Один из самых ярких полузащитников «Зенита» эпохи становления чемпионской команды Александр Спивак еще и один из самых любимых болельщиками футболистов. Уроженец Мариуполя давно признан петербуржцами своим. В нашем городе это дорогого стоит. Выглядит значительно моложе своих лет, его вполне можно принять за действующего футболиста. Кажется даже, что он, выйдя сегодня на поле, отнюдь не испортил бы картины. Такой же стремительный в движениях, вот уйдет сейчас на скорости, и ищи его на левом фланге.
На прошлой неделе Спивак побывал в редакции «Спорта день за днем» и ответил на все актуальные вопросы.
15–20 минут бегаю с подопечными
— Александр, в начале января вы отметили свой 38-й день рождения, а затем 25 января вы выходили на поле СКК «Петербургский» в матче ветеранов России и Санкт-Петербурга и выглядели отлично. Не рановато ли завершили карьеру?
— Это же был матч ветеранов… А форму я поддерживаю потому, что каждый день тренируюсь со своими подопечными. 15–20 минут бегаю.
— То есть физическая нагрузка у детского тренера остается?
— Это зависит от желания тренера.
— В академии «Зенита» (Спивак тренирует мальчишек 1998 года рождения. — «Спорт день за днем») сейчас введена такая методика, согласно которой, скажем, Дмитрий Радченко проводил занятия только с нападающими, а Спивак — с полузащитниками. Это оправдывает себя?
— Есть такое новшество. Оно оправдывается. Конкретно сейчас мы его не практикуем, потому что зима и поля не готовы. Но как только потеплеет, снова возобновим эти специальные тренировки. Ребятам это полезно.
По законам топ-клубов
— Питерские воспитанники давно уже не попадают в состав «Зенита». Последним был Игорь Денисов 1984 года рождения. Что-то надо в академии подправить?
— Та плеяда футболистов — Кержаков, Аршавин, Быстров — играли в совсем другой команде. Тогда бюджет клуба не позволял покупать высококлассных мастеров. Сейчас позволяет. Цели стали другими. Ни в одном финансово преуспевающем топ-клубе не может быть такого, что четверо своих воспитанников играют постоянно. Сами же болельщики требовали купить дорогих футболистов. И их купили. Теперь болельщики спрашивают, почему сменовцы не играют…
В «Смене» есть ребята, достойные играть в «Зените», в высшем дивизионе чемпионата России. Просто, наверное, еще не время и нет подходящего для них тренера.
— То, что городские ребята не имеют шансов попасть в «Зенит», сказывается на их мотивации?
— Да. У нынешних ребят складывается такой стереотип, что если они не попали в «молодежку» «Зенита», то уже никуда не попадут. Можно сказать, что они немного избалованы. Но не все! Конечно, ехать во вторую лигу, чтобы играть за 50 тысяч рублей в месяц, они не хотят. Здесь, в Петербурге, они обуты, одеты, имеют контракты с «Зенитом» и получают хорошие деньги.
— В Петербурге теперь несколько профессиональных футбольных клубов. «Петротрест», «Русь», «Питер». Это плюс для молодежи?
— Я считаю, что нужна структура как в донецком «Шахтере» и киевском «Динамо». Это академия и дубль. У «Зенита» они есть. Дальше — первая и вторая лиги. Футболист, вышедший из академии в 18 лет, должен пройти низшие дивизионы. Нужно делать так, вместо того чтобы отдавать игроков в аренды, где они не всегда играют на поле. Цепочка «низшие лиги — дубль — ’’основа’’» должна выдерживаться в таком топ-клубе, как «Зенит». Но эти фарм-клубы должны быть именно частями «Зенита». В первой лиге частью этой схемы должен быть не «Петротрест», а «Зенит». Тогда будет бизнес. Тогда можно будет готовить футболистов и продавать их по необходимости за большие деньги.
— Лучано Спаллетти вызвал на сбор в Турции небывало большую группу молодежи. Есть у них шансы заиграть в «Зените»?
— Шансы у всех есть. Все от них зависит. Готовы ли они к тому, чтобы постараться использовать свой шанс, — вопрос.
— Кто вам нравится больше всех из нынешних дублеров «Зенита»?
— Все по-своему хороши. Понимаете, сейчас нужно знать психологию футболиста, чтобы он у тебя заиграл. Раньше такого не было. Было так: меня впервые взяли на сборы, значит, я должен там вкалывать больше всех. Сейчас надо подстраиваться под футболиста.
Все эти молодые игроки умеют играть, у них есть понимание футбола. Они прошли академию. Почему не играют? Вероятно, из-за характера. Помимо таланта должен быть характер.
— Петербург давно обсуждает конфликты внутри «Зенита». Говорят, к примеру, что Игорь Денисов виноват в наших неприятностях. Вы играли со многими нынешними зенитовскими парнями. Могли они такое устроить в команде?
— Сложно сказать. Насколько я знаю Денисова, он не должен был погнаться за деньгами. Но человек может меняться. Не знаю, что там произошло.
Если речь только о деньгах, то давайте объединим всю Европу
— Стоило вообще «Зениту» делать такие дорогие приобретения?
— Когда делаются покупки новых игроков, то за все отвечают тренеры, селекционеры. Наверное, трансферы чем-то объясняются. Это очень дорогостоящие сделки. Я считаю, что когда футболист такого уровня приходит за такие деньги в клуб, то он должен играть с листа без раскачки.
— Вы говорили в прежних интервью, что «Зенит» может стать чемпионом в третий раз подряд. Но конкуренты усилились, приобрели именитых игроков. Вы не поменяли точку зрения?
— Не поменял. Имена абсолютно ничего не значат в футболе. Все решается на поле. Мы тоже сделали дорогостоящие, серьезные приобретения, но особо на игре «Зенита» это не сказалось. Надо просто играть в свою игру. У нас тоже есть суперфутболисты.
— Вы поиграли в России и на Украине. Поддерживаете идеи о создании объединенного чемпионата?
— Как я понял, это будет в форме чемпионата. Я против этого. Мы играем для своих болельщиков, а не ради денег. Если речь только о деньгах, то давайте объединим всю Европу. Должны быть отдельные чемпионаты. От объединения футбол лучше не станет.
— Но как же матчи «Шахтер» — «Зенит», «Динамо» (Киев) — «Спартак»?..
— Этих матчей достаточно в Лиге чемпионов и Лиге Европы. В России есть команды не хуже Киева. Тот же «Краснодар». Точнее, оба краснодарских клуба. Они нестабильны, но играют в атакующий футбол. Это интересные клубы. Российская лига прогрессирует. Все зависит от стабильности клубного бюджета.
— Поддерживаете отношения с товарищами по «Зениту»?
— Мало. Встречаемся, конечно, с Горшковым, Радимовым, Тарасовым, Горовым. Дружим. А у тех, кто еще играет, такой тяжелый график, что встречаться некогда.
— Кого вспоминаете чаще других?
— Пожалуй, Андрея Аршавина. Подчас обидно становится, когда видишь всю эту волну критики, на него обрушившуюся. Шава — талантливейший игрок, ему многое дано, и болельщикам почему-то иногда кажется, что если он не пахал на поле, как, допустим, тот же Толя Тимощук, то потому, что ленился, на тренировках волынил. Он выжал из себя все, что мог. Сколько раз он за счет одного отменно сыгранного эпизода решал судьбу матча в пользу «Зенита». А пытайся он отрабатывать по всему полю, ничего бы этого не было. Каждому свое. Вспомните, даже в прошлом году, перед Евро, когда он вернулся в «Зенит», сколько забил, а уж сколько голевых передач раздал! А ведь у него была заметная нехватка игровой практики, но Шава — это Шава!