• Валерии Воронин: триумф и трагедия

    Юбилей

    17.07.14 00:43

    Валерии Воронин: триумф и трагедия - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    (Фото: РИА «Новости»)

    Валерию Воронину, одному из лучших отечественных футболистов в истории, могло бы исполниться сегодня 75. Жить бы еще да жить. Погиб он, когда ему было в 44. Прожив за короткий этот срок словно две жизни.

    Директор магазина

    Родился Воронин баловнем судьбы. Отец его, Иван Воронин, ну, во-первых, одессит. Во-вторых, директор магазина, что в советские времена дорогого стоило. Да какого магазина! Можно сказать, сельпо. Вот только сельпо, руководимое Ворониным-старшим, располагалось в подмосковном Переделкино — поселке Союза писателей, после войны отечественными прозаиками и поэтами активно заселявшемся. Веселый одессит со многими из них быстро подружился. В его магазине всегда каким-то чудом было все необходимое творческому человеку как для отдыха, так и для вдохновения. Причем можно было, как рассказывал Аркадий Арканов, и в долг взять при наличии определенных затруднений.

    Лидер звездного «Торпедо»

    Юного отпрыска Валерку амбициозный отец поначалу видел в перспективе поэтом или писателем. Но довольно быстро передумал и начал готовить к карьере артиста. Как же иначе, если о необычайной красоте сына переделкинского завмага заговорили обитатели богемного местечка, когда паренек еще школу не окончил? Дочери знаменитых писателей не давали старшекласснику прохода. Иван Воронин, как подлинный одессит, был демократом по натуре и не стал противиться увлечению сына футболом. Мало того, в 1956-м попросил своего армейского друга глянуть на отпрыска в деле. Друг не отказал, на то и друг. Глянул и... пригласил 17-летнего Валеру Воронина к себе в команду. Армейского сослуживца Ивана Воронина звали Константин Бесков. Он как раз возглавил «Торпедо».

    Эта команда на всю жизнь — единственная для Валерия Ивановича. В ней проведет 12 лет. Это лучшие годы в истории автозаводского клуба. Годы великих Воронина и Шустикова, Метревели и Батанова, Иванова и Стрельцова...

    Годы, когда на «Торпедо» было билетов не достать. В эти годы команду и начали называть богемной. «Почему?» — поинтересовался я у давнишнего болельщика «автозаводцев», народного артиста России, художественного руководителя Театра сатиры Александра Ширвиндта.

    — Я на родное «Торпедо» и во второй лиге ходил! — горячо отреагировал Александр Анатольевич.

    — Но все же, Александр Анатольевич, не секрет, что многие представители московской интеллигенции, особенно интеллигенции творческой, болеют издавна за «Торпедо». Чем это объясняется?
    — Не могу ответить за всю интеллигенцию. Про себя могу рассказать. Ты меня извини, но мне подумать даже страшно, сколько лет я болею за «Торпедо». С 1947 года — можешь себе представить, что это за срок?

     

    — Пока нет, Александр Анатольевич, со временем надеюсь уяснить.
    — Тем не менее это так. Мой покойный брат вернулся с войны и повел меня тогда на стадион «Динамо». Хозяева играли с «Торпедо». Вот с этого все и началось. Потом мы жили в коммунальной квартире, рядом жил Пономарев. ТОРПЕДОВСКИЙ Пономарев! Ну ты хоть и молодой, но ты же спортивный журналист, должен знать его!

    — На поле не видел, только у кромки, когда Александр Семенович сборную СССР тренировал, да и слышал много.
    — Ну а те, кто видел, не могли устоять, а я еще и жил рядом. Потом уж сдружился с Козьмой (Валентин Козьмич Иванов. — «Спорт День за Днем»), всю жизнь с ним дружил. И с Валерой Ворониным. Тот был подлинным артистом на поле. Творил! Это и привлекало людей. В том числе и нашу артистическую компанию. А Валера был еще и очень душевным парнем, веселым, остроумным.

    Валерий Воронин довольно быстро стал лидером клуба и сборной. То было самое звездное, добившееся наибольших успехов и наибольшего же международного признания поколение наших футболистов. Стать признанным лидером этой плеяды больших мастеров — дорогого стоит.

