Обидно за юношескую сборную России. Даже при счете 4:2 у нас были шансы спастись, но сербы использовали все свои контратаки. Итоговый разгромный счет – незаслуженный: засчитай судья гол Дзюбы при 1:2, можно было бы рассчитывать на победу. Вряд ли у сербов было больше сил, чем у нас.
Для многих футболистов чемпионат Европы может стать определяющим – кто-то продолжит расти и заявит о себе в полный голос, а кто-то может никогда и не заиграть. Такова специфика юношеского футбола – 40 процентов тех, кто на виду сейчас, в будущем исчезнут в никуда.
Скоро наступает моя очередь – через месяц стартует отборочный турнир молодежного чемпионата Европы, поэтому я пристально следил за теми, кто может оказаться в моей команде. Важно, чтобы ребята пережили неудачу в Австрии, извлекли из нее уроки и поставили себе цель расти дальше. Практически все в настоящий момент зависит не от природного таланта, а от характера, внутреннего стержня. Иначе есть риск попасть в названные мной 40 процентов. Ведь молодежные соревнования куда тяжелее юношеских – там собраны все сливки футбола, большинство ребят не просто уже играют в своих клубах постоянно, но и во многом определяют их игру.
Работать над собой нашим футболистам сложнее, чем тем же сербам. Прежде всего из-за тех денег, которые они начинают получать в раннем возрасте, толком и не заиграв, в то время как те же сербы в своем внутреннем первенстве из кожи вон лезут лишь для того, чтобы как можно быстрее получить приглашение из-за рубежа. И тренерам необходимо думать, как уберечь молодые дарования от преждевременного успокоения, равнодушия к футболу и собственной карьере. В принципе, в том, чтобы обеспечить игроку спокойное существование, изначально ничего плохого нет. «Мы даем тебе все что нужно, можешь ни о чем не думать», – такая позиция в российском футболе. К сожалению, в это «ни о чем» зачастую входит и сама игра.