая удача, так что слово «трагедия» здесь слишком громкое. Самая заветная мечта любого спортсмена сбылась, а что случится в процессе – это не столь важно. Спортсмен катает свою программу, а как он это сделает – зависит только от него самого. Вы ведь прекрасно знаете наших девочек – они свое не отдадут без боя, так что катать будут до последнего. Решение уже остается за судьями.
– Как вы думаете, сможет ли Анна Щербакова показать свой максимум в Пекине? На чемпионатах России и Европы она выглядела не очень убедительно.
– Все, что происходит в течение сезона – это тренировка перед самыми важными стартами в своей жизни. Конечно, это все будет оценено, но Аня прокатывала очень хорошо, исполняя прекрасно четверной флип.
Я придерживаюсь мнения, что наши девчонки могут абсолютно все. Ну а в Пекине уже будет определенно борьба на выживание.
– Победа 15-летней Валиевой может привести к тому, что поднимут возрастной ценз? Как вы к нему относитесь?
– Вопрос про возрастной ценз рассматривается уже как 2-3 года. Как я слышала, после Олимпийских игр данный он будет рассматриваться. На самом деле возможно все. Я не могу говорить предвзято, так как я выиграла свои олимпийские игры в 17 лет. Однако даже наши 15-летние девочки выступают прекрасно, хотя возраст дает о себе знать. Нам остается только ждать и наблюдать за ситуацией.
– Кажется, что у Валиевой и Алины Загитовой много общего. Камила, например, как и Алина, может стать олимпийской чемпионкой уже в 15 лет. Но не подкосит ли Валиеву победа в Пекине в столь раннем возрасте? Не придется ли ей так же, как и Загитовой, рано уходить из спорта?
– Мне кажется, что не стоит сравнивать Валиеву и Загитову. Мы ведь все разные. Если у нее останутся силы, и она сможет продолжить свою карьеру, то это будет просто прекрасно. Если нет, то ее тоже можно понять. Все зависит от наличия у нее сил и желания. В конце концов, она еще не стала олимпийской чемпионкой.
– Вы не участвовали в командном турнире, но в личных соревнованиях завоевали золото. Станет ли это дополнительным преимуществом в личном турнире для одной из наших россиянок, которая не попадет на командные соревнования? Вариант с попаданием Саши Трусовой в командник, например, сейчас даже не рассматривают.
– Нашим девочкам повезло, что у них есть командный турнир. Кого поставят – это решение остается за Федерацией фигурного катания России. То, что сейчас существует командный турнир, а следовательно остальные девочки могут получить медаль – это определенно большая удача. Я всегда больше ценила личные соревнования, они были важны для меня.
– Вы тренируете детей разных возрастов. Раньше девочки хотели быть похожими на Загитову и Медведеву. А как сейчас? Кого подрастающие фигуристки считают кумиром?
– Вообще они приходят, конечно, из-за Аделины Сотниковой, поэтому и хотят быть похожими на меня. На самом деле, фигурное катание развивается, не стоит на месте. Мои дети все смотрят соревнования. Кому-то нравится Валиева, Трусова, Щербакова. Но вкусы-то у всех совсем разные. Я считаю, что дети должны брать все самое лучшее с лучших спортсменов. Поэтому стараюсь объяснить, что они должны стать лучшими для себя и творить свою историю. А их результат будет зависеть только от качества их работы.
– Как у Вас продвигаются успехи в BIM Media? Какие ближайшие проекты? Появилось понимание, чем конкретно продолжите заниматься вместе с лейблом?
– С августа месяца я подписала контракт с BIM Media. Основателем этой компании является Анастасия IVKA, которая стала моим эксклюзивным продюсером. Хочу пояснить, что это касается не только музыки. Она взяла меня полностью под крыло, занимается также активностями, связанными со спортивной деятельностью, рекламой – в общем в целом мной. Это компания, куда входит музыкальный лейбл, спортивное агентство, пиар-агентство. Я нахожусь в направлении BIM Media. Все вопросы, касающиеся моей работы – это к ней. Планов у нас много. Например, сейчас мы готовим ещё один проект, который будет продолжением нашей «Стали». Готовимся также к съёмкам клипа. Там я проявляю себя больше в качестве актрисы. Впереди еще много всего интересного, но также не забывайте и про меня на льду.
– Не хотите вернуться к комментированию фигурного катания?
– С детства я живу в этой атмосфере, поэтому понимаю все, что происходит на льду. Так что, когда меня зовут комментировать, я с большой радостью соглашаюсь.
– Каким Вы видите фигурное катание через пять лет? Что появится новое, что уйдет в прошлое?
– Как вы могли заметить, за 8 лет фигурное катание заметно выросло и быстро развивается. Девочки прыгают сложные элементы, а мальчики уже делают пятерной аксель в пять с половиной оборота. Если такими темпами будут развиваться настолько сложные элементы, то я боюсь представить, с какого возраста детям придется вставать на коньки.
Конечно, смотреть на красивые и сложные элементы очень захватывающе, однако спортсмены ведь тоже люди, они могут получать физические и моральные травмы. Если честно, я бы не хотела, чтобы мой ребенок проходил через такое. Я искренне считаю, что спортсмен должен катать не 10 лет своей жизни, а хотя бы 20-25 и показывать максимально лучшие результаты.