    Ален Делон говорит по-английски

    В Воронине поражало редкое сочетание железной игровой дисциплины и вдохновенной импровизации. Он был диспетчером, вел командную игру, но при необходимости превращался в жесткого персональщика. Тогда ведь персональная опека была в ходу, и Воронин неоднократно исполнял эту роль. В 1966 году в четвертьфинальном матче чемпионата мира в Англии с венграми Воронин нейтрализовал Флориана Альберта, что во многом и предопределило успех сборной СССР.

    К тому времени Валерий был уже признанной звездой мирового футбола. Вошел в символическую сборную чемпионата мира — 1962. Но не меньше он ценил и нефутбольные награды и звания. Его почтительно величали «Ален Делон советского футбола», он был исключительно красив. Знал это. Гордился этим. И пользовался, широко платя женщинам взаимностью. О романах этого любимца Мельпомены со столичными актрисами ходили легенды. С очень многими знаменитыми московскими актерами Валерий близко дружил. Театральные звезды почитали за честь провести вечер в ресторане со звездой футбола. На его игре не сказывалось.

    Все деньги, получаемые в ходе зарубежных поездок, элегантный эстет тратил на одежду, ценил модные, стильные наряды. Советские женщины массово пошли в начале 1960-х на футбол. На Воронина. Говорили, что красив он до неправдоподобия. Уверенный в своей неотразимости, свободно владевший английским, Валерий, увидев в аэропорту Цюриха Софи Лорен, незамедлительно попытался перейти в наступление, но телоохранители актрисы его оттеснили.

    Зато ему удалось очаровать английскую королеву, в те годы совсем молодую женщину. Елизавета Вторая вручила ему сервиз — приз «Самому элегантному футболисту планеты».

    Страшно смотреть в зеркало

    Эта похожая на сказку жизнь оборвалась летом 1968 года, когда Валерий Воронин угодил в тяжелейшую автокатастрофу. Футболист заснул за рулем и попал под груженый МАЗ. Шансов на спасение не было.

    Однако Воронин не просто выжил — вернулся на поле и даже забил пару мячей за «Торпедо». Вот только вернулся он с совершенно чужим, неузнаваемым лицом, осознавая, что оно изуродовано. Этого Воронин перенести не мог. Пластической хирургии в те годы в СССР не было. Недавний любимец женщин боялся глянуть на себя в зеркало. Так началась его вторая жизнь. Он тяжело и безнадежно запил, быстро закончив играть. В «Торпедо» его на работу не брали (в его-то состоянии!), но на ставке инструктора физкультуры ЗИЛа держали. Денег не хватало. Возле винных магазинов Воронин просил «на опохмелку». Его не узнавали. Он рассказывал всем, что дружен с Владимиром Высоцким. Чаще всего помогало.

    В 1984-м его нашли с пробитой головой в кустарнике. Предположительно погиб Валерий Иванович в пьяной разборке.

    В памяти народной остался великим футболистом и яркой, интересной личностью. А от тюрьмы, сумы да каторжного изнуряющего пьянства в России не зарекаются.

    Личное дело

    Валерий Иванович Воронин

    Родился 17 июля 1939 года в Москве

    Амплуа — полузащитник

    Заслуженный мастер спорта

    Карьера игрока: «Торпедо» (Москва, 1958–1969)

    Достижения: чемпион СССР — 1960, 1965. Обладатель Кубка СССР — 1960

    Лучший футболист СССР — 1964 и 1965 (по результатам опроса еженедельника «Футбол»)

    В составе сборной СССР — 66 матчей, забил 5 мячей

    Участник чемпионата мира — 1962. Полуфиналист чемпионата мира — 1966 (4-е место). Серебряный призер Кубка Европы — 1964

    Выступал за сборную Европы (2 матча). Дважды еженедельник France Football включал Валерия Воронина в десятку лучших европейских футболистов (в 1964 году — десятым, год спустя — восьмым)

    Умер 22 мая 1984 года в Москве


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»
    Новости партнёров