В Мехико начался чемпионат мира, в котором принимают участие восемь гроссмейстеров. Новый чемпион станет известен не позднее 30 сентября: в этот день состоится тай-брейк – на случай, если равную сумму очков наберут двое или несколько игроков.
Казалось, после того как Владимир Крамник выиграл в прошлом году матч у Веселина Топалова и стал абсолютным чемпионом мира, в шахматном королевстве должен был наступить порядок. Не тут-то было! Если в Мехико победит любой, кроме Крамника, он должен будет сыграть матч с Владимиром, а победитель нового Кубка мира в Ханты-Мансийске – с Топаловым, после чего победители «полуфиналов» разыграют шахматную корону. В случае победы Крамника ему в соперники попадет уже обыгранный им Топалов (час от часу не легче!), а затем – обладатель Кубка мира.
По мнению специалистов, наибольшие шансы на успех в Мехико имеют Крамник и Ананд. За них говорят стабильность выступлений, почти полное отсутствие поражений в турнирах, превосходная нервная система. К минусам Владимира можно отнести то, что в любом турнире он не стремится к максимуму очков, считая вполне достаточным результат «плюс два» или «плюс три» в соотношении побед и поражений. Этих плюсов может не хватить для первого места.
Шансы Виши резко возрастут, если дело дойдет до быстрых шахмат. Но свой первый матч на первенство мира Ананд сыграл 12 лет назад (с Каспаровым), и, вполне возможно, беспокойство о том, что лучшие годы уходят, может помешать ему выиграть турнир.
Петер Леко еще в 2003 году был в шаге от победы над Крамником в матче за шахматную корону – только в последней партии Владимир выиграл и свел матч вничью. В отличие от Крамника и Ананда, венгр чемпионом мира еще не был. Для высокого результата Леко слишком миролюбив и в партиях с равными соперниками не готов сражаться до «голых королей», часто не по-чемпионски бережет силы.
Очень талантлив и ярок Левон Аронян. Если бы в Мехико восторжествовала творческая составляющая, армянский гроссмейстер стал бы главным претендентом на победу. Но, скорее всего, на чемпионате будет «засуха», и сможет ли Левон своей яркой игрой пробить редуты опытных бойцов – большой вопрос.
Всем хорош Петр Свидлер: и титулов масса, и бойцовские качества отменные. Но в последнее время других серьезных успехов не было, да и игра нередко шла через силу.
Не найдется в мире более оригинального шахматиста, чем Морозевич. Он играет дебюты времен Чигорина, да и сам может создать шедевр в стиле старых мастеров. Александр в любом сильном турнире может добиться успеха, вероятность неудачи столь же высока.
Огромный опыт Бориса Гельфанда – самого пожилого участника турнира – может позволить ему побороться в каждой партии с любым соперником. Но оказаться в верхней части таблицы было бы для израильтянина высоким результатом.
Александр Грищук – самый юный участник. Москвич талантлив, терять ему абсолютно нечего – никто не ждет от него победы, и в этом – определенный шанс.
Так что на вопрос, кто же станет чемпионом мира в Мексике, можно ответить строкой из песни: «А кто его знает?».