• «Зенит» сменил семь вратарей за шесть лет. Почему клуб никак не может решить проблему «первого номера»?

    Вратарская школа в России не так хороша, как кажется

    04.05.22 18:24

    «Зенит» сменил семь вратарей за шесть лет. Почему клуб никак не может решить проблему «первого номера»? - фото

    Фото: ФК «Зенит»

    Стало известно, что «Зенит» хочет подписать нового вратаря. Значит, что пришедший летом Станислав Крицюк не убедил в своих качествах, да и Михаил Кержаков играет не так, чтобы на него возложить все надежды. Однако среди тех, кого сейчас обсуждают, как потенциальное усиление, ни одному нельзя присудить статус топ-вратарь.

    Илья Лантратов («Химки»), Денис Адамов («Сочи») и Иван Ломаев («Крылья Советов») неплохие голкиперы, но ни один из них не играл высочайшем уровне. В России на данный момент есть только один вратарь топ-уровня – Игорь Акинфеев.

    Даже в сборной России на данный момент нет голкипера, который бы сравнился по уровню с тем, кто был «первым номером» на протяжении 14 лет (исключение составил только Евро-2012). Гильерме («Локомотив»), Антон Шунин («Динамо») и Сослан Джанаев («Сочи») надежные, но на длинной дистанции не спасают, а вытаскивают только то, что и так должны. Потенциально Матвей Сафонов («Краснодар») должен стать новым топ-вратарем России, однако ему нужно играть в международных матчах, чтобы продолжать развиваться, так что его развитие оказалось под большим вопросом.

    Михаил Кержаков

    В конце концов приходится констатировать, что хотя и считается, будто в России существует мощная вратарская школа, но со времен Игоря Акинфеева система не подготовила ни одного топ-вратаря. С натяжкой таковым считался Вячеслав Малафеев. Он действительно часто спасал свою команду, в зависимости от формы тащил больше ожидаемого. Хотя даже он уступал Акинфееву.

    Тем не менее, после завершения карьеры Малафеева «Зенит» шесть лет не может найти «первого номера». На этом месте попробовали себя Юрий Лодыгин, Егор Бабурин, Александр Васютин, Андрей Лунев, Михаил Кержаков, Станислав Крицюк и даже Даниил Одоевский. Ни одному не удалось себя зарекомендовать на стабильной основе.

    Почему я говорю о проблемах вратарской школы? Потому что ситуация складывается таким образом, что потенциальным первым номером чемпиона страны называют Одоевского. Он неплохо выступал на зимних сборах, но в официальных матчах отыграл слабо, продемонстрировав большую неуверенность и никаких особенных навыков. И это один из лучших представителей нового поколения. Списывать неудачи Одоевского на возраст бессмысленно (ему 19 лет). Статистика показывает, что топ-вратари начинают играть в 17-18 лет или раньше. К 23 годам у них накапливается в среднем около 223 матчей. Среди российских вратарей этому показателю соответствует только Игорь Акинфеев, который с 16 лет демонстрировал твердый характер, а в среднем у наших к этому возрасту – 80 матчей.

     

    Юрий Лодыгин

    Понятно, что в России боятся доверять молодым вратарям. К этому приводит система, до предела заточенная на результат. Но как минимум тренеры по вратарям должны понимать, если перед ними действительно талантливый парень. Рассказывают, что потенциально топ-вратарем мог стать Александр Селихов, который впервые в заявку РПЛ попал в 19 лет. И хотя к тому моменту он уже показывал выдающуюся игру за «дубль» «Амкара» Роман Герус и Сергей Нарубин оставались основными вратарями команды, даже если и не выручали так, как должен топ-вратарь. В результате Селихов дебютировал в РПЛ лишь два года спустя. И таких примеров полно. Они лишний раз говорят, что система подготовки вратарей сильно хромает.

    Не исключено, что результаты «Зенита» в Лиге чемпионов давно пошли бы в гору, если бы клуб подписал иностранного голкипера. Однако текущий лимит на легионеров сделал так, что эта позиция стала чисто российской. Ну а вышеописанная ситуация намекает нам, что сильного вратаря на внутреннем рынке «Зенит» пока не найдет. Разве только все-таки подпишет Сафонова.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»