«Спартак» прошлогодним сентябрем играл в Москве со «Спортингом» матч Лиги чемпионов. Все помнят, как сыграл. И – особенно – как сыграл в ответной встрече, обойдя португальскую команду в «забеге» за право участвовать в Кубке УЕФА. Но никто не помнит, даже если напрячь все извилины, какая реклама была задействована в виде антуража на московской встрече, не говоря уже о лиссабонской.
Никто – кроме ФАС, Федеральной антимонопольной службы, которой до лампочки все эти чемпионские Лиги вместе со «Спартаком», «Спортингом» и примкнувшими тогда к ним на время «Баварией» и «Интером». Главное для ФАС кроется в другом: почему на матче можно было обнаружить рекламу пива той самой конкретной марки, которая является одним из спонсоров престижного еврокубкового турнира.
Признаюсь честно: понял бы ФАСовцев, если бы, набредя на рекламу пива, они подняли шум из-за того, что реклама есть, а самого пивка-то не попить – не наливают его в «Лужниках» и на прочих аренах, задействованных клубами российской премьер-лиги.
Но затеяли работники ФАС тяжбу по иному поводу. Выражаясь их языком, «реклама была расценена как реклама пива Heineken. Поскольку она размещалась в запрещенных законом местах, ФАС признала рекламу ненадлежащей». Не представляет, видимо, особых сложностей «расценить» увиденные рекламные хайнекеновские полотна как рекламу пива и, заглянув в сборник законов, принятых «умом, честью и совестью нашей эпохи» – нардепами, – признать ее «ненадлежащей». Под «раздачу» ФАС, распространившей предписания о нарушении, попали поначалу не только «Лужники» и швейцарская компания Т.Е.А.М, нанятая УЕФА для ведения рекламной деятельности, но и «Спартак». Потом от «Спартака» отстали.
Тем временем суть «наезда» ФАСа на пиво внимательно, стоит предположить, изучают в УЕФА – в том, прежде всего, подразделении организации, которое занимается организацией и проведением финалов Лиги чемпионов и Кубка УЕФА. Вряд ли приходится сомневаться, на чем остановятся европейские футбольные власти, если им будет предложен следующий выбор: либо финал Лиги чемпионов 2008 года в Москве без присутствия в «Лужниках» щитов спонсоров-партнеров УЕФА (в частности пивной компании), либо финал Лиги чемпионов 2008 года там, где при взгляде на пиво или его рекламу никто не говорит: «ФАС».