Хенк ван Стее, директор по развитию молодежного футбола ФК «Зенит», поделился любопытным наблюдением: в российских школах юные игроки мало работают непосредственно с мячом. Голландца это удивило.
Четверть века назад известный питерский детский тренер в приватной беседе (ван Стее-то со сцены препарировал проблему) пожаловался, что ребята в футбольных школах, с нежного возраста начиная, занимаются с отягощениями, качают мускулатуру больше времени, чем технику отрабатывают. И с грустью добавил, что ничего тут не изменишь, дескать, мировая тенденция.
Выходит, Хенк зря удивлялся, наши — в общем русле.
В те же годы отчетливо проявилась и другая тенденция: выравнивание сил, бросавшееся в глаза на мировых футбольных чемпионатах.
Поперли в гору африканские сборные, прежде уступавшие соперникам со счетами, крупноватыми даже для хоккея, американцы, команды из Северной (ранее не футбольной) Европы, Азии.
На нынешнем мундиале тенденция эта пока, на мой взгляд, проявляется так ярко, как никогда прежде. Новая Зеландия никому не по зубам.
Вот и одна из гипотез, объясняющих происходящее: разница в техническом мастерстве нивелирована, а физическая подготовка всем доступна. Стопроцентный результат Аргентины на групповом этапе, как и вообще на редкость удачное выступление латиноамериканцев в ЮАР, лишь подтверждает этот вывод. В Южной Америке технарями рождаются.
Все, выходит, упирается в тренера (тактическая схема, эмоциональная подзарядка, выход на пик формы в нужный момент).
В значительной мере уверен, что так оно и есть. Еще, пожалуй, в ситуации, когда очень много команд, примерно равных по классу, возрастает роль лидера команды, вожака, футболиста, которому хватает и мастерства, и авторитета, и вдохновения, чтобы повести за собой в сложной ситуации.
Вот у итальянцев на сей раз такого не нашлось, да и французы вспоминали, наверное, с тоской Зидана.
А я — нашу сборную, которой в ЮАР нет в эпоху тотального выравнивания класса. Ведь могла бы. Мы не лучше, но мы и не хуже многих.
Я в теорию «пропили-прогуляли» не верю. В Мариборе у нас не сложилось, карта не так легла, не наш был день, звезды на небе не так светили.
Тут бы переломить, сыграть через не могу.
Смотрел тот матч и, глядя на Андрея Аршавина, вспоминал Олега Блохина — удивительно спокойного, несколько даже флегматичного в матче мирового первенства 1982 года с поляками, где нам нужна была только победа, но игра катилась (и докатилась) к нулевой ничьей. Вся страна ждала, что лидер заведется и товарищей заведет.
Не дождалась.