Решение исполкома ФИФА, делегировавшего России право проведения чемпионата мира 2018 года, во многом сенсационно. Наша заявка числилась до 2 декабря одной из и никак не более.
А победила за явным преимуществом – что в первом туре (Россия – девять голосов, Испания/Португалия – семь, Голландия/Бельгия – четыре, Англия – два), что во втором (Россия – 13 голосов, Испания/Португалия – семь, Голландия/Бельгия – два). Почему?
1. Потому что провозглашенный ФИФА принцип Legacy (наследования) возведен ею, как выяснилось, практически в абсолют, а многие другие параметры, которые со стороны кажутся не менее важными, в сравнении с Legacy не стоят почти ничего. Если посмотреть в корень вопроса, поймем: Англия, Испания/Португалия и Голландия/Бельгия, лишившись чемпионата мира, всего лишь получили по носу, мало что при этом потеряв в реальном выражении. Для России же победа в голосовании измеряется не только престижем, но и возможностью мощного социально-экономического рывка. Чемпионат мира для России – это аэропорты и вокзалы, дороги и отели, стадионы и рабочие места. Чемпионат мира по футболу интегрирует новую Россию в мировую социально-экономическую систему быстрее и эффективнее всех вместе взятых политических институтов. А это – наследие не только для России, но и для всей планеты. ФИФА по долгу службы, скорее всего, учитывала только футбольную составляющую этого тезиса, но мейнстрим, вне всяких сомнений, выбрала точно.
2. Потому что государство в лице его политических лидеров и экономических топ-менеджеров не уставало подчеркивать: чемпионат мира по футболу получит столько многопрофильной поддержки, сколько ему нужно, сколько он сумеет освоить; Россия проведет лучший в истории чемпионат мира. Нет ни одного серьезного вопроса, который Россия, заявляя о своих возможностях и намерениях, продинамила бы. Как декларации будут воплощаться в жизнь – совсем другая история, но и тут у России имеются вполне рабочие козыри, потому что…
3. Потому что перед глазами всей планеты есть пример города-курорта Сочи, которому дали несколько лет назад зимнюю Олимпиаду – 2014. Когда заявка Сочи числилась еще по разряду презентации, ее характеристики колебались в диапазоне от «полный бред» до «нереальная фантастика». Теперь же понятно, что русские, когда захотят, и вправду могут все. Проект «Сочи-2014» воплощается в жизнь, можно сказать, с остервенением: МОК на нас, гостеприимных и хлебосольных, не нарадуется. Олимпиада-2014 имеет все шансы стать самой роскошной и, вероятно, самой затратной в истории, но смотреть планете в глаза мы будем прямо и с гордостью. Ровно те же козыри сыграли свою роль и 2 декабря в заснеженном Цюрихе: Россия сумела убедить исполком ФИФА в том, что вывернется наизнанку, но сделает все, чтобы в 2018-м все было так круто, как только в наших условиях возможно.
4. Потому что принципы абсолютной демократии и свободы слова – отнюдь не чистый мед, как это многим до сих пор кажется. Это, господа, кнут похлеще любой цензуры, и пользоваться им нужно уметь в совершенстве. В Англии, например, до сих пор не научились, хотя именно английская демократия считается недосягаемым мировым брендом. Сложилось впечатление, что английская пресса поставила перед собой одну, но пламенную цель: сделать все для того, чтобы чемпионат мира по футболу больше никогда не пришел на Туманный Альбион. Чтобы и духу его тут не было! Травля несчастной, беззащитной ФИФА, организованная британскими журналистами, привела к тому, что ФИФА, уйдя в глухую оборону, взяла и закопала Англию в землю. Журналисты, конечно, выполнили свой профессиональный долг, в нужный момент слив копившийся годами компромат, но 1966-й на островах повторится теперь не раньше 2030-го. Да и то вряд ли.
5. Потому что сам по себе процесс получения голосов «за» суть айсберг, большая часть которого, как известно, скрыта под водой. Не обращаясь к крайним определениям и не имея в виду ничего плохого, просто заметим, что старинное искусство лоббирования интересов – наука наисложнейшая, многогранная, балансирующая буквально на грани возможного. И тот, кто знает толк в лоббировании, всегда на коне. Россия продемонстрировала значительную толику футбольного влияния, доставшегося ей от СССР. В этой, скрытой от посторонних глаз, части обязательной программы она выступила блестяще, потому что…
6. Потому что бывший президент Федерации футбола СССР и РФС Вячеслав Иванович Колосков, которого по поводу и без, бывало, публично журили пришедшие ему на смену спортивные руководители, создал за время своего членства в исполкоме ФИФА такую прочную сеть полезных знакомств и связей, что пользоваться ею сможет еще и следующее поколение наших делегатов в коридорах футбольной власти. Авторитет Колоскова сыграл крайне важную роль в написании Россией лоббистского сценария. В этом можно даже не сомневаться.
7. Потому что российский премьер-министр Владимир Владимирович Путин не пошел по проторенному пути. Целых пять его коллег понаехали тут в Цюрих, пытаясь самим фактом своего присутствия подчеркнуть серьезность презентуемых под их личным патронажем заявок. А наш премьер заявил накануне голосования, что давить на выборщиков, с его точки зрения, – моветон. И что, как только заявка России будет признана победителем, он тут же вылетит в Швейцарию, невзирая на погодные условия. Что и произошло вечером 2 декабря.
8. Потому что наш спортивный министр Виталий Леонтьевич Мутко, никогда не отличавшийся талантами трибуна, произнес в Цюрихе совершенно блестящую речь. Да, на жестяном английском с совершенно невероятным акцентом, но искреннюю, точную, исполненную тонкого юмора гениально краткую речугу. Имиджмейкерам и спичрайтерам Виталия Леонтьевича, если таковые имеются в штатном расписании Минспорттуризма, следует непременно выписать щедрую премию.
9. Потому что выборщики от ФИФА учли, вероятно, исторически сложившуюся способность России-матушки долго запрягать, но быстро ехать. Эту мысль хорошо иллюстрируют слова бывшего главного тренера сборной России, а ныне наставника турецкой команды Гуса Хиддинка: «Я очень рад за Россию. Когда я работал в России, речь шла не только о работе с национальной сборной, но и об улучшении инфраструктуры, строительстве стадионов и тренировочных баз. Россия получила чемпионат мира, поэтому я надеюсь, что русские, наконец, перейдут от слов к делу».
10. Потому что в России, в конце концов, самые красивые девушки, и дефилировавшая по кулуарам супермодель Наталья Водянова как нельзя лучше подтвердила эту бесспорную, в общем-то, истину. Члены исполкома ФИФА – они хоть и убеленные сединами, но все-таки мужчины, правильно? А у какого нормального мужика поднимется рука проголосовать против, если лично ему, ему одному, эксклюзивно улыбается наша Наташа?
Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №48 (8-14 декабря 2010 года).