Турция — страна, которая живет и дышит футболом. Не болеть за какую-то «тим» — значит, не состояться как личность по местным понятиям. Поэтому в январе самыми счастливыми людьми (по версии остального населения) были те, кто проживал на пространстве от Белека до Кунду, где расквартировались практически все команды элитного турецкого дивизиона.
Нужны ли нам они?
В Стамбуле дождливо и пасмурно, а потому на Анатолийское побережье выдвинулись перед вторым кругом все гранды. Раньше остальных заехал «Бешикташ», потренировался, сыграл два контрольных матча с «Гамбургом» и «Витессе», явил болельщицкому миру свои серьезные игровые проблемы. Фанаты возмущались не по-детски: билет на товарищеский матч с «Витессе» стоил целых пять лир (это приблизительно 3,5 доллара), а в итоге деньги оказались заплаченными за плохое настроение. «Бешикташ» уехал, чтобы утвердить фанатов в этом выводе: команда разгромно и шумно проиграла сначала «Касымпаша», идущему на 12-м месте, а затем и «Истанбулспору».
Последнюю игру мы смотрели в дружной компании студентов ВШТ, которая проводит сбор в Кадрие. Сошлись во мнении, что более плачевного по качеству турецкого футбола давненько не видывали.
Вообще стоит отметить, что в это межсезонье обоюдно прибавился интерес как у турков к российскому чемпионату, так и у россиян к игрокам, выступающим за различные турецкие команды.
— Турки играют очень интересно, — говорит президент Ассоциации футбольных агентов России по имени Михаил. — Но, присматривая для себя футболиста из этой страны, надо учитывать массу нюансов. В первую очередь, несмотря на то что турецкие таланты, как правило, очень мастеровиты, всем им надо прибавлять в таком компоненте, как умение вести единоборства, ведь по сравнению с российским их чемпионат невероятно галантен. На тот период, когда игроку надо будет учиться российскому футболу (жестокому и беспощадному), важно, чтобы его при этом не беспокоили привходящие моменты — то есть чтобы он попал в атмосферу, приближенную в бытовом плане к привычной. В этом выражении все — от религии до погоды. Может быть, именно поэтому все получилось в «Рубине» у Карадениза и мало что в «Зените» у Текке и в ЦСКА у Джанера.
Джанер теперь улыбается
Эркина Джанера, к слову, нам удалось увидеть, поздоровались. Чувствует он себя великолепно, о мытарствах в Москве вспоминает с юмором, блестяще сыграл кубковую игру и сейчас в ранге одного из лидеров. Его «Галатасарай» заехал в Кунду на недельку на сбор, расселился в отеле «Конкорд» и продемонстрировал, что такое динамично меняющиеся планы тренировок. Фрэнк Райкаард и его штаб корректировали в зависимости от погоды и данных, полученных в день прошедший, буквально все. При хорошей погоде «Галатасарай» тренировался на полях отеля «Кремлин», после дождя — в спорткомплексе УАУ, для повышенных нагрузок перемещался на стадион «Мардан Паласа». Все изменения осуществлялись поздно вечером на тренерских советах, что на день следующий обеспечивало сумасшедший дом для турецких журналистов, старающихся осветить каждый чих команды. К слову, им легче, чем нам, по причине строгой ориентации на одну команду — состава любой другой они могут и не знать, ибо годами работают исключительно с одним клубом.
«Галатасарай» тренировочного образца оставил очень приятное впечатление. Все упражнения — на точность паса, при этом паса короткого, при котором взаимопонимание игроков доводится до автоматизма. Главная звезда команды — «золотой» Арда Туран — на поверку оказывается парнем далеко не жутким. Общителен, приветлив, с удовольствием обменивается шутками с фанатами и зеваками, попавшими на тренировку. Турецкие игроки в этом плане вообще идеальны: звездными заходами от них не веет, и на «мерхаба» вы всегда услышите ответ, а не усталый вздох и хлопок опущенных ресниц. Нашим есть чему учиться у них, а многим из них хочется к нам.
— У нас огромное число талантов, которые хотят и готовы играть в России, — говорит турецкий агент ФИФА Бурак Чегильчи, чьему росчерку пера принадлежит переход в казанский клуб Гекдениза Карадениза. — Но при этом мы готовы разговаривать только с теми командами, которые расположены либо на юге России, либо в центре, поближе к столице. Турецкому футболисту трудно даже представить себе, что можно играть при температуре минус десять или пятнадцать. А уж заставить его пройти через это просто невозможно.
Стол с бананами
Турки действительно мерзляки еще те. При температуре плюс восемь и сильном, но теплом зимнем дожде зябко поеживаются игроки «Фенербахче». В самой богатой команде большая бразильская диаспора, заводила которой Алекс. Фанатов на тренировки команды приходит просто тьма-тьмущая. Правда, как они умудряются просачиваться на охраняемую территорию отеля «Аркадия» — секрет. К слову, гостиницу эту российским командам уже не предлагают — все равно откажутся, условия не те, потому что отель старенький и гламура в нем нет.
А вот «Фенеру» нравится. Не комфортного быта ради, а хороших полей. Интенсивничать в тренировочном процессе накануне начала второго круга Кристоф Даум не хочет. Легкий режим, много работы с мячом, «двусторонка». Обращает на себя внимание разве что отдельная и очень тщательная работа тренера по физподготовке с восстанавливающимся после травмы игроком — масса упражнений на разные группы мышц, и все это в течение полутора часов индивидуально. На выходе с поля футболистов ждут не только фанаты и журналисты, но и... полный стол бананов.
Голкипер команды Волкан с улыбкой хватает сразу несколько штук и протягивает их нам: «Репортерам тоже надо восстанавливать силы». С радостью угощаемся. Бананы от «Фенербахче» — это почти счастье для местных, коими мы, россияне футбольные и околофутбольные, зимой являемся.
Белек