Трагический уход Константина Сарсании, совсем еще молодого человека, — страшная трагедия для всех, кто его знал. Открытый, неизменно доброжелательный и приветливый, Константин Сергеевич был отменным профессионалом, мастером своего дела, одним из пионеров футбольного менеджмента в России.
Первая победа «Зенита» в чемпионате России, последующие еврокубковые трофеи — в значительной степени его заслуга. Как и нынешняя команда, в кратчайший срок заставившая с уважением говорить о себе.
Задачи спортивного директора
Как это ни печально, сейчас клубу потребуется новый спортивный директор. Которому очень сложно будет удержать планку профессионализма на прежней высоте. Но у футбола свои законы, и двигаться дальше необходимо.
Обязанности спортивного директора широки и многообразны. Это отнюдь не только селекционная работа, как часто полагают в России. Хотя и в этом направлении предстоит немало потрудиться. Казалось бы, «Зенит» стараниями его президента Сергея Фурсенко и Константина Сарсании хорошо укомплектован. Но амбициозные клубы, ставящие перед собой серьезные задачи, ни одного трансферного окна не пропускают, сама жизнь к этому подталкивает. А для того чтобы очередная дозаявочная кампания прошла успешно, селекционная служба трудится круглогодично в режиме нон-стоп.
Кстати, селекция — понятие многоуровневое. И проявляется не только в подписании контракта с аргентинской звездой, но и в появлении в «Зените»-2 белоруса Константина Капленко, способных ребят в молодежной команде, а то и в академии. На носу и новая проблема. «Зенит», радикально обновляя в межсезонье состав, раздал по арендам до десятка футболистов. Вскоре предстоит разбираться с этим кадровым потенциалом, возможно, кто-то своей игрой доказал право на очередной шанс проявить себя в петербургской команде, но большинство из них потребуется вновь трудоустраивать. Как вы помните, зенитовцы на правах аренды выступают сегодня за команды ряда стран, не только России. Отслеживать их — тоже задача спортивного директора и его помощников.
Преемственность и командность
Но есть и не менее важные задачи, к которым, собственно, относится вся футбольная инфраструктура клуба. Это и «Зенит»-2, и молодежная команда, и академия. Множество перспективных футболистов, тут потери недопустимы. Все взаимодействие — на спортивном директоре.
Как и преемственность состава, а это своего рода защита интересов собственника. Чтобы не получилось как после ухода Андре Виллаш-Боаша, когда и возникла потребность в больших кадровых переменах. В европейских клубах очень часто пост управляющего отдается ветеранам команды, посвятившим ей жизнь. Скажем, в «Баварии» это Ули Хенесс и Карл-Хайнц Руммениге, можно вспомнить и Кайзера Франца Беккенбауэра. Джачинто Факкетти был президентом «Интера», Джанни Ривера — вице-президентом «Милана». Этот перечень можно продолжить.
И у «Зенита» в Санкт-Петербурге есть свои легенды, свои символы, преданные клубу люди. Можно говорить об Анатолии Давыдове, Алексее Стрепетове, Дмитрии Бараннике, других прославленных ветеранах. Тут вполне уместно вспомнить и о более молодом поколении, значительно лучше в силу возраста знакомом с самим понятием «футбольный менеджмент». В первую очередь, естественно, приходит на ум кандидатура Александра Кержакова, любимца питерских болельщиков, образованного, интеллигентного человека, к тому же поигравшего в европейских странах, обладающего международным опытом.
Единственная проблема в том, что время, как говорил Джек Лондон, не ждет. Засучив рукава, преемнику предстоит приступать к работе незамедлительно. Нет времени на обучение по ходу процесса. Не стоит забывать, что «Зенит» ставит перед собой высшие цели не только в чемпионате России, но и в Европе.
Кто вы, синьор Чинквини?
Отвлекусь и еще раз (а впоследствии и не раз!) с благодарностью вспомню Константина Сарсанию. Казалось бы, практически полностью сменить состав команды, создать ее заново в столь короткий срок просто невозможно, а «Зенит» еще в сентябре начали досрочно короновать в России, и о нем заговорили как о фаворите Лиги Европы.
Вот такому уровню и необходимо соответствовать, непростой выбор перед руководством клуба, перед президентом Сергеем Александровичем Фурсенко.
По информации «Спорта День за Днем», полученной от заслуживающих доверия источников, преемником Константина Сергеевича станет итальянский специалист Оресте Чинквини, ближайший помощник Сарсании в «Зените». Тут остается лишь поздравить руководство клуба с совершенно точным, оперативно произведенным в тяжелых условиях кадровым решением. Оресте Чинквини в курсе всех дел клуба, был их непосредственным участником. Хорошо знает и российский футбол в целом, о европейском и говорить не приходится. Важно и то, что итальянский менеджер давно пользуется доверием президента «Зенита». Ведь именно он был спортивным директором сборной России в бытность пребывания Сергея Фурсенко на посту главы РФС. У него налажены отношения со многими агентами и коллегами из европейских клубов. Словом, в данный момент это решение выглядит логичным.
Надолго ли займет этот пост Оресте Чинквини — иной вопрос. И тут нет ни малейшего намека на возраст авторитетного специалиста, которому вскоре исполнится семьдесят. Он в отличной форме. И давно дружит с Роберто Манчини. Вот тут возможен в обозримом будущем если не конфликт интересов, то, во всяком случае, некоторый крен в сторону главного тренера. А как мы уже говорили, спортивный директор постоянно искусно «дрейфует» между руководством клуба и его наставником, в первую очередь защищая интересы владельцев. Тонкая работа, но что поделаешь? Вряд ли этого не учитывает столь опытный топ-менеджер, как Сергей Фурсенко. Скорее всего, итальянский этот тандем (Чинквини — Манчини) в таком формате просуществует не очень долго. Главное, что «Зенит» не потеряет темп. А у президента клуба будет время спокойно осмотреться.
Хотя найти «второго Сарсанию» не получится.
В тему: от Сарсании до Сарсании
Константин Сарсания вернулся в «Зенит» этим летом, после того, как покинул клуб в 2008 году. С тех пор пост спортивного директора занимали (или в его роли побывали) разные люди, что лишний раз доказывает: найти профессионала на эту должность чрезвычайно сложно.
Александр Бокий (январь 2008-го — январь 2009-го)
Случайных людей в «Зените» на эту должность не ставили, но появление Бокия все равно мало кто понял. Пусть он и работал селекционером питерского клуба в 2004–2005 годах. Потом ушел, а вернулся уже руководителем селекционной службы. Считается, что именно Бокий нашел Мартина Шкртела, на котором «Зенит» хорошо заработал. Словацкого защитника купили в «Тренчине» за 300 тысяч евро, а через три с половиной года продали в «Ливерпуль» за 10 млн евро. Бокий в тот момент как раз заступил на пост спортивного директора. Ничем особым за год работы не запомнился, уже после его ухода гендиректор «Зенита» Максим Митрофанов признался, что Бокий отвечал лишь за подготовку и отбор молодежи. Негусто для спортивного директора!
Лучшая покупка*: –
Худшая покупка: –
Игорь Корнеев (июль 2009-го — январь 2012-го)
Корнееву везло на голландских тренеров. С Гусом Хиддинком они выводили сборную России в полуфинал Евро-2008, а при Дике Адвокате экс-армеец попал в «Зенит». Долго поработать вместе им не удалось. Маленького Генерала вскоре уволили, а «Зенит» доверили Анатолию Давыдову. Следующим на очереди был Лучано Спаллетти.
Корнеев, занимавший пост спортивного директора, до сих пор считает итальянца своим лучшим трансфером в «Зените». Четыре выигранных титула говорят в пользу этого выбора. Правда, последний был добыт уже без Корнеева, с которым не продлили контракт.
— «Зенит» предлагал мне остаться, но уже в другой должности, связанной с селекционным департаментом. Меня это не устроило, но после расставания не было негативного осадка, — рассказывал Игорь Корнеев в интервью «Спорту День за Днем».
Лучшая покупка: п. Сергей Семак («Рубин», 2 млн евро**)
Худшая покупка: п. Алессандро Розина («Торино», 7,3 млн евро)
Дитмар Байерсдорфер (август 2012-го — июнь 2014-го)
После ухода Корнеева часть его полномочий переложили на Лучано Спаллетти, который не особо возражал. Говорили, что соответствующий пункт прописан в контракте тренера. Через полгода Спаллетти наконец нашли помощника. Резюме Байерсдорфера впечатлило боссов «Зенита» — все-таки ранее он был спортивным директором «Гамбурга» и «Зальцбурга», не самых завалящих клубов в Европе.
— «Зенит» сделал свой выбор. Дитмар будет заниматься именно трансферной работой, это его прямая обязанность, — благословил нового спортивного директора Лучано Спаллетти.
Байерсдорфер сразу расставил приоритеты в трансферах: сначала смотрим на воспитанников академии «Зенита», затем на российских игроков, после начинаем поиски за границей. На деле вышло, что за четыре трансферных окна питерский клуб взял восьмерых иностранцев и восьмерых россиян, среди которых оказались Олег Шатов и Игорь Смольников. Почему Байерсдорфер ушел? Две причины: он заскучал в «Зените», а тут еще настойчиво звал «Гамбург». Как отказать старым знакомым? Дитмар и не стал, досрочно прервав контракт с «Зенитом».
Лучшая покупка: н. Халк («Порту», Португалия, 40 млн евро)
Худшая покупка: з. Луиш Нету («Сиена», 6,5 млн евро)
Хенк ван Стее (январь 2015-го — июнь 2016-го)
Девять месяцев «Зенит» обходился без спортивного директора. Пока эту должность не занял голландец Хенк ван Стее. Прежде он «порулил» академией «Зенита», чем вызвал гнев многих питерских специалистов. Андре Виллаш-Боашу, напротив, манера работы ван Стее пришлась по душе. Он и предложил повысить голландца до спортивного директора. Руководители «Зенита», видимо, были не столь уверены в Хенке, раз предложили ему контракт только на полгода. Потом соглашение продлили еще на год. Когда он истек, ван Стее покинул клуб, в структуре которого проработал семь лет.
Лучшая покупка: н. Александр Кокорин («Динамо» М, 2 млн евро)
Худшая покупка: з. Вукашин Йованович («Црвена Звезда», Сербия, 2 млн евро)
Антон Евменов (июль 2016-го — август 2017-го)
В штатном расписании «Зенита» не было должности спортивного директора, но фактически его обязанности исполнял 34-летний (!) Антон Евменов. Формально он был главным селекционером. Ранее Евменов работал в «Москве» при Юрии Белоусе, стажировался в Аргентине, а когда вернулся в Россию, то прошел путь от главного селекционера до спортивного директора в ЦСКА.
В «Зените» Евменов задержался на полтора сезона. Поиск футболистов для Мирчи Луческу превратился в рулетку. Сорвали банк с Андреем Луневым, Браниславом Ивановичем и отчасти Жулиано. Проколов тоже хватало: Эрнани, Роберт Мак, Ибрагим Цалагов, Иван Новосельцев.
— Сразу набрали бы толковых селекционеров, а не таких, как сейчас. Привозят людей из Москвы, хотя они вообще никогда не играли в футбол, — рассуждал весной в интервью «Спорту День за Днем» экс тренер «Зенита» Сергей Ломакин, ныне входящий в селекционный отдел клуба. — Молодые селекционеры говорят мне: «Сергей Владимирович, ваше время ушло». А им самим по двадцать лет. Как они могут быть селекционерами, если не играли в футбол?
После возвращения Сарсании молодых селекционеров попросили на выход. Вместе с их начальником.
Лучшая покупка: в. Андрей Лунев («Уфа», 3,5 млн евро)
Худшая покупка: п. Эрнани («Атлетико Паранаэнсе», Бразилия, 8 млн евро)
* По версии «Спорта День за Днем».
** По данным transfermarkt.de
Подготовил Александр Кавокин
Использованы фото: РИА «Новости»; ФК «Зенит»; архив «Спорта День за Днем